Понятие «управленческая культура». требования к современному руководителю. модель управленческой культуры. стили управления. показатели качества управления.
Успех управления образовательным учреждением во многом обусловлен личностными, индивидуальными и субъектными качествами его руководителя, что выражается в понятии «управленческая культура руководителя».
Управленческая культура руководителя образовательного учреждения - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.
Анализ теории и практики управления образовательным учреждением, результаты теоретико-экспериментальной работы, выявленные особенности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения позволяют обозначить современные требования, предъявляемые к его управленческой компетентности:
1. Способность управлять собой и своим временем - интегративная способность, включающая в себя: равновесие между личностными и профессиональными запросами и потребностями; рациональное и результативное использование времени, вообще, и рабочего, в частности; эффективное ранжирование дел; целесообразное общение с окружающими; наличие чувства собственного достоинства; умелый «уход» от стрессов.
2. Наличие разумных личных ценностей - основные жизненные позиции, которые позволяют современному руководителю выносить правильные суждения о том, что важно, а что нет, и принимать правильные управленческие решения.
3. Наличие четких личных целей, ориентирующих руководителя на конкретные дела и их результаты и дающих возможность ранжировать силы, время и другие ресурсы управленческой деятельности.
4. Постоянный личный рост, развитие на основе знания себя и своих индивидуальных возможностей, что предполагает выделение времени для развития, положительное отношение к препятствиям, оценку собственного опыта, веру в свои силы, реагирование на изменения в карьере через управление профессиональным развитием.
5. Умение эффективно решать проблемы, предполагающее постоянную нацеленность на решение проблем, выбор адекватных методов, использование системного подхода, определение ответственных за проблему, четкая постановка цели работы каждого, установление критериев для определения успеха, умелое обращение с информацией, эффективное планирование, выделение времени на анализ, эффективное координирование работы коллектива.
6. Способность влиять на окружающих, характеризующаяся умениями правильно оценивать окружающих, устанавливать взаимоотношения, ясно излагать мысли, наличием реалистичного представления о собственном «Я», уверенного поведения, стремления быть настойчивым, умением «услышать» другого, желанием его понять.
7. Знание современных управленческих подходов, предполагающее знание стилей управления и собственного стиля, изменение стиля управления в зависимости от потребности и ситуации, умение добиться от людей всего, чего они могут дать.
8. Способность руководить (умело использовать людские ресурсы) - формируемая и развиваемая способность руководителя. Она включает понимание собственной роли и факторов, влияющих на выполнение этой роли, адаптацию стиля управления к переменам в обществе, системный подход к анализу работы, квалифицированное делегирование полномочий и создание позитивной обратной связи, поиск активизации деятельности сотрудников и критериев успеха.
9. Умение обучать и развивать подчиненных - особое умение руководителя, связанное с его воспитательными функциями. Руководитель должен стремиться создать в коллективе положительную среду для учебы, анализировать потребности сотрудников в обучении, систематически оценивать сотрудников, знать сильные и слабые стороны подчиненных, ставить цели, требующие усилий, использовать возможности развития в процессе работы.
Существует общий перечень личностных характеристик руководителя, который способствует эффективности его работы. К их числу относятся: адаптационная мобильность, контактность, стрессоустойчивость, доминантность .
Модель управленческой культуры руководителя образовательного учреждения включает три блока, каждый из которых содержит, в свою очередь, определенную совокупность компонентов управленческой культуры:
1. Формы взаимодействия, этикет: - внешний вид (стилевое единство, аккуратность, сдержанность, умение двигаться); - речь (грамматическая правильность, логика изложения, лексическое богатство, владение техникой речи) и элементы невербального общения (мимика, жесты); - соблюдение правил поведения, принятых в обществе, и специфических правил, принятых в среде педагогов и в конкретном образовательном учреждении.
2. Поведение и способы взаимодействия в деятельности: - способы предъявления требований; - методы принятия управленческих решений (в том числе в условиях дефицита времени); - умение организовать работу в команде, в том числе умение делегировать полномочия; - владение современными технологиями организации управленческого труда, эффективными приемами работы; - корректное применение методов мотивации и стимулирования (различных видов поощрений и наказаний) на основе четких критериев и показателей оценки труда подчиненных; - способы разрешения конфликтов; - самоменеджмент (организация рабочего места, оптимальное распределение рабочего времени, правильное чередование труда и отдыха, использование в работе технических средств, умение работать с документами).
3. Ценности и смыслы профессиональной деятельности: - наличие концепции образовательного учреждения; - ценностные ориентации (общие и в сфере образования) и основанные на них суждения (правильно - ошибочно, справедливо - неэтично, гуманно - негуманно); - культуру мышления (логика, критичность, прогностичность - в том числе способность предвидеть возможные ошибки, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота); - творчество и системность в деятельности; - способность воспринимать нужды сотрудников, уважение их достоинства, заботу о творческом развитии каждого члена педагогического коллектива; задача руководителя - старается сделать так, чтобы работа для педагогов и сотрудников была источником удовлетворения и воодушевленности.
Во многом культура управления зависит от особенностей администраторских и лидерских качеств руководителя, определяющих его управленческий стиль. Исследователи выделяют авторитарный, демократический, либерально-анархический, непоследовательный и ситуативный стили управления.
Для авторитарного (директивного, диктаторского) стиля управления характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности.
Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется тем, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и подчиненными («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности и особенности.
Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает возможность принятия правильных решений, высокие результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна лишь при наличии у руководителя развитых интеллектуальных, организаторских и психологических, коммуникативных способностей.
Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои мнения, но реального учета, согласования позиций достичь не стремятся), а с другой - «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пушено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие.
Непоследовательный (алогичный) стиль управления проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то либерально-анархический, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
При ситуативном стиле управления руководитель учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Например, если уровень психологического развития подчиненных низок (низкая квалификация, недобросовестность), руководитель осуществляет «авторитарное указывание»: дает четкие указания, проводит инструктаж, постоянно контролирует работу подчиненных, по необходимости - применяет наказания, указывает на ошибки, поощряет за хорошую работу. При высоком уровне психологического развития подчиненных (подчиненные хотят и умеют работать творчески, ответственные, инициативные работники) руководитель использует такую форму управленческого поведения, как передача полномочий. Она предполагает постановку проблемы, прояснение целей, предоставление необходимых прав и полномочий сотруднику для самостоятельного решения проблемы, отказ от вмешательства в дела подчиненного, поддержку только по его просьбе, самоуправление и самоконтроль сотрудников, серьезное отношение к просьбам, вознаграждение за творческое решение проблемы.
Показатели качества управления, как правило, свидетельствуют о том, эффективно управление или нет. Поэтому их можно назвать показателями эффективности управления.
В совокупность показателей качества управления включены:
- высокая информированность о потенциале принимаемых решений, внедряемых нововведений;
- полнота выделения актуальных для образовательного учреждения проблем;
- рациональность выбора общей и частной целей;
- интегрированность целей;
- реалистичность планов достижения целей развития образовательного учреждения;
- заинтересованность педагогических работников в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;
- контролируемость всех процессов в образовательном учреждении (включая инновационные процессы).
Показателем эффективности руководства является также степень авторитета руководителя. Выделяют три формы этого авторитета: формальный авторитет, моральный авторитет; функциональный авторитет (разновидность психологического авторитета).