Особенности подготовки студентов к семинару

В ходе познания и практического действия студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизненно важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики; применять способы, приемы, методы практической, конструктивной деятельности и общения ее результатов, приучая себя к постоянному пересмотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собственных убеждений. Студент, готовясь к зачетам, экзаменам, самостоятельно проводит ряд практикумов, пользуясь материалами настоящего учебного пособия. Представленные в практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в; пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками, дополнительной литературой.

Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-очнику не только подготовиться к экзаменам, но и получить навыки по написанию контрольных, курсовых и дипломных работ, готовиться к практике. Особенно важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, решать задачи нового класса.

Важно помнить, что выполнение семинарского или практического занятия из данного пособия поможет студенту активно подготовиться к такого рода занятиям и по другим учебным дисциплинам.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Студенты-заочники с тематикой семинаров знакомятся заранее, поэтому они могут заблаговременно подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Выбрав тему, студент составляет свой план-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:

1. осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;

2. подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;

3. составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

4. проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;

5. готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;

6. относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проводится "мозговой штурм" по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты, которые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипломные работы или в апробацию на практике. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссиипроводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам экономики.

Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). Частично материал может быть включен в дипломную работу. При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.

Семинаром-зачетом заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах. Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.

Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

§ разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);

§ постановка общих целей и задач для группы;

§ работа в последовательности: индивидуальная, парная (чаще всего - перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;

§ обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;

§ экспертный анализ;

§ оценка работы группы преподавателем;

§ проведение самооценки.

Модуль 3 «Контрольно-диагностические материалы»


Наши рекомендации