Вопрос 3. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Родительский дом – прежде всего это та среда обитания, ребенок защищен от неизвестности, опасности окружающего мира.

Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка. Дети рано начинают ощущать тепло родного дома. В семье ребенок приобретает первый опыт созидания радости для других.

Родительский дом – это и некое материальное понятие. В доме у каждого есть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважение.

«Заповедные зоны» - важное условие для сохранения в человеке чувства защищенности. Наипервейшего из тех, чем дорог каждому его родной дом.

Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Отец и мать как воспитатели.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей.

Способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине и женщине.

Биологическая взаимосвязь между матерью и ребенком не сразу превращается в психологическую. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью после рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением.

В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине – воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет по – разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их половую идентификацию.

Отец и мать – первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Бабушка и дедушка.

В настоящее время в подавляющем большинстве – грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой.

Любовь в семье как моральная ценность.

Семейная любовь – это не только чувства, но и определенный образ поведения супругов, детей от которого зависит счастье данной семьи.

Причина поведения, подрывающего семейную любовь – неумение понять друг друга. Но этому, как говорят психологи, можно научить. Уже с третьего года жизни ребенок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребенка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребенка.

Требования в воспитании.

Задача родителей организовать жизнедеятельность детей не только с помощью внешней регламентации, через предъявление требований, правил, а путем всемерной активизации у ребенка внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше.

Авторитет родителей.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности.

Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо.

Традиции семейного воспитания.

Традиции– это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиции и обычаи – два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально – культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

Наши рекомендации