Образовательное учреждение как система и объект управления. типы организационных структур. функциональные обязанности сотрудников и подразделений.

В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» отмечено, что образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.

Согласно ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Выполнение этих и многих других предусмотренных законом функций приводит к необходимости разрабатывать и совершенствовать структуру управления деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. ОУ как педагогическая система и объект управления имеет определенную организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.

Выделяются следующие основные типы организационных структур: линейный, функциональный, сме­шанный, дивизиональный, проектный, матричный.

(раскройте один из типов организационной структуры; выбирайте тот, по которому выступали на уроке)

Линейная организационная структура - это последовательность индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в по­рядке подчинения (сверху вниз), т.е. в отношениях, субордина­ции (например, начальник управления - его заместители - ди­ректор школы - его заместители - учителя).

Достоинство линейной структуры заключается в том, что ре­шения по всем вопросам, касающимся определенного участка работы, принимаются одним руководителем. Это создает условия для согласованности решений. Однако к руководителям предъяв­ляются очень высокие требования, они должны быть компетент­ны в разных областях. В линейной структуре все замкнуто на руко­водителе: он должен уметь быстро переключаться с одного типа задач на другой, поэтому испытывает большую нагрузку.

В чистом виде линейная структура в современной школе не существует. Но при бюрократическом характере руководства ре­альная организационная структура может приближаться к линей­ной.

Функциональная организационная структура предполагает, что субъекты выстраиваются в соответствии со своим предназначени­ем, функциональными обязанностями, что указываются их связи и отношения, называемые координацией (например, директор - заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по хозяйственной деятельности).

Смешанная организационная структура - это линейно-функ­циональная организационная структура, в которой связи и отношения субъек­тов характеризуются одновременно и субординацией и координа­цией. Такие структуры развиты как по вертикали, так и по гори­зонтали.

Достоинства линейно-функциональных структур заключаются в том, что за счет специализации они позволяют более качествен­но решать определенные задачи и предъявляют меньшие требова­ния к подготовке руководителей и исполнителей. Однако при не­благоприятных внешних условиях или в ситуации, когда прихо­дится решать много нестандартных задач, касающихся совмест­ной работы разных подразделений, такие структуры оказываются неэффективными. К тому же рациональная дифференциация при­водит к потере общих целей деятельности всей системы, которые оказываются вне поля зрения ее структурных подразделений. Каж­дое подразделение исполняет лишь свою часть работы в соответ­ствии со своими целями.

Три представленные выше структуры характерны для функ­ционирующей школы, т.е. для школы, результаты деятельности которой стабильны на протяжении длительного периода време­ни.

Некоторые исследователи выделяют еще один тип струк­туры управления, близкий по своему характеру линейно-функцио­нальному - дивизиональную структуру.

В больших школах задачи координации работы функциональ­ных подразделений значительно усложняются. Преодоление этих трудностей может осуществляться путем создания относительно самостоятельных структур управления отдельными частями шко­лы и наделения их полномочиями выработки решений по широ­кому кругу вопросов. Каждая из этих частных структур строится по линейно-функциональному принципу. Кроме того, существу­ют общешкольные органы управления. Дивизиональные структуры позволяют уменьшить нагрузку на директора и повысить скорость принятия необходимых решений.

В последние годы XX в. в школах стали возникать элементы проектных и матричных структур.

Структура проектного типа - это временная структура, со­здаваемая для решения какой-то определенной задачи. Она при­звана собрать в одну команду группу сотрудников, способных ре­шить поставленную задачу. На время работы в проектной или проблемной группе ее участ­ники полностью или частично освобождаются от своих привыч­ных обязанностей. В группу могут также на время привлекаться сотрудники «со стороны». Проектная структура прекращает свое существование после решения задачи.

Например, если руководство школы обнаруживает, что еже­годно при переходе учащихся с начальной ступени образования на среднюю происходит падение успеваемости, оно может со­здать проблемную группу из учителей начальных классов и сред­ней ступени, перед которыми будет поставлена задача проанали­зировать причины этого явления и предложить программу дей­ствий по их устранению. После рассмотрения и утверждения про­граммы на педагогическом совете определяется состав участни­ков ее реализации, которым поручается выполнение плана по решению проблемы.

Структуры матричного типа возникают при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может вхо­дить в разные проектные группы и подчиняться нескольким ру­ководителям проектов. Однако эти руководители не имеют адми­нистративных полномочий, - эти полномочия остаются за руко­водителями подразделений. Руководители проектов определяют только, что и когда должно быть сделано. Кто и как это будет делать, определяют руководители подразделений.

Структуры такого типа могут возникать при реализации в шко­ле широкой программы развития, включающей проекты освое­ния многих новшеств. Создание матричной структуры позволя­ет существенно повысить гибкость управления. Однако структура этого типа предполагает высокий уровень компетенции руково­дителей и зрелости коллектива.

Построение организационных механизмов управления, адек­ватных внутренним и внешним условиям ОУ - важнейшая задача администрации, и в первую очередь, руководителя. Строение управляющей системы зависит от многих факторов, и преж­де всего от размеров ОУ, характера образовательной системы, зрелости коллектива, интенсивности инновационной деятельно­сти, стабильности окружающей среды.

Чем больше ОУ, тем больше в ее организационной струк­туре уровней, тем более разнообразен состав органов управле­ния, более высока их специализация и широки полномочия, тем более важную роль играет сочетание вертикальных и горизонталь­ных механизмов координации связей между подразделениями.

Рассмотрим функциональные обязанности сотрудников и подразделений, составляющих организационную структуру ОУ.

(из подразделений можно взять (один на выбор) Совет ОУ, пед. совет, метод. совет, попечительский совет, наблюдательный совет, совет родителей, методическое объединение педагогов и кафедры, школа молодого педагога и др. (вспомните свое выступление);

из сотрудников можно взять (один на выбор) руководителя ОУ, заместителя руководителя ОУ, учителя, педагога-организатора, социального педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, библиотекаря, воспитателя, музыкального руководителя ми др. (материалы берите в ЕКС (едином квалификационном справочнике).


Наши рекомендации