Понятие «управленческая культура». требования к современному руководителю. модель управленческой культуры. стили управления. показатели качества управления.

Успех управления образовательным учреждением во многом обусловлен личностными, индивидуальными и субъектными качествами его руководителя, что выражается в понятии «управленческая культура руководителя».

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.

Анализ теории и практики управления образовательным учреждением, результаты теоретико-экспериментальной работы, выявленные особенности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения позволяют обозначить современные требования, предъявляемые к его управленческой компетентности:

1. Способность управлять собой и своим временем - интегративная способность, включающая в себя: равновесие между лич­ностными и профессиональными запросами и потребностями; рациональное и результативное использование времени, вообще, и рабочего, в частности; эффективное ранжирование дел; целесо­образное общение с окружающими; наличие чувства собственно­го достоинства; умелый «уход» от стрессов.

2. Наличие разумных личных ценностей - основные жизненные позиции, которые позволяют современному руководителю выно­сить правильные суждения о том, что важно, а что нет, и прини­мать правильные управленческие решения.

3. Наличие четких личных целей, ориентирующих руководителя на конкретные дела и их результаты и дающих возможность ран­жировать силы, время и другие ресурсы управленческой деятель­ности.

4. Постоянный личный рост, развитие на основе знания себя и своих индивидуальных возможностей, что предполагает выделе­ние времени для развития, положительное отношение к препят­ствиям, оценку собственного опыта, веру в свои силы, реагиро­вание на изменения в карьере через управление профессиональ­ным развитием.

5. Умение эффективно решать проблемы, предполагающее по­стоянную нацеленность на решение проблем, выбор адекватных методов, использование системного подхода, определение ответ­ственных за проблему, четкая постановка цели работы каждого, установление критериев для определения успеха, умелое обраще­ние с информацией, эффективное планирование, выделение вре­мени на анализ, эффективное координирование работы коллек­тива.

6. Способность влиять на окружающих, характеризующаяся умениями правильно оценивать окружающих, устанавливать вза­имоотношения, ясно излагать мысли, наличием реалистичного представления о собственном «Я», уверенного поведения, стрем­ления быть настойчивым, умением «услышать» другого, желани­ем его понять.

7. Знание современных управленческих подходов, предполагаю­щее знание стилей управления и собственного стиля, изменение стиля управления в зависимости от потребности и ситуации, уме­ние добиться от людей всего, чего они могут дать.

8. Способность руководить (умело использовать людские ресур­сы) - формируемая и развиваемая способность руководителя. Она включает понимание собственной роли и факторов, влияющих на выполнение этой роли, адаптацию стиля управления к переме­нам в обществе, системный подход к анализу работы, квалифи­цированное делегирование полномочий и создание позитивной обратной связи, поиск активизации деятельности сотрудников и критериев успеха.

9. Умение обучать и развивать подчиненных - особое умение руководителя, связанное с его воспитательными функциями. Ру­ководитель должен стремиться создать в коллективе положитель­ную среду для учебы, анализировать потребности сотрудников в обучении, систематически оценивать сотрудников, знать сильные и слабые стороны подчиненных, ставить цели, требующие уси­лий, использовать возможности развития в процессе работы.

Существует общий перечень личностных характеристик руководителя, который способствует эффективности его работы. К их числу относятся: адаптационная мобильность, контактность, стрессоустойчивость, доминантность .

Модель управленческой культуры руководителя образовательного учреждения включает три блока, каждый из которых содержит, в свою очередь, определенную совокупность компонентов управленческой культуры:

1. Формы взаимодействия, этикет: - внешний вид (стилевое единство, аккуратность, сдержанность, умение двигаться); - речь (грамматическая правильность, логика изложения, лексическое богатство, владение техникой речи) и элементы невербального общения (мимика, жесты); - соблюдение правил поведения, принятых в обществе, и специфических правил, принятых в среде педагогов и в конкретном образовательном учреждении.

