Аналитический анализ воспитательного мероприятия
Введение
Важное место в аналитической деятельности руководителя учебного заведения занимает аналитический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых учащиеся участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.
В общем виде логика аналитического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения. Последовательность этапов может иметь следующий вид: совместная выработка целей, задач воспитательного мероприятия, выбор форм проведения; совместное планирование; участие учащихся в подготовке и особенности педагогического руководства преподавателей; непосредственное проведение воспитательного дела; совместное подведение итогов и анализ.
Изучение опыта работы учебных заведений и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов аналитического анализа воспитательного дела:
анализ цели воспитательного дела;
анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы учащихся и всего учебного заведения;
оценку места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;
анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования методов, анализ результатов этапа);
анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие студенческого коллектива, его самоуправление;
оценку деятельности преподавателя, куратора, уровня его аналитического мастерства: компетентности и профессионализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, аналитического такта, форм сотрудничества;
недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;
рекомендации, советы куратору, преподавателю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса.
Содержательную основу итогового анализа работы учебного заведения за учебный год составляют ведущие направления:
качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающегося учебного заведения; выполнение образовательных программ и федеральных государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;
качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях образования; типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся, степень развития познавательных интересов и др.;
уровень воспитанности учащихся; состояние и качество методической работы;
эффективность работы с родителями и общественностью;
состояние здоровья учащихся и санитарно-гигиеническая культура;
результативность деятельности совета учебного заведения, педагогического совета; работа учебного заведения за прошедший цикл обучения и воспитания; отчетный доклад.
Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.
Аналитический анализ воспитательного мероприятия
Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является аналитический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания.
Проведение всестороннего анализа и подготовка плана работы – обязательные этапы деятельности любого руководителя и организатора воспитания. В учебном заведении это прежде всего заместитель директора по воспитательной работе, кураторы, педагоги-организаторы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и план позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности учащихся, с которыми эта работа проводилась.
Подготовка к анализу воспитательного мероприятия
1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел учебного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V - этап подведения итогов.
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач этапа. Все они имеют свою специфику и требуют определенных знаний и умений педагога.