Рост числа специальных учреждений для глухих на рубеже XIX и XX вв
Конец XIX в. ознаменовался не только увеличением количества учреждений для слепых, одновременно ширилась сеть заведений для лиц с нарушением слуха. Попытаемся понять, как далеко сумела пройти по этому пути Россия всего за 25 лет, но прежде приведем некоторые показатели, характеризующие жизнь империи на рубеже XIX—XX вв.
По данным переписи 1897 г., численность населения страны достигала 126 412 000 человек. Из них в европейской части России проживало 94 млн человек (74%). Городское население составляло 13% от общего числа жителей страны. Наиболее крупные города:
Москва - 1036 тыс. чел.
Варшава - 638 тыс. чел.
С.-Петербург - 127 тыс. чел.
Киев - 247 тыс. чел.
Самара - 92 тыс. чел.
Харьков - 175 тыс. чел.
Кронштадт - 60 тыс. чел.
Казань - 131 тыс. чел.
По данным 1870 г., сословный состав населения Российской империи распределялся в следующем процентном соотношении:
дворянство 1,2% городские сословия 9,2%
духовенство 0,9% сельские сословия 81,5%
военные сословия 6,5% иностранцы 0,3%
По данным переписи 1878 г., среди населения европейской части страны русские составили 72,5% (в эту группу вошли украинцы и белорусы), по вероисповеданию: православные — 83,4%, католики — 4,4%, протестанты — 3,6%.
Смертность детей в возрасте от 0 до 15 лет в среднем по империи составляла 40%. В европейской части России показатели детской смертности колебались и составляли в благополучном 1897 г. 39%, а в неблагополучном (неурожайном) 1894 г. 42,8%, распределяясь по возрастам следующим образом: до года — 34,5%; от 1 до 5 лет — 6,5%; от 5 до 10 лет — 1,8%. Итого: от 0 до 10 лет — 42,8%.
Наибольшая смертность приходилась на июль и август — пору страдных земледельческих работ и детских болезней. Смертность в России, особенно детская, была выше, чем где-либо в Европе, до пятилетнего возраста в среднем доживало 550 человек из тысячи родившихся, тогда как в большинстве западноевропейских стран — более 700. По величине коэффициента рождаемости России принадлежало первое место в Европе.
«С 1850 по 1900 г. население удвоилось. За 15 лет XX столетия оно увеличилось еще на 30%. В 1914 г. население Российской империи (без Финляндии) составляло 170 млн. человек. Особое значение имел рост городов. В 1851 г. в городах проживало около 5% всего населения, к 1914 г. количество городских жителей увеличилось до 15% от количества всего населения. Эти данные показывают увеличение промышленного населения по сравнению с занятым в сельском хозяйстве. Однако, несмотря на рост городов и промышленности, около 85% российского населения перед Первой мировой войной жило в сельской местности и большинство занималось сельским хозяйством» [4, с. 244].
«В 1911 г. в губерниях, имевших земства, в земских школах находилось 46 учеников на каждую тысячу жителей. В не имевших земств губерниях Европейской России только 23 человека на каждую тысячу получили школьное образование, а в Сибири еще меньше — 18 человек на тысячу».
В последней четверти XIX в. устроители школ для глухих словно обретают второе дыхание. Усилиями бывших педагогов Петербургского училища да нескольких протестантских пасторов и католических ксендзов за пределами российской столицы возникло более полутора десятков школ для глухонемых. Часть из них, просуществовав совсем недолго, исчезла навсегда, но старания энтузиастов не пропали, организаторы первых частных школ показали окружающим, что глухих детей учить можно.
Политическая география первых десятилетий строительства сети специальных училищ известна: это Прибалтийские губернии, Царство Польское, Финляндия, наделенный правовыми льготами и послаблениями, перенасыщенный иностранцами вольный город Одесса и Москва с ее давними традициями Немецкой слободы Однако в последнюю четверть XIX в. география вновь появляю щихся специальных школ меняется.