2. Поведение и способы взаимодействия в деятельности: - способы предъявления требований; - методы принятия управленческих решений (в том числе в условиях дефицита времени); - умение организовать работу в команде, в том числе умение делегировать полномочия; - владение современными технологиями организации управленческого труда, эффективными приемами работы; - корректное применение методов мотивации и стимулирования (различных видов поощрений и наказаний) на основе четких критериев и показателей оценки труда подчиненных; - способы разрешения конфликтов; - самоменеджмент (организация рабочего места, оптимальное распределение рабочего времени, правильное чередование труда и отдыха, использование в работе технических средств, умение работать с документами).

3. Ценности и смыслы профессиональной деятельности: - наличие концепции образовательного учреждения; - ценностные ориентации (общие и в сфере образования) и основанные на них суждения (правильно - ошибочно, справедливо - неэтично, гуманно - негуманно); - культуру мышления (логика, критичность, прогностичность - в том числе способность предвидеть возможные ошибки, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота); - творчество и системность в деятельности; - способность воспринимать нужды сотрудников, уважение их достоинства, заботу о творческом развитии каждого члена педагогического коллектива; задача руководителя - старается сделать так, чтобы работа для педагогов и сотрудников была источником удовлетворения и воодушевленности.

Во многом культура управления зависит от особенностей ад­министраторских и лидерских качеств руководителя, определяю­щих его управленческий стиль. Исследователи выделяют авторитарный, демократический, либерально-анархический, непоследовательный и ситуативный стили управления.

Для авторитарного (директивного, диктаторского) стиля управ­ления характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности.

Демократический (коллегиальный) стиль управления характе­ризуется тем, что управленческие решения принимаются на ос­нове обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотруд­ников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и подчиненными («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, по­требности и особенности.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает возможность принятия правильных решений, высокие результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллекти­ва. Однако реализация демократического стиля возможна лишь при наличии у руководителя развитых интеллектуальных, организа­торских и психологических, коммуникативных способностей.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом де­мократии» (все могут высказывать свои мнения, но реального уче­та, согласования позиций достичь не стремятся), а с другой - «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняют­ся, нет контроля за их реализацией, все пушено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие.

Непоследовательный (алогичный) стиль управления проявляет­ся в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то либерально-анархический, то де­мократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловлива­ет крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

При ситуативном стиле управления руководитель учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Например, если уровень психологического развития под­чиненных низок (низкая квалификация, недобросовест­ность), руководитель осуществляет «авторитарное указывание»: дает четкие указания, проводит инструктаж, постоянно контролирует работу подчиненных, по необходимости - применяет наказания, указывает на ошибки, поощряет за хорошую работу. При высоком уровне психологического разви­тия подчиненных (подчиненные хотят и умеют работать твор­чески, ответственные, ини­циативные работники) руководитель использует такую форму уп­равленческого поведения, как передача полномочий. Она предпо­лагает постановку проблемы, прояснение целей, предоставление необходимых прав и полномочий сотруднику для самостоятельного решения про­блемы, отказ от вмешательства в дела подчиненного, поддержку только по его просьбе, самоуправление и самоконтроль сотруд­ников, серьезное отношение к просьбам, вознаграждение за твор­ческое решение проблемы.

Показатели качества управления, как правило, свидетельству­ют о том, эффективно управление или нет. Поэтому их можно назвать показателями эффективности управления.

В совокупность показателей качества управления включены:

- высокая информированность о потенциале принимаемых ре­шений, внедряемых нововведений;

- полнота выделения актуальных для образовательного учреж­дения проблем;

- рациональность выбора общей и частной целей;

- интегрированность целей;

- реалистичность планов достижения целей развития образова­тельного учреждения;

- заинтересованность педагогических работников в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;

- контролируемость всех процессов в образовательном учреж­дении (включая инновационные процессы).

Показателем эффективности руководства является также сте­пень авторитета руководителя. Выделяют три формы этого авторитета: формальный авторитет, моральный авторитет; функциональный авторитет (разновидность психологическо­го авторитета).


Наши рекомендации