Образовательное учреждение как система и объект управления. типы организационных структур. функциональные обязанности сотрудников и подразделений.
В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» отмечено, что образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация;
2) общеобразовательная организация;
3) профессиональная образовательная организация;
4) образовательная организация высшего образования.
Согласно ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Выполнение этих и многих других предусмотренных законом функций приводит к необходимости разрабатывать и совершенствовать структуру управления деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. ОУ как педагогическая система и объект управления имеет определенную организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.
Выделяются следующие основные типы организационных структур: линейный, функциональный, смешанный, дивизиональный, проектный, матричный.
(раскройте один из типов организационной структуры; выбирайте тот, по которому выступали на уроке)
Линейная организационная структура - это последовательность индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в порядке подчинения (сверху вниз), т.е. в отношениях, субординации (например, начальник управления - его заместители - директор школы - его заместители - учителя).
Достоинство линейной структуры заключается в том, что решения по всем вопросам, касающимся определенного участка работы, принимаются одним руководителем. Это создает условия для согласованности решений. Однако к руководителям предъявляются очень высокие требования, они должны быть компетентны в разных областях. В линейной структуре все замкнуто на руководителе: он должен уметь быстро переключаться с одного типа задач на другой, поэтому испытывает большую нагрузку.
В чистом виде линейная структура в современной школе не существует. Но при бюрократическом характере руководства реальная организационная структура может приближаться к линейной.
Функциональная организационная структура предполагает, что субъекты выстраиваются в соответствии со своим предназначением, функциональными обязанностями, что указываются их связи и отношения, называемые координацией (например, директор - заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по хозяйственной деятельности).
Смешанная организационная структура - это линейно-функциональная организационная структура, в которой связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Такие структуры развиты как по вертикали, так и по горизонтали.
Достоинства линейно-функциональных структур заключаются в том, что за счет специализации они позволяют более качественно решать определенные задачи и предъявляют меньшие требования к подготовке руководителей и исполнителей. Однако при неблагоприятных внешних условиях или в ситуации, когда приходится решать много нестандартных задач, касающихся совместной работы разных подразделений, такие структуры оказываются неэффективными. К тому же рациональная дифференциация приводит к потере общих целей деятельности всей системы, которые оказываются вне поля зрения ее структурных подразделений. Каждое подразделение исполняет лишь свою часть работы в соответствии со своими целями.
Три представленные выше структуры характерны для функционирующей школы, т.е. для школы, результаты деятельности которой стабильны на протяжении длительного периода времени.
Некоторые исследователи выделяют еще один тип структуры управления, близкий по своему характеру линейно-функциональному - дивизиональную структуру.
В больших школах задачи координации работы функциональных подразделений значительно усложняются. Преодоление этих трудностей может осуществляться путем создания относительно самостоятельных структур управления отдельными частями школы и наделения их полномочиями выработки решений по широкому кругу вопросов. Каждая из этих частных структур строится по линейно-функциональному принципу. Кроме того, существуют общешкольные органы управления. Дивизиональные структуры позволяют уменьшить нагрузку на директора и повысить скорость принятия необходимых решений.
В последние годы XX в. в школах стали возникать элементы проектных и матричных структур.
Структура проектного типа - это временная структура, создаваемая для решения какой-то определенной задачи. Она призвана собрать в одну команду группу сотрудников, способных решить поставленную задачу. На время работы в проектной или проблемной группе ее участники полностью или частично освобождаются от своих привычных обязанностей. В группу могут также на время привлекаться сотрудники «со стороны». Проектная структура прекращает свое существование после решения задачи.
Например, если руководство школы обнаруживает, что ежегодно при переходе учащихся с начальной ступени образования на среднюю происходит падение успеваемости, оно может создать проблемную группу из учителей начальных классов и средней ступени, перед которыми будет поставлена задача проанализировать причины этого явления и предложить программу действий по их устранению. После рассмотрения и утверждения программы на педагогическом совете определяется состав участников ее реализации, которым поручается выполнение плана по решению проблемы.
Структуры матричного типа возникают при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов. Однако эти руководители не имеют административных полномочий, - эти полномочия остаются за руководителями подразделений. Руководители проектов определяют только, что и когда должно быть сделано. Кто и как это будет делать, определяют руководители подразделений.
Структуры такого типа могут возникать при реализации в школе широкой программы развития, включающей проекты освоения многих новшеств. Создание матричной структуры позволяет существенно повысить гибкость управления. Однако структура этого типа предполагает высокий уровень компетенции руководителей и зрелости коллектива.
Построение организационных механизмов управления, адекватных внутренним и внешним условиям ОУ - важнейшая задача администрации, и в первую очередь, руководителя. Строение управляющей системы зависит от многих факторов, и прежде всего от размеров ОУ, характера образовательной системы, зрелости коллектива, интенсивности инновационной деятельности, стабильности окружающей среды.
Чем больше ОУ, тем больше в ее организационной структуре уровней, тем более разнообразен состав органов управления, более высока их специализация и широки полномочия, тем более важную роль играет сочетание вертикальных и горизонтальных механизмов координации связей между подразделениями.
Рассмотрим функциональные обязанности сотрудников и подразделений, составляющих организационную структуру ОУ.
(из подразделений можно взять (один на выбор) Совет ОУ, пед. совет, метод. совет, попечительский совет, наблюдательный совет, совет родителей, методическое объединение педагогов и кафедры, школа молодого педагога и др. (вспомните свое выступление);
из сотрудников можно взять (один на выбор) руководителя ОУ, заместителя руководителя ОУ, учителя, педагога-организатора, социального педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, библиотекаря, воспитателя, музыкального руководителя ми др. (материалы берите в ЕКС (едином квалификационном справочнике).