Полость рта. Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью

Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью. Сверху она ограничена твёрдым нёбом, сзади – мягким нёбом, спереди и с боков – верхнечелюстной и нижнечелюстной костями, а также щеками. Спереди ротовое отверстие замыкается зубами. В слизистой оболочке ротовой полости расположены мелкие железы, выделяющие слизь.

Язык – мышечный орган. Это орган вкуса и передвижения пищи в полости рта. Он участвует в актах глотания и сосания, а также принимает участие в произношении звуков членораздельной речи.

Задний отдел ротовой полости называется зевом. Он ограничен корнем языка, мягким нёбом, нёбными складками и язычком, свисающим на границе с глоткой. В нёбных складках находятся две крупные нёбные миндалины.

Зубы

Ребёнок рождается на свет без зубов. Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-9 месяцев. К концу первого года жизни их насчитывается 8, ко второй половине третьего года жизни – 20. У ребёнка всего 20 молочных зубов. Они очень нежны и непрочны. С шестилетнего возраста начинается смена молочных зубов на постоянные. Этот процесс длится до подросткового возраста.

Здоровые молочные зубы являются предпосылкой появления здоровых постоянных зубов. Процесс прорезывания постоянных зубов продолжается до 19-25 лет (3 – мудрости. 8 резцов, 4 клыка, 8 малых и 12 больших коренных зубов).

В каждом зубе различают коронку, шейку, корень. Коронка покрыта прочной эмалью. Шейка и корень – цементом. Большая часть зуба состоит из плотного вещества – дентина. Внутри зуба находится полость, заполненная рыхлой соединительной тканью с кровеносными и нервными сосудами – пульпа.

При помощи зубов пища раздробляется, размельчается и перетирается. Зубы также играют роль в образовании звуков.

В период смены передних зубов дети чуждаются товарищей, избегают отвечать на уроках, становятся менее общительными. Таких детей следует оберегать от дополнительных технических травм, т.к. всё это может отразиться как на их физическом развитии, так и на формирующемся характере.

При недостатке в пище витаминов С, Д и др. нарушается обмен веществ в организме. В том числе, и в зубах. Это ведёт к нарушению питания дентина и эмали, а значит, и к заболеванию зубов.

Заболевания зубов

Кариес−Пульпит–

нарушается целостность эмали. В зубе воспаление мягких тканей в появляется полость. Причина − неправильный центре зуба.

режим питания, недостаток в воде фтора.

Заболевания зубов важно своевременно устанавливать, т.к. потеря зубов нарушает процесс пищеварения и ведёт к разнообразным заболеваниям пищеварительного тракта.

Тема: Физиология пищеварения

Пищеварение – процесс обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом.

Начальный этап физической и химической обработки пищи, а также её апробация происходят в ротовой полости. В ротовой полости пища измельчается с помощью зубов. В неё открываются протоки 3-х пар крупных слюнных желез (околоушных, подъязычных, подчелюстных) и множество мелких. Тщательное пережёвывание пищи способствует лучшему контакту её компонентов со слюной, защищает пищеварительный тракт от механических повреждений, ускоряет достижение чувства сытости. В слюне содержится муцин, придающий ей вязкость, бактерицидное вещество лизоцим и ферменты амилаза и мальтаза, расщепляющие полисахариды до глюкозы, а также минеральные соли.

Итак, в ротовой полости начинается частичное расщепление углеводов. Ферменты слюны действуют только в слабощелочной среде и при температуре тела.

Из ротовой полости измельчённая и частично расщеплённая пища попадает в глотку, а затем − в пищевод. В нём физическое состояние и химический состав пищи не меняется.

Из пищевода пища попадает в желудок. Железы желудка вырабатывают и выделяют желудочный сок. Это бесцветная жидкость кислой реакции. Он состоит из воды, ферментов, соляной кислоты и слизи. Кислота активизирует работу ферментов и губительно действует на некоторые микроорганизмы. Слизь предохраняет стенки желудка от механических повреждений. Ферменты пепсины расщепляют белки, липиды расщепляют эмульгированные жиры, химозины створаживают молоко. Продолжительность пищеварения в желудке зависит от вида и усвояемости пищи (от 2 до 8 часов).