После либеральных реформ на юге империи оживляются потомки тех, кого когда-то призвала в Россию Екатерина II, немцы-колонисты открывают школы в селах Тига, Вормс, Пришиб. Крепнет и ширится сеть учреждений в Прибалтике (Сант-Михель, Пюхтенталь, Ювескулле, Пильве, Улеаборг, Куррика). Наконец, в движение активно включаются города с преобладающим православным населением: Новочеркасск, Казань, Астрахань, Вязники, Тула, Харьков, Витебск, Максимовичи, Киев, Уфа, Калуга (см. табл. 3).
Число учебных заведений для глухих стремительно растет, с 1884 г. их список пополняется практически ежегодно. Рождаются новые типы учреждений, как для детей (школы-приюты, детские сады), так и для взрослых (мастерские, дом призрения престарелых, сельскохозяйственная колония). Екатеринославская губерния обзаводится диагностическим «летучим ушным отрядом» (1903). В последнее десятилетие XIX в. предпринимаются попытки организовать обучение глухих детей и в сельской местности, для чего организуются специальные церковно-приходские школы.
Таблица 3
Развитие сети учреждений для глухих (1884—1914)
№ п/п | Год открытия | Тип учреждения | Населенный пункт | Основатель учреждения | ||||||||
Приют | Москва | Общество попечения выпускников Арнольдо-Третьяковского училища | ||||||||||
Училище | Село Блюменорт (Таврическая губ.) (в 1889 г. переведено в село Тига) | Менонитская община немцев-колонистов | ||||||||||
Школа- приют | Новочеркасск | Княгиня К. М. Свято- полк-Мирская, Донское попечительство о бедных | ||||||||||
Училище | Казань (Казанская губ.) | Купец И. Я. Павловский (отец двух глухих детей) | ||||||||||
Училище | Село Вормс (Херсонская губ.) | Евангелическо-лютеранская община немцев- колонистов | ||||||||||
Школа | Село Пришиб (Таврическая губ.) | Пастор Бауман, евангелическо-лютеранская община немцев-колонистов | ||||||||||
Приют | Санкт-Петербург | Р. А. Бухмейер (глухонемой), закрыто в 1900 г. | ||||||||||
Приют | Минск | С. О. Нисневич | ||||||||||
Школа | Село Лемболово (Санкт-Петербургская губ.) | Финская евангелическо-лютеранская община | ||||||||||
Школа | Астрахань | Астраханское благотворительное общество (бюджет городской управы) | ||||||||||
ЦПШ* | Вязники (Владимирская губ.) | Протоиерей К. А. Веселовский (на средства гражданина В. Н. Дедюхина) | ||||||||||
Училище | Саратов | А. Е. Амбарцумов | ||||||||||
Школа | Санкт-Михель (Финляндия) | Местная евангелическо- лютеранская община | ||||||||||
Школа | Имение Пюхтен- таль о-в Эзель (Эстляндия) | Пастор Громанн, местная евангелическо-лютеранская община | ||||||||||
Школа | Тула | Л. С. Вознесенская (глухонемая) | ||||||||||
Школа | Местечко Ювес- кулле (Финляндия) | Местная евангелическо- лютеранская община | ||||||||||
Школа | Москва | Псаломщик Иверского собора В. С. Воздвиженский | ||||||||||
Школа | Витебск | И. О. Васютович, городская управа | ||||||||||
Училище | Харьков | Священник В. Ветухов | ||||||||||
ЦПШ | Максимовичи (Киевская губ.) | Священник М. Яворский | ||||||||||
Школа | Орел | Местная евангелическо- лютеранская община | ||||||||||
Школа | Село Пильве (Эстляндия) | Местная евангелическо- лютеранская община | ||||||||||
Училище | Улеаборг (Финляндия) | Местная евангелическо- лютеранская община | ||||||||||
Школа | Деревня Мурзин- ка (Санкт-Петербургская губ.) | ВУИМ | ||||||||||
Школа | Местечко Курикка (Финляндия) | Местная евангелическо- лютеранская община | ||||||||||
Школа- приют | Самара | Приволжское евангелическо-лютеранское общество поселян-собственников Самарской и Саратовской губерний | ||||||||||
Мастерская | Санкт-Петербург | ВУИМ | ||||||||||
