Тема 8. Правовое положение осужденных
План самостоятельной работы к семинару:
1. Подготовиться к обсуждению вопросов, вынесенных на семинар
2. Подготовить реферативное сообщение на тему:
а) международно-правовые нормы и стандарты обращения с заключенными их влияние на формирование правового положения осужденных.
План семинара:
1. Понятие правового положения осужденных. Общий, специальный и индивидуальный статусы.
2. Субъективные права, законные интересы и юридические обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
3. Правовые последствия отбывания наказания. Особенности правового статуса лиц, отбывших наказание.
В конце занятия заслушивается реферативное сообщение.
Список рекомендованной литературы
Основная
1. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: учебник \ Под общей редакцией Ю.И. Калинина и др. 3 издание, испр. Рязань: Академия ФСИН Росии, 2009. С.325-337.
2. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов \ Отв. ред. А.С. Михлин. - 3 издание, перераб. и доп. М.: Издат. Юрайт: НД Юрайт, 2010. С. 83-100.
Дополнительная литература
47, 73, 134, 183, 217, 239, 269, 283.
План самостоятельной работы к практическому занятию:
1. Решить задачи.
Задача 1.
Какие из перечисленных ниже прав, свобод и обязанностей осужденных к лишению свободы относятся к общегражданским, а какие к специальным?
- право на охрану здоровья и международную помощь;
- право на свидания и телефонные переговоры;
-обязанность уплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей;
- право на образование;
- обязанность добросовестно относиться к труду и учебе;
- право на судебную защиту прав и свобод;
- обязанность нести военную или альтернативную службу;
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
- обязанность регистрировать имеющийся автотранспорт;
- право на свободу мысли и слова;
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия пикетирование;
- право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- обязанность здороваться при встречи с сотрудником ИУ;
- право на получение посылок или передач, бандеролей, писем;
Вопрос 2: Каких из этих прав, свобод и обязанностей осужденный лишен на период отбывания наказания?
Задача 2.
Осужденный Н.П. Сидоров, отбывающий наказание в воспитательной колонии, обратился с жалобой в прокуратуру на действия администрации ВК. В жалобе он указал, что прошло 6 месяцев со дня перевода его в строгие условия. За это время он не совершил нарушений установленного порядка, обучался в вечерней школе. По его мнению, его обязаны перевести в обычные условия отбывания наказания, однако комиссия ВК отказала ему в переводе.
Подготовьте ответ по существу жалобы осужденного.
Задача 3.
Учитывая возросшее число случаев браговарения и связанный с этим рост злостных нарушений режима, начальник ИК издал приказ, согласно которому в магазине колонии запрещалась продажа сахара, конфет, варенья и тому подобных изделий, а также подлежали изъятию указанные продукты, поступившие осужденным в посылках или передачах.
Дайте правовую оценку данному правоприменительному акту.
Задача 4.
Начальник отряда ИК строгого режима колонии капитан вн.сл. А.В.Сидоров объявил осужденному А.Н.Колесникову выговор за то, что он отказался от беседы с психологом колонии. Свой отказ он мотивировал тем, что он не нуждается в психологической помощи.
Дайте правовую оценку действий сотрудников колонии и осужденного.