12-типерстная кишка (25-30 см) является начальным отделом тонкого кишечника. Она играет основную роль в пищеварении, поскольку здесь происходит переваривание белков, жиров, углеводов с помощью ферментов, поступающих из поджелудочной железы и желчи, вырабатываемой клетками печени. Печень участвует во всех видах обмена веществ, играет роль в поддержании гомеостаза, в синтезе и депонировании органических соединений, в ней обезвреживаются ядовитые продукты обмена.

В тонком кишечнике осуществляется активное всасывание воды, минеральных веществ, витаминов. Осуществляет регуляторную и гомеостатическую функцию, синтезирует витамин А и другие биологически активные вещества, окисляет канцерогенные углеводороды до нетоксичных соединений.

Толстый кишечник населён симбиотическими микроорганизмами, которые выполняют ряд полезных функций: препятствуют жизнедеятельности и размножению болезнетворных микробов, синтезируют витамины (В, К), которые расщепляют клетчатку. В результате в кишечнике создаётся кислая среда, которая препятствует гнилостному бактериальному разложению белков. В толстом кишечнике осуществляется всасывание воды, минеральных веществ, витаминов, глюкозы. Каловые массы удаляются через прямую кишку. Вместе с ними удаляются продукты обмена, как холестерин, кальций, металлы, соли, плохо растворимые в воде.

Нарушение процессов пищеварения и расстройство ритмов соковыделения происходит при систематических погрешностях режима питания, редких приёмах пищи и поспешной еде. Большое количество пищи, съеденной за один приём, вызывает растяжение стенок желудка и ухудшает самочувствие человека.

Перенасыщение пищи холестерином приводит к образованию желчных камней. Тормозят желчеобразование холод, голодание и недостаточность кислорода. Нарушают желчевыделительную функцию и внешнюю секрецию поджелудочной железы избыточное потребление жиров, белков, поваренной соли, лука, чеснока, поспешная еда…

Употребление рафинированных и других продуктов, лишённых балластных веществ (белый хлеб, макароны, рис, манная крупа, яйца…), нарушает двигательную и выделительную функцию кишечника, приводит к развитию запоров. Образующиеся при этом токсические вещества поступают в кровь, а затем в печень, отягощая её функцию.

Перегрузка рациона мясными продуктами усиливает процессы гниения и способствует интоксикации организма. Употребление кисломолочных продуктов, свёклы, моркови, сухофруктов (слив) активизирует перистальтику кишечника и подавляет деятельность его гнилостной микрофлоры.

Правильное питание – залог здоровья.

Гигиена питания

Рациональное питание обеспечивает растущий организм необходимыми для его гармоничного роста и развития энергией и питательными веществами в качественных соотношениях и достаточном количестве.

Потребность конкретного человека в разных компонентах еды зависит от многих факторов: от величины физической нагрузки, возраста, пола, конституции организма, условий окружающей среды, активности нервной и эндокринной систем, беременности и т. д..

Количество и состав продуктов питания, необходимых человеку в сутки, называется пищевым рационом.

Составление сбалансированного пищевого рациона основывается на трёх основных физиологических принципах:

1. Калорийность суточного рациона человека должна соответствовать его энергозатратам.

2. Количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов должно быть равное, по крайней мере, минимальное.

3. Количество витаминов, солей и микроэлементов должно быть ниже токсического уровня.

Взрослому человеку среднего роста и массы требуется в сутки

80-100 г белков

70-80 г жиров

350-400 г углеводов

Чтобы обеспечить достаточное количество витаминов и минеральных солей, в рационе должны быть свежие овощи, фрукты, соки. Наиболее рациональным является четырёхразовое питание.

Завтрак – 20-25%

Второй завтрак – 10-15%

Обед – 40-45%

Ужин – 20-25%

Для школьников, занимающихся в I-ую и II-ую смену, рекомендован режим питания:

I смена II смена
1-ый завтрак 8.00 1-ый завтрак 8.30
2-ой завтрак 11.00 2-ой завтрак 13.00
обед 13.00 −15.00 обед 16.30
ужин 19.00 – 20.00 ужин 20.30

Важное значение имеют соотношения пищевых рационов. Наилучшим соотношением считаются:

Б : Ж : У = 1 : 1 : 5 – для младших школьников

Наши рекомендации