Игры для развития общеучебных умений
Игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь»
Цель: развитие умения действовать в уме по инструкции и составлять внутренний план действия.
Ход выполнения: перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигуру, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз»).
Игра «Назови число»
Цель: формирование умения принять учебную задачу в полном объеме.
Ход игры: загадывается число, находящееся в пределах от 0 до 10, и сообщаются некоторые его признаки. Учащийся посредством дополнительных вопросов определяет это число и называет его.
Игра «Мозаика – телевизор»
Цель: формирование умения планировать свои действия.
Содержание: игра включает два этапа работы. На первом этапе учащемуся предлагается выложить ряд из цветных фишек на листе белой бумаги. Перед учащимся находится образец, на котором изображен соответствующий цветовой ряд. В цветовом ряду содержатся точки четырех цветов: красного, синего, желтого, зеленого. Точки расположены не по порядку. На первом этапе цветовой ряд может быть коротким – из 6-8 точек. Цветные фишки (из мозаики) лежат кучкой около учащегося, и он может брать только одну фишку, которая соответствует цветовой точке образца. После того, как учащийся перестал ошибаться в выполнении пяти таких цветовых рядов подряд, можно перейти ко второму этапу заданий.
Следующим этапом является игра «Телевизор». Учащемуся предлагается выложить целый рисунок из приложения к игре «Мозаика» подобно тому, как луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз. Выкладывайте рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом брать из коробки можно только одну фишку нужного цвета. После того, как учащийся научится собирать такие картинки безошибочно, можно перейти к завершающей части – к «чтению» цветных точек. Перед учащимся ставится задача – «прочитать» цветные точки на листе бумаги, расположенные в 4 строчки по 14 штук в каждой строке.
Игра «Кто первый»
Цель: тренировка умения удерживать заданную последовательность действий с пошаговым контролем. Смысл игры в том, что нужно по очереди уменьшать или увеличивать начальное число. Кто первый достигнет конечного, заранее установленного числа, тот и выиграл.
Практические занятия
Занятие 1. «Развитие компонентов психологической готовности к обучению»
Цель занятия:гармонизация и развитие гармонической «Я – концепции»;
развитие пространственной ориентации, координации движений, последовательности действий; развитие речи, фонематического слуха, слухового сосредоточения, пассивного словаря; развитие всех форм внимания.
Материал к занятию:альбомный лист, карандаши, кубики.
Ход занятия
5. Вступительная беседа
Учитель знакомит ребенка с отрывком стихотворения Дж. Родари:
«Жил однажды человек,
Беспокойный человек,
Он объездил всю планету,
Все искал по белу свету
Страну без ошибок.
Но, увы; надежды зыбки,
Всюду он встречал ошибки…»
- Все ли ошибки можно исправить?
- Как вы понимаете пословицу «Учимся на своих ошибках»? (ошибки нужны для того, чтобы чему - то научиться, разобраться, стать уверенным в каких - то вопросах)
6. Тренировочные упражнения
а) упражнение “Составление картинки из разрозненных деталей»
Ход выполнения: учитель предлагает ребенку отдельные детали, какого – либо предмета. Ребенок соединяет их так, чтобы получился заданный предмет (по образцу или сам должен догадаться).
б) игра «Определи звуки»
Ход выполнения: учитель читает ребенку ряды слов, в каждом из слов повторяется, какой - либо звук. Задача ребенка – определить этот звук.
Примеры: а) дротик, кров, песок, мост
б) лимон, килька, батист, бисквит
в) носки, астра, постель, стриж
Вариант игры: определить, какие два звука повторяются в каждом из следующих рядов слов: а) книга, гора, ангел, грамота
б) бокс, короб, роба, забор
в) упражнение «Построй в темноте»
Ход выполнения: на столе лежит 10-12 кубиков или спичечных коробок. Играющий за определенное время с завязанными глазами должен соорудить одной рукой столбик.
г) упражнение «Справа – слева»
Ход выполнения: попросите ребенка показать или назвать те предметы в классной комнате, которые в данный момент находятся справа от него, затем – слева от него. Параллельно ребенок объясняет предназначение этого предмета.
7. Упражнение-тренинг: «Волшебные зеркала»
Ход выполнения: учитель предлагает ребенку нарисовать себя в двух «волшебных» зеркалах. В первом – испуганным; во втором – веселым и уверенным.
- Какой человек симпатичнее?
- На кого ты больше похож?
- В какое зеркало ты чаще смотришься?
8. Итог
- Чему ты сегодня научился?
- Чему ты можешь научить своего одноклассника?
- Какая эмблема соответствует твоему настроению?
Занятие 2. «Развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление)»
Цель занятия:гармонизация и развитие гармонической «Я – концепции»;
развитие умения анализировать написанные слова, формировать внимательность; развитие осознанного восприятия; формирование устойчивого и последовательного умения устанавливать логические ассоциации;формирование умение концентрировать и удерживать внимание.
Материал к занятию:лист бумаги, карандаши, секундомер, толковый словарь