Формирование гражданственности молодежи в современной России

Формирование гражданского общества и построение правового государства выступает одной из важных стратегических целей социального развития Российской Федерации. Повышение гражданско-правовой культуры молодежи приобретает в связи с этим особую актуальность, так как при низкой политической грамотности избирателей, при отсутствии навыков активного участия граждан в жизни отдельного региона и всего государства, без развитого чувства ответственности за судьбу страны все намечаемые преобразования так и останутся на стадии теоретического обсуждения. Функционирование демократии и, в конечном счете, правового государства зависит от грамотных, образованных граждан, имеющих доступ к широкому спектру информации, что позволяет молодежи активно участвовать в жизни общества, принимая осознанные и ответственные решения.

Современный этап развития общества характеризуется глубинными переменами во всех сферах жизни. Процессы реформирования приобрели формы существенных трансформационных изменений, основательно преобразовав экономические, политические, социальные, гражданские отношения, политическую систему государства. В этой связи наблюдается подъем научно-исследовательского интереса к вопросам модернизации общества, формирования институтов гражданского общества и характера инновационных процессов, затрагивающих государство и граждан. Однако до сих пор в российском законодательстве не определены полномочия структур гражданского общества.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами [1].

Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые, и свидетельствует опыт государственного строительства. Россия стала на путь построения гражданского общества. Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократического государства [2].

Условием жизнеспособности общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры.

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема гражданственности является одной из приоритетных. Постановка вопроса о гражданственности, её содержании и актуальности объясняется следующим: современное социально-политическое и экономическое положение России требует создания особого типа личности, обладающего гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностями в гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, толерантностью, справедливостью. Развитие демократического общества без свободного гражданина не осуществимо.

Cоциально-правовой аспект развития гражданственности связан с формированием высокого уровня правосознания, с умением пользоваться своими правами гражданина Российской Федерации. Социологический опрос «Молодежь Ставропольского края» показал, что молодежь не имеет устойчивого интереса к политике. В активной политической жизни страны принимают участие только 3,4% молодежи, 27,5 % внимательно следят за политическими событиями в стране и в Ставропольском крае, 41,3% нерегулярно интересуются различными аспектами политики, а 27,8% вообще не проявляют интереса к политике [3].

Проблематика формирования гражданственности тесно связана с процессом политической социализации молодежи, хотя и имеет специфику по предмету, который в первом случае гораздо шире и объемней. Также формирование гражданственности соотносится с вопросами социальной активности и инициативы молодежи, которые могут быть не только результатом уже сформированной гражданственности, но и определять ее переориентации или быть существенным этапом на пути ее выработки. Чем инициативней молодое поколение, тем больше в ней творчества, смелости в сочетании с социальной ответственностью, тем более развивается личность, тем многограннее и активнее ее гражданская позиция.

В социологическом исследовании респондентам было предложено ответить на вопрос, что они считают определяющим в содержании понятия гражданственности. Распределение мнений показало, что в понимании содержания понятия «гражданственность» можно выделить два аспекта:

1. Аксиологический, показывающий на чем формируются базовые гражданские ценности, показатели этого аспекта группируются следующим образом: активная гражданская позиция ― 59,0%; любовь к своей стране ― 51,3%; высокий уровень нравственности и духовности ― 31,8%; приоритет общественных интересов над личными и групповыми ― 22,6%;

2. Деятельностный - дает представление о том, каким образом российские граждане в современных условиях готовы реализовать свои установки на гражданственность в поведенческих актах; показатели этого аспекта группируются следующим образом: постоянное соотнесение личных интересов с общественными ― 27,2%; борьба с негативными явлениями в обществе ― 20,5%; готовность помочь людям ― 20,5%; участие в деятельности общественных организаций ― 20,5%; терпимость по отношению к другим людям ― 13,3% [3].

Сейчас для этого совершенствования и проявления гражданственности у молодежи есть все необходимые условия. Гражданское общество в современных демократических условиях, в отличие от предыдущих этапов развития страны, предоставляет более широкие возможности для проявления личностью активной гражданской позиции, легче стало и с использованием этих возможностей, но в решающей мере это зависит от самой личности, от ее воли, смелости, заинтересованности, целеустремленности, инициативности [4].

Принципиальная особенность программ и проектов в молодежной сфере должна заключаться в постановке и решении задач по созданию комплексной организационно-управленческой системы реализации государственной молодёжной политики, что потребует применения новых методов и технологий в работе с молодежью и соответствующего ресурсного обеспечения. Реализация комплексных направлений, затрагивающих молодёжную сферу в целом, предусматривает создание централизованных механизмов, их координации и распространения полученных результатов на муниципальный уровень, а также формирование системы индикаторов и показателей.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России [http://www.istorya.ru/referat/referat2/14508.php].

2. Государство, право и гражданское общество [http://www.be5.biz/pravo/tmav/26.htm].

3. Евгений Сунцов «Социально-правовой аспект развития гражданственности молодежи» [http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2012/09/Suntsov.pdf].

4. Д.С. Батарчук «Формирование гражданственности молодежи как стратегическая цель национальной политики государства» [http://utopiya.spb.ru/].

Наши рекомендации