Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования
Общее понятие о педагогике. Ее объект, предмет, цели, задачи и функции. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
Педагогика –это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим (Крившенко)
Объект – образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества или государства.
Предмет – сознательно и целенаправленно организованный педагогический процесс.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. (Крившенко)
Функции:
1) Описание, объяснение и предсказание изучаемых явлений.
2) Общетеоретическая – анализ закономерностей пед процесса.
3) Прогностическая – обоснованное предвиденье развития педагогической реальности
4) Практическая – усовершенствование пед практики, разработка новых методов и средств.
Задача педагогики – вскрытие закономерностей:
- в области воспитания, образования, обучения;
- в области управления воспитательными и образовательными системами;
- разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
- прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
- изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.
Основные категории пед:
Связь с другими науками:
Общественные науки: философия (методологическая основа), этика и эстетика, социология, экономика, демография.
Биологические науки: возрастная физиология, гигиена, медицина.
Психологические науки: возрастная и педагогическая психология, социальная псих.
Понятие методологии педагогической науки. Методологические подходы в педагогике ( системный, деятельный, культурологический, личностно-ориентированный и др. ). Методологическая культура учителя.
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие) — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической пауки по учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Подходы:
1. Системный - требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Он ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие.
2. Деятельностный - ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, профессиональной деятельности учителя, на выявление их структур, условий формирования, типов ориентировочной основы действия и т. д. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, студентов, учителей в различных видах деятельности.
3. Культурологический - видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей
4. Личностно-ориентированный- учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека (его психические и личностные качества), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самообразование, самоуправление). Такой подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, что, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество. Методологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание), внутренний план сознания (самосознания) и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают (Сластенин): • понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки; • осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному; • установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; • направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства; • потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики; • стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии; • критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; • рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса; • доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания; • понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики. |
Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.
Исследованием в педагогической науке называется процесс научной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах.
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.
1. Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.
2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.
3. Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.
Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.
Программа педагогического исследования состоит из двух частей.
1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.
2. Процедурная часть имеет своей основной задачей определение плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также, что главное, основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогические исследования.
Важные научно-педагогические исследования позволяют сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.
Методами педагогического исследования являются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.
Методы можно разделить на три группы.
1. Методы изучения педагогического опыта.
2. Методы теоретического исследования.
3. Математические методы.
Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических исследований. Данные методы являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.
Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.
Этапы наблюдения:
1) Определение задач и целей;
2) Выбор объекта, предмета и ситуации;
3) Выбор способа наблюдения;
4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) Обработка полученной информации.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа является дополнительным методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Беседа планируется заранее, определяется план беседы, вопросы, требующие описания. Беседа проводится в достаточно свободной форме, без записи ответов собеседника. Интервьюирование является разновидностью беседы, при его проведении исследователь опирается на ранее определенные вопросы, задаваемые в точной периодичности, в данном случае ответы записываются открыто.
Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.
Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т. д.
Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность.