Рост числа специальных учреждений для глухих на рубеже XIX и XX вв

Конец XIX в. ознаменовался не только увеличением количест­ва учреждений для слепых, одновременно ширилась сеть заведе­ний для лиц с нарушением слуха. Попытаемся понять, как далеко сумела пройти по этому пути Россия всего за 25 лет, но прежде приведем некоторые показатели, характеризующие жизнь империи на рубеже XIX—XX вв.

По данным переписи 1897 г., численность населения страны до­стигала 126 412 000 человек. Из них в европейской части России проживало 94 млн человек (74%). Городское население составляло 13% от общего числа жителей страны. Наиболее крупные города:

Москва - 1036 тыс. чел.

Варшава - 638 тыс. чел.

С.-Петербург - 127 тыс. чел.

Киев - 247 тыс. чел.

Самара - 92 тыс. чел.

Харьков - 175 тыс. чел.

Кронштадт - 60 тыс. чел.

Казань - 131 тыс. чел.

По данным 1870 г., сословный состав населения Российской империи распределялся в следующем процентном соотношении:

дворянство 1,2% городские сословия 9,2%

духовенство 0,9% сельские сословия 81,5%

военные сословия 6,5% иностранцы 0,3%

По данным переписи 1878 г., среди населения европейской час­ти страны русские составили 72,5% (в эту группу вошли украинцы и белорусы), по вероисповеданию: православные — 83,4%, католи­ки — 4,4%, протестанты — 3,6%.

Смертность детей в возрасте от 0 до 15 лет в среднем по импе­рии составляла 40%. В европейской части России показатели дет­ской смертности колебались и составляли в благополучном 1897 г. 39%, а в неблагополучном (неурожайном) 1894 г. 42,8%, распреде­ляясь по возрастам следующим образом: до года — 34,5%; от 1 до 5 лет — 6,5%; от 5 до 10 лет — 1,8%. Итого: от 0 до 10 лет — 42,8%.

Наибольшая смертность приходилась на июль и август — пору страдных земледельческих работ и детских болезней. Смертность в России, особенно детская, была выше, чем где-либо в Европе, до пятилетнего возраста в среднем доживало 550 человек из тысячи родившихся, тогда как в большинстве западноевропейских стран — более 700. По величине коэффициента рождаемости России при­надлежало первое место в Европе.

«С 1850 по 1900 г. население удвоилось. За 15 лет XX столетия оно увеличилось еще на 30%. В 1914 г. население Российской им­перии (без Финляндии) составляло 170 млн. человек. Особое зна­чение имел рост городов. В 1851 г. в городах проживало около 5% всего населения, к 1914 г. количество городских жителей увеличи­лось до 15% от количества всего населения. Эти данные показыва­ют увеличение промышленного населения по сравнению с занятым в сельском хозяйстве. Однако, несмотря на рост городов и про­мышленности, около 85% российского населения перед Первой ми­ровой войной жило в сельской местности и большинство занима­лось сельским хозяйством» [4, с. 244].

«В 1911 г. в губерниях, имевших земства, в земских школах на­ходилось 46 учеников на каждую тысячу жителей. В не имевших земств губерниях Европейской России только 23 человека на каж­дую тысячу получили школьное образование, а в Сибири еще мень­ше — 18 человек на тысячу».

В последней четверти XIX в. устроители школ для глухих словно обретают второе дыхание. Усилиями бывших педагогов Петербургского училища да нескольких протестантских пасторов и католических ксендзов за пределами российской столицы воз­никло более полутора десятков школ для глухонемых. Часть из них, просуществовав совсем недолго, исчезла навсегда, но стара­ния энтузиастов не пропали, организаторы первых частных школ показали окружающим, что глухих детей учить можно.

Политическая география первых десятилетий строительства сети специальных училищ известна: это Прибалтийские губернии, Царство Польское, Финляндия, наделенный правовыми льготами и послаблениями, перенасыщенный иностранцами вольный город Одесса и Москва с ее давними традициями Немецкой слободы Однако в последнюю четверть XIX в. география вновь появляю щихся специальных школ меняется.

После либеральных реформ на юге империи оживляются по­томки тех, кого когда-то призвала в Россию Екатерина II, не­мцы-колонисты открывают школы в селах Тига, Вормс, Пришиб. Крепнет и ширится сеть учреждений в Прибалтике (Сант-Михель, Пюхтенталь, Ювескулле, Пильве, Улеаборг, Куррика). Наконец, в движение активно включаются города с преобладающим право­славным населением: Новочеркасск, Казань, Астрахань, Вязники, Тула, Харьков, Витебск, Максимовичи, Киев, Уфа, Калуга (см. табл. 3).

Число учебных заведений для глухих стремительно растет, с 1884 г. их список пополняется практически ежегодно. Рождаются новые типы учреждений, как для детей (школы-приюты, детские сады), так и для взрослых (мастерские, дом призрения престаре­лых, сельскохозяйственная колония). Екатеринославская губерния обзаводится диагностическим «летучим ушным отрядом» (1903). В последнее десятилетие XIX в. предпринимаются попытки орга­низовать обучение глухих детей и в сельской местности, для чего организуются специальные церковно-приходские школы.

Таблица 3

Развитие сети учреждений для глухих (1884—1914)

№ п/п Год открытия Тип учрежде­ния Населенный пункт Основатель учреждения
Приют Москва Общество попечения выпускников Арнольдо-Третьяковского училища
Училище Село Блюменорт (Таврическая губ.) (в 1889 г. переведено в село Тига) Менонитская община немцев-колонистов
Школа- приют Новочеркасск Княгиня К. М. Свято- полк-Мирская, Донское попечительство о бед­ных
Училище Казань (Казан­ская губ.) Купец И. Я. Павловский (отец двух глухих детей)
Училище Село Вормс (Херсонская губ.) Евангелическо-лютеранская община немцев- колонистов
Школа Село Пришиб (Таврическая губ.) Пастор Бауман, евангелическо-лютеранская община немцев-колонистов
Приют Санкт-Петербург Р. А. Бухмейер (глухоне­мой), закрыто в 1900 г.
Приют Минск С. О. Нисневич
Школа Село Лемболово (Санкт-Петер­бургская губ.) Финская евангеличе­ско-лютеранская общи­на
Школа Астрахань Астраханское благотво­рительное общество (бюджет городской управы)
ЦПШ* Вязники (Владимирская губ.) Протоиерей К. А. Весе­ловский (на средства гражданина В. Н. Дедюхина)
Училище Саратов А. Е. Амбарцумов
Школа Санкт-Михель (Финляндия) Местная евангелическо- лютеранская община
Школа Имение Пюхтен- таль о-в Эзель (Эстляндия) Пастор Громанн, мест­ная евангелическо-лю­теранская община
Школа Тула Л. С. Вознесенская (глу­хонемая)
Школа Местечко Ювес- кулле (Финлян­дия) Местная евангелическо- лютеранская община
Школа Москва Псаломщик Иверского собора В. С. Воздви­женский
Школа Витебск И. О. Васютович, город­ская управа
Училище Харьков Священник В. Ветухов
ЦПШ Максимовичи (Киевская губ.) Священник М. Яворский
Школа Орел Местная евангелическо- лютеранская община
Школа Село Пильве (Эстляндия) Местная евангелическо- лютеранская община
Училище Улеаборг (Фин­ляндия) Местная евангелическо- лютеранская община
Школа Деревня Мурзин- ка (Санкт-Петер­бургская губ.) ВУИМ
Школа Местечко Курикка (Финляндия) Местная евангелическо- лютеранская община
Школа- приют Самара Приволжское евангели­ческо-лютеранское об­щество поселян-собственников Самарской и Саратовской губерний
Мастер­ская Санкт-Петербург ВУИМ
Дом при­зрения престаре­лых Москва ВУИМ
Детский сад Москва Н. А. Рау, Ф. А. Рау
Школа и детский сад Киев Е. С. Трепова, ВУИМ, учитель Н. К. Патканова
Ферма- приют Деревня Мурзинка (Санкт-Петербургская губ.) ВУИМ
Классы для при­ходящих Санкт-Петербург ВУИМ
Приют для девиц Санкт-Петербург ВУИМ
Школа- хутор Местечко Лохвицы (Полтавская губ.) М. Д. Варда, ВУИМ
Школа Село Немда (Костромская губ.) Священник В. В. Попов, ВУИМ
Школа Калуга ВУИМ
Детский сад Киев Н. К. Патканова, ВУИМ
Школа- пансион Тифлис ВУИМ, зав. М. О. Фи­шер
Школа- приют Тула ВУИМ
Школа Уфа Протоиерей Н. А. Котель­ников (отец глухого ре­бенка), ВУИМ
Хутор- приют (колония) Пригород Черни­гова (Харьков­ская губ.) Губернатор Е. К. Андри­евский, Черниговское общество земледельче­ско-ремесленной исправительной колонии, ВУИМ
Детский сад Санкт-Петербург ВУИМ, М. В. Богда­нов-Березовский, Е. С. Боришпольский
Школа- хутор Хутор Александ­ровский (Екатеринбург­ская губ.) Ф. Ф. Молчановский, ВУИМ
Школа Нарва
Школа Одесса ВУИМ
Школа Сестрорецк Г. Г. Маразли, ВУИМ
Школа Сычевка ВУИМ
ЦПШ (при женском монасты­ре) (Смоленская губ.) ВУИМ, священник Свято-Троицкой женской общины П. Троицкий
                         
Частный пансион Киев Н. К. Патканова
Ремес­ ленное училище Село Кочеток (Харьковская губ.) Харьковское отделение ВУИМ
Школа- приют Одесса Ю. О. Коган
Детский сад Хутор Александ­ровский (Екатеринославская губ.)  
Школа Царицын А. А. Бурменский (глухой)
Кабинет глухонемых ма­шинисток при городской управе Москва Московская городская дума
Школа Станица Горячеводская, Терская обл. И. С. Климов
Школа Вильно
Школа Томск
Школа Архангельск Заведующий В. Кардапольцев, М. А. Князева
Школа Симферополь А. М. Кузьмин, Товарищество трудовой помо­щи глухонемым
Школа Сызрань Г. А. Аветисьян

*ЦПШ — церковно-приходская школа

Поражает демократизм российского правительства и общества относительно призрения глухих: в самодержавном православном государстве не подавляются инициативы иноверцев (протестантов, католиков, иудеев), им дозволяется открывать, по сути, нацио­нальные школы. Ни Церковь, ни самодержец не воспрепятствова­ли созданию училищ немецкими колонистами-менонитами в селе Блюменорт (впоследствии его перевели в село Тига) Таврической губернии, евангелическо-лютеранскими общинами в финском селе Лемболово (пригород Петербурга) и в Орле, еврейских школ-при­ютов в Минске (1888), Одессе (1905), Вильно (1912). Несколько маленьких частных учебных заведений, не подчинявшихся ни По­печительству о глухонемых ВУИМ, ни Министерству народного просвещения, действовало на территории Царства Польского.

В 1907 г. обучение глухих детей велось в Российской империи на семи языках: русском, немецком, польском, финском, швед­ском, латышском и эстонском. В ряде школ преподавание шло на двух языках, например в Варшавском институте на польском и русском, Закон Божий преподавался польским детям католиче­ским ксендзом, а русским детям православным священником.

В пореформенной России открываются перспективы расшире­ния сети, о которых прежде и мечтать было нельзя. Частные шко­лы открывают образованные глухие: Р. Бухмейстер учреждает приют в Петербурге (1888), Л. С. Вознесенская — школу в Туле (1894), А. А. Бурменский — школу в Царицыне (1911), открывают их и родители глухих детей.

В семье казанского купца 2-й гильдии И. Я. Павловского (?— 1909) росли два глухонемых ребенка — сын и дочь. Мальчика Иван Яковлевич отправил в петербургское Александро-Мариинское училище, дочь же отпускать от себя не решился. Дальнейшие дейст­вия отечественного негоцианта напоминают истории возникновения частных учебных заведений в Германии и Франции XVIII—XIX вв.

Павловский подает прошение в Казанскую городскую думу и ка­занское губернское земство об открытии на его личные средства училища для глухонемых, а также об оказании в том начинании ма­териальной поддержки (1881). В университетской Казани конца XIX в. уже нашлись люди, осведомленные о возможности школьного обучения глухих и осознающие полезность подобного предприятия. Из числа горожан формируется благотворительное Общество призрения и обучения глухонемых детей, члены которого берут на себя поиск финансовых средств, а также разработку собственного устава. Губернатор к филантропической затее отнесся благосклонно и согласно действовавшему закону направил устав на утверждение в МВД (1884). Родительская мечта воплотилась в жизнь через шесть лет, в октябре 1887 г. Казанское общество призрения глухо­немых детей получает официальный статус.

Пока документы вершили неспешный путь от одного бюрократиче­ского стола к другому, энергичный родитель не терял времени даром и начал поиск достойного учителя. Выбор пал на Марию Александров­ну Беллер, наставницу из столичного училища, дочь глухих родителей. Занятия можно было начинать, Городская дума безвозмездно предо­ставила под школу небольшой дом. Первые уроки прошли в нем осе­нью 1885 г., а в январе 1886 г. состоялось официальное открытие Ка­занского училища глухонемых (до утверждения устава оно пребывало в статусе частного училища И. Я. Павловского). Не располагая боль­шим капиталом, Иван Яковлевич при жизни пожертвовал на учебное заведение 5800 р. и отказал 1200 р. после своей смерти. За свои тру­ды и пожертвования на пользу образования глухих детей И. Я. Пав­ловский был удостоен золотой медали на Владимирской ленте.

В последние годы XIX в. в процесс школьного строительства включаются все новые силы. Так, попечительница новочеркасских детских приютов княгиня К. М. Святополк-Мирская основала при Мариинском детском приюте (1886) Донское попечительство

о бедных с особым «отделением для обучения и нравственного воспитания глухонемых детей обоего пола».

Перемены, стремительно происходившие в жизни русского об­щества, наконец привели к тому, что и церковно-приходские школы открыли свои двери для глухих детей. Специаль­ное образование пришло в российскую глубинку, круг его сторонников пополнили представители православного духовенства, зажиточные мещане, т. е. выходцы из прежде пассивного в сфере благотворительности слоя россиян. Так, в небольшом уездном городке Вязники (Владимир­ская губерния) с населением в 7000 человек школа появляется благодаря усилиям почетного гражданина Василия Никандровича Дедюхина и протоиерея Веселовского (1892). Стараниями по­следнего в финансировании учебного заведения принял участие Святейший синод, выделивший ежегодную субсидию в размере 1500 р.

Школа в селе Максимовичи Киевской губернии возникла бла­годаря заботе местного священника М. Яворского (1897), впослед­ствии и ее финансирование взял на себя Синод. После того как высший церковный орган ясно обозначил свою позицию относи­тельно обучения глухих, православные священнослужители все активнее включаются в новое для них направление деятельной благотворительности.

Настоятель церкви Св. Пантелеймона (Харьков) отец Василий (Ветухов) столь страстно убеждал местные власти в богоугодности училища глухонемых, что Городская дума безвозмездно выделила под его строительство участок земли стоимостью в 3000 р., да еще по 800 р. на каждого городского ученика. (Правда, численность глухих воспитанников изначально представлялась малой.) Харьковское уездное собрание тоже проявило участие, определив учи­лищу ежегодную стипендию (200 р. в год). Налицо перемены во взглядах членов Городской думы и обывателей-харьковчан на не­обходимость общественной помощи глухим. Отец Василий пишет именно об этом: «Сочувствие различных учреждений и частных благотворителей, горячо откликнувшихся на мои первые призывы о помощи глухонемым, придало уверенности, что в нашем интел­лигентном обществе созрело сознание бороться с этим недугом». На освящение училища (1900) пожаловал викарий Иннокентий и генерал-губернатор Г. А. Тобизен. По завершении торжественной церемонии почетные гости выразили желание осмотреть школу и познакомиться с ее воспитанниками. Знание учениками молитв и качество их устной речи настолько поразили владыку, что он, как повествует официальный отчет, прослезился от умиления. За ко­роткое время Харьковское отделение Попечительства о глухоне­мых расширило городское училище, открыло ремесленную школу в селе Кочетке (ею руководил местный священник Проскурни- ков), организовало школу-хутор в Клучиновке. На хуторе возвели храм, который расписывали глухие иконописцы. Все стройки осу­ществлялись на средства благотворителей.

Уникальна история появления специальной школы в селе Немда Макарьевского уезда, близ города Юрьевец Костромской губернии, устроенной по просьбе крестьянина Балабанова! Его глухой сын учился в церковно-приходской школе села Вязники, а отцу хотелось видеть сына подле себя, о чем он и поведал отцу Василию. Молодой священник воспринял слова прихожанина близко к сердцу и посвя­тил немало времени и душевных сил созданию особого учебного за­ведения в родном селе. Вероятно, не без соответствующих пропове­дей духовного лица местные крестьяне обратились с ходатайством к епархиальным властям разрешить им позаимствовать из приход­ского церковного капитала 2000 р. на строительство школы для глу­хонемых. Епископ Виссарион не только удовлетворил просьбу, но и учредил «особое попечительство» (1899), вменив тому курирование почина. Решив финансовые и организационные вопросы, отец Васи­лий отправился в Петербург на курсы, организованные Попечитель­ством ВУИМ. В том же 1899 г. священник начинает занятия с глухи­ми детьми, а в конце 1901 г. состоялось торжественное открытие в селе Немда церковно-приходской школы для глухонемых. В 1903 г. «Государыня Императрица всемилостивейше разрешила принять в состав учреждений Попечительства о глухонемых Немденскую школу глухонемых»

Итак, впервые в отечественной истории заказчиком специального обучения выступает родитель из крестьян!) го важное свидетельство перемен в сознании соотечественников, ширится круг сторонников образования глухих, в него входит отдельный человек, частное лицо, гражданин.

Сеть специальных учебных заведений быстро разрасталась, чему способствуют и школы-первенцы, накопившие опыт успешного спе­циального обучения. К концу XIX в. они добились стабильного фи­нансирования, доверия местной и центральной власти и, что осо­бенно важно, поддержки местного населения. Проиллюстрируем сказанное на примере Прибалтийского региона, где обучение глу­хих началось существенно раньше относительно исконных террито­рий империи.

Как мы помним, к концу 1860-х гг. лидирующее положение в крае принадлежало Рижскому училищу, во главе которого до 1879 г. стоял деятельный сурдопедагог швейцарец Штюнзе. После его кончины руководство заведением перешло в руки другого швей­царца — Эттера, не менее талантливого педагога, но не столь успеш­ного организатора. В годы работы Эттера (1879—1887) качество обучения в училище оставалось на высоком уровне, «но сохранить ту же связь, то же авторитетное отношение к провинциальным шко­лам ему, к сожалению, не удалось; последние волей-неволей стали существовать как учреждения самостоятельные, тем более что лиф- ляндское дворянство назначило им особую денежную помощь». Прочно встать на ноги училищу удастся с приходом но­вого директора — сурдопедагога Э. Инзельберга (1888), тогда благо­даря росту пожертвований оно переедет (1889) в специально построенное «прекрасное каменное здание со всеми современными усовершенствованиями и удобствами» [3, с. 178]. Преподавание шло на немецком языке, набор осуществлялся дважды в год, а на поступление могли претендовать «все здоровые глухонемые дети в возрасте от 7 до 11 лет». Численность учащихся колебалась в пре­делах 60 человек, перечень учебных дисциплин не отличался от перечня предметов столичного училища.

Вторая школа, открытая в 1870 г. в пригороде Риги — Кирхгольме, вскоре выходит изпод управления Рижского училищного совета, чему способствовал ее перевод в усадьбу Каролиненгоф, расположенную неподалеку от Митавы. Усадьбу приобрело Кур­ляндское попечительство, а потому училище становится «собст­венностью Курляндской губернии». Здесь параллельно работали классы для детей из немецких и латышских семей, в силу чего обучение велось на немецком и латышском языках. В конце XX в. и это учебное заведение обрело новое специально оборудованное здание. «Источником дохода служит частная благотворительность и субсидии от разных учреждений, среди которых первое место за­нимает Митавское городское общественное управление».

Как и в сопредельных немецких землях, городская управа стала уделять больше внимания судьбе специальной школы.

Похожим образом складывалась судьба Вольмарского учили­ща, теперь находящегося в прекрасно оснащенном здании, куплен­ном на средства графини Меллин. Управляло и финансировало училище Лифляндское общество образования глухонемых.

В Эстляндии, где первое учебное заведение открылось в 1866 г. (Феннерн), через полтора десятка лет (1882) создается Пярнусское общество обеспечения глухим эстонцам образования (Hephata). Ак­тивная деятельность членов Hephata и сурдопедагогов Феннернского училища увенчается открытием эстонских специальных школ на ост­рове Сааремаа (Пюхтенталь, 1893) и в селе Пильве (1897). Феннерн- ское училище знаменито тем, что одним из первых в России (1895) организовало слуховую работу по новаторскому в ту пору методу профессора Урбанчича1.

Стоит несколько слов сказать об истории появления училища на острове Сааремаа, в те времена называвшемся Эзель. Жизнь ост- ровитян-рыбаков не отличалась достатком, тем не менее местное население мечтало научить грамоте своих глухонемых детей. Об­щее число глухих на Эзеле превышало 60 человек. Обеспеченные родители отправляли своих детей в Феннернское училище, но таких счастливчиков на Эзеле насчитывалось не много. Пастор Громанн из местечка Пюха (Puha) задумал помочь землякам и привлек к делу открытия специальной школы пасторов из соседних приходов. Со­обща немногочисленная группа духовных лиц с помощью пропове­дей и благотворительных базаров сумела собрать некоторую сумму денег, оказавшуюся достаточной для организации школы на 10 уче­ников. Нашелся и педагог, им стал уроженец Эзеля, учитель из на­родной школы М. Ракель. Патриотично настроенный молодой чело­век прошел стажировку в Феннернском училище и по возвращении возглавил местное учебное заведение. И здесь генерал-губернатор благосклонно отнесся к прожекту и передал его в МВД, там вопрос решили положительно, и в 1893 г. глухие дети острова перешагнули порог новой школы, разместившейся в имении Пюхтенталь. Вслед за этим создается Общество образования глухонемых детей остро­ва Эзеля.

Несмотря на бедность и тяжелый труд, рыбацкое население острова, лютеранское по преимуществу, признает необходимость знания грамоты. Более того, родители глухонемых детей знают о том, что их можно учить, и хотят этого. Находится пастор, ре­шивший создать для глухих детей единоверцев, живущих на ост­рове, свою школу. В качестве образца он использует имеющееся в крае училище. Замысел пастора активно поддерживает церков­ное братство, разделяет местное население, одобряют губернатор и верховная власть. Правда, теперь мы не нуждаемся в оговорке: «все происходит как на Западе», отныне это и российская практика, точно так же обстояло с частной школой И. Я. Павловского и Казани, ЦПШ протоиерея Веселовского в Вязниках или отца Насилия в Немде, училищем отца Василия в Харькове. К концу 1902 г. под крылом Святейшего синода обреталось 27 учебных заведений для обучения глухонемых.

Восемь губерний Великого княжества Финляндского на рубе­же XX столетия располагали восемью же учебными заведениями для глухонемых. К училищам городов Або, Куопио, Якобштадт и Борго добавились училища в Сант-Михеле (1893), Ювескуле (1894), Улеаборге (1898), в селе Лемболово (близ Санкт-Петербурга) (1889) и местечке Куррика (1899). Городские учебные заве­дения стабильно финансировались из казны сейма и городских бюджетов. Заведение в Куррике являлось трехлетней школой для взрослых (14 учащихся, 2 педагога) и содержалось на частные средства. Финская сельская школа под Санкт-Петербургом (Лем­болово) открылась стараниями местного пастора и существовала на средства евангелическо-лютеранской общины. Деньги собира­лись по 20 приходам Ингермландии, ежегодно передававших в училищную кассу средства из расчета по 5 р. с тысячи прихожан. Получаемой суммы хватало, чтобы учить 10—12 приходящих глу­хих детей и выплачивать сурдопедагогу зарплату (360 р. в год). Царский манифест (1905) подтвердил политическую автономию Великого княжества Финляндского, более того, в 1906 г. в его гра­ницах вводится всеобщее избирательное право, впервые в Европе его обрели и женщины. Специальные учебные заведения, действо­вавшие в губерниях Царства Польского, Великого княжества Финляндского, Лифляндии, Курляндии и Эстляндии, жили по своим (региональным) законам и правилам и к Попечительству ВУИМ о глухонемых не относились. А как обстояло дело там?

На 1 января 1906 г. в училищах Попечительства ВУИМ о глу­хонемых суммарно обучалось 1109 человек, из которых почти по­ловина находилась в учреждениях Санкт-Петербурга.

Столица и Петербургская губерния имели разветвленную струк­туру разнообразных специальных учреждений:

· Мариинская школа. Мастерские. Школа-ферма. Учебная пра­чечная. Больница (имение Мурзинка по Шлиссельбургскому тракту).

· Мариинская школа. Мастерские. Богадельня для престаре­лых женщин (Санкт-Петербург, Средняя Подьяческая ул., д. № 1—92).

· Педагогические курсы для подготовки учителей школ для глу­хих. Классы для приходящих. Амбулатория для бесплатного приема больных, страдающих болезнями уха, носа и горла (Санкт-Петербург, Гороховая ул., 18).

· Детский сад (Санкт-Петербург, Крюков канал, 7).

· Сестрорецкий приют-школа (станция Школьная, пригород Сестрорецка).

· Нарвская школа (местечко Смолка, пригород Нарвы).

Наши рекомендации