Методические приемы обучения восприятию на слух речевого материала у дошкольников с нарушением слуха (3).
В процессе работы по R слуха большое внимание уделяется различению речевого материала.
В зависимости от этапа обучения и состояния слуха, ребенка использ-ся звукоподражание, лепетные и полные слова, словосочетания, фразы.
Начинается работа с различения двух слов(лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Слова сначала воспринимаются слухо-зрительно, затем только на слух àпосле прослушивания слова ребенок повторяет его и указывает на соответствующую картинку или игрушку à постепенно увеличивается количество слов для различения. Ззатем предлагаются фразы, словосочетания. Затем переходим к обучению опознавания на слух(узнавание и воспроизведение знакомого речевого материала без наглядного подкрепления). Для опознавания предлагается знакомое слово, которое прежде ребенок учился различать. Ребенок слушает, называет слово или демонстрирует действие. При правильном ответе педагог показывает соответствующую картинку или табличку. В случае затруднений в опознавании слов или фраз они предлагаются для различения, а затем вновь для опознавания. Различению и опознаванию учат со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. При работе с индивид-ми аппаратами и без аппаратуры важно увеличивать расстояние от ребенка, на котором он может различать или опознавать речевой материал.
В качестве речевого материала для обучения опознаванию используются не только слова и фразы, но и короткие стихи (четверостишия), тексты(более сложно взаимосвязанных фраз повествовательного характера). О полноценном восприятии на слух небольшого текста свидетельствует точное опознавание отдельных слов и фраз, правильные ответы на вопросы по его содержанию. Речевой материал для опознавания надо менять на каждом занятии, в отличии от материала на различение.
По мере формирования навыков опознавания речевого материала детей учат воспринимать на слух новые по звучанию слова, фразы, которые прежде ребенок не слышал, т. е. распознавать их. При обучении распознаванию детей побуждают повторить слово так, как они его услышали: воспроизвести его контурн отдельные фрагменты. В случае затруднений распознавания речевой единицы она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатывается на уровне различения и опознавания.
В качестве методических приемов при обучении различению или опознаванию речевого материала используется демонстрация предмета или картинки, выполнение действии, ответы на вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, работа с использованием фланелеграфа, дидактические игры. Разнообразие методических приемов превращает слуховые тренировки в интересную для ребёнка игру.
Формы организации, планирование и содержание работы по обучению произношению детей с нарушением слуха (3).
Содержание вкл в себя формирование у учащихся знаний, умений и навыков необходимых, чтобы фонетическое оформление устной речи отвечало предьявляемым требованиям. Целью работы является обучение понятной устной речи.
Основная задача:
1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся,
2. Соблюдение в речи словесн и практическ ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Сенсорная база: *слуховой анализатор (остатки слуха и ЗУА); *зрительный ан (восприятие движения органов речи говорящего); *кожный ан (восприятие вибрации гортани и голос связок); *двигательный ан (импульсы от движений органов идут к коре головн мозга и закрепляют кинестетические связи между движением и звуком).
Методы: * аналитико-синтетический (одновременная работа над: слово-фраза, слог-фонема);
*концентрический (Рау, Слезина): дошкольный возраст-17 звуков, остальные заменяются ими; 1-2 класс-постановка остальных звуков; *полисенсорный (на основе анализаторов).
Способы постановки: *по подражанию; *механический (инструменты); *смешанный.
Разделы работы:
*речевое дыхание;
*работа над голосом (громкость, тембр.);
*звуки и звукосочетания;
* работа над словом (слитно, без призвуков, ударение, арфаэпич правильность);
* работа над фразой (норм темп, на одном выдохе, логическое ударение).
Речевой материал (сообщения, вопросы, инструкции) предъявляется в устной форме, затем прочитывается по табличке (устно), после этого проговаривается устно-дактильно, и наконец опять произносится в естественном темпе устно с соблюдением правил орфоэпии. Такое разведение и сочетание разных форм речи позволяет постепенно часть речевого материала переводить из пассивного словаря в словарь активный.
В случаях затруднения в проговаривании слова или забывания его звукового состава дети обращаются за помощью к табличке или пытаются припомнить, опираясь на дактилирование.
Работа над словом включает работу над слитность, над словесным ударением, над орфоэпией, работа над темпом произнесения слов. Работа над фразой включает: работа над литностью произношения, членение фразы паузами, логическое ударение, изменения высоты голоса.
При организации занятий по R речи в детском саду учитываются допустимые для каждого возраста нагрузки на детей.
Задачи, методы, приемы и содержание занятий по развитию речи дошкольн с нар слуха (3).
Основная задача- формирование речи, как средства общения. Зыков- теоретические основы- разработал дидактическую систему обучения языку «Коммуникативно-деятельностная система» - основное развитие этой системы принадлежит Носковой.
Важнейшим условием речевого R детей с нарушенным слухом является организация спец занятий по Rречи. Их целенаправленное планирование и систематическое проведение позволяет решитьряд задач:
- закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим миром и др.);
- обогащать словарь детей новыми словами и выражениями, проводить целенаправл работу над их значен-ми;
- формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);
- развивать связную речь детей, прежде всего разговорную, а также описательно-повествовательную.
Принципы: *генетический, *деятельностный, структурно-симантический (цель- учить ребенка выбирать языковой материал).
Важным фактором R речи - создание слухоречевой среды.
Условия:*через практическую деятельность; *формирование потребности в общении; *использование остаточного слуха; *контроль за речью со стороны взросл; *соблюд-е единых требов-й к речи всех взрослых.
Задачи: *усвоение значений слов и фраз, *форм-е различных форм речи (уст, писм, дактил),*R связной речи.
Содержание (по направлению):
R языковой способности (формирование различных видов восприятия, создание условий для восприятия- ЗУА и обучение произношению). Методы: игры на R зрит внимания и восприятия.
Формирование различных форм речи на разных возр этапах:
2-3 года- основа -устная речь, на основе остат слуха, зрит и слух анализатора первичные произносит навыки;
3-4 г –глобальное воспроизведение различных форм речи (основные виды речевой деятельности- слушание, слух-зрит восприятие, глобал чтение табличек, письменная речь как вспомогательная);
4-6 л – переход к анализу реч материала, звуки и буквы, обучение аналитич чтению с помощью дактилологии;
6-7 лет – углубление анализа речевого материала. На всех этапах основной является устная речь, но с 3-4 лет письменная речь как вспомогат-я, с 6 лет дактильная вспомогат-я.
Работа над значением слов. Накопление пассив и актив словаря: *в различных видах деятельности, * род, вид, обобщение слов, *метод приемы – рисование картин и составление рассказов.
Спец языковые наблюдения. (цель-уточнение значений слов, овладение зв-букв структурой, грамматикой).
Все направлениея используются параллельно на всех предметах.
Методы формирования речи: *подражание речи педагога, *дид/игры, *продуктивная деятельность, *работа с картинками, спец речевые упражнения.
Развитие речи происходит: 1. В режимных моментах (утрен гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т. д.).
2.В процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности
3.Развитие речи через ознакомление с окружающим миром.
Целенаправленное планирование и систематическое проведение спец занят позволяет обеспечить ряд задач:
1) Закрепить, систематиз-ть тот речев материал, котор сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим миром и др.);
2) Обогащать словарь детей новыми словами и выражен-ми, проводить целенаправл работу над их знач-ми;
3) Форм-ть разные виды речевой деят-ти (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование); 4) Развивать связн речь детей, прежде всего разговорн, а также описательно-повествовательную. 5) Усвоение значений слов и фраз.