Дом призрения престарелых | Москва | ВУИМ | ||||||||||
Детский сад | Москва | Н. А. Рау, Ф. А. Рау | ||||||||||
Школа и детский сад | Киев | Е. С. Трепова, ВУИМ, учитель Н. К. Патканова | ||||||||||
Ферма- приют | Деревня Мурзинка (Санкт-Петербургская губ.) | ВУИМ | ||||||||||
Классы для приходящих | Санкт-Петербург | ВУИМ | ||||||||||
Приют для девиц | Санкт-Петербург | ВУИМ | ||||||||||
Школа- хутор | Местечко Лохвицы (Полтавская губ.) | М. Д. Варда, ВУИМ | ||||||||||
Школа | Село Немда (Костромская губ.) | Священник В. В. Попов, ВУИМ | ||||||||||
Школа | Калуга | ВУИМ | ||||||||||
Детский сад | Киев | Н. К. Патканова, ВУИМ | ||||||||||
Школа- пансион | Тифлис | ВУИМ, зав. М. О. Фишер | ||||||||||
Школа- приют | Тула | ВУИМ | ||||||||||
Школа | Уфа | Протоиерей Н. А. Котельников (отец глухого ребенка), ВУИМ | ||||||||||
Хутор- приют (колония) | Пригород Чернигова (Харьковская губ.) | Губернатор Е. К. Андриевский, Черниговское общество земледельческо-ремесленной исправительной колонии, ВУИМ | ||||||||||
Детский сад | Санкт-Петербург | ВУИМ, М. В. Богданов-Березовский, Е. С. Боришпольский | ||||||||||
Школа- хутор | Хутор Александровский (Екатеринбургская губ.) | Ф. Ф. Молчановский, ВУИМ | ||||||||||
Школа | Нарва | — | ||||||||||
Школа | Одесса | ВУИМ | ||||||||||
Школа | Сестрорецк | Г. Г. Маразли, ВУИМ | ||||||||||
Школа | Сычевка | ВУИМ | ||||||||||
ЦПШ (при женском монастыре) | (Смоленская губ.) | ВУИМ, священник Свято-Троицкой женской общины П. Троицкий | ||||||||||
Частный пансион | Киев | Н. К. Патканова | ||
Ремес ленное училище | Село Кочеток (Харьковская губ.) | Харьковское отделение ВУИМ | ||
Школа- приют | Одесса | Ю. О. Коган | ||
Детский сад | Хутор Александровский (Екатеринославская губ.) | |||
Школа | Царицын | А. А. Бурменский (глухой) | ||
Кабинет глухонемых машинисток при городской управе | Москва | Московская городская дума | ||
Школа | Станица Горячеводская, Терская обл. | И. С. Климов | ||
Школа | Вильно | — | ||
Школа | Томск | — | ||
Школа | Архангельск | Заведующий В. Кардапольцев, М. А. Князева | ||
Школа | Симферополь | А. М. Кузьмин, Товарищество трудовой помощи глухонемым | ||
Школа | Сызрань | Г. А. Аветисьян |
*ЦПШ — церковно-приходская школа
Поражает демократизм российского правительства и общества относительно призрения глухих: в самодержавном православном государстве не подавляются инициативы иноверцев (протестантов, католиков, иудеев), им дозволяется открывать, по сути, национальные школы. Ни Церковь, ни самодержец не воспрепятствовали созданию училищ немецкими колонистами-менонитами в селе Блюменорт (впоследствии его перевели в село Тига) Таврической губернии, евангелическо-лютеранскими общинами в финском селе Лемболово (пригород Петербурга) и в Орле, еврейских школ-приютов в Минске (1888), Одессе (1905), Вильно (1912). Несколько маленьких частных учебных заведений, не подчинявшихся ни Попечительству о глухонемых ВУИМ, ни Министерству народного просвещения, действовало на территории Царства Польского.
В 1907 г. обучение глухих детей велось в Российской империи на семи языках: русском, немецком, польском, финском, шведском, латышском и эстонском. В ряде школ преподавание шло на двух языках, например в Варшавском институте на польском и русском, Закон Божий преподавался польским детям католическим ксендзом, а русским детям православным священником.
В пореформенной России открываются перспективы расширения сети, о которых прежде и мечтать было нельзя. Частные школы открывают образованные глухие: Р. Бухмейстер учреждает приют в Петербурге (1888), Л. С. Вознесенская — школу в Туле (1894), А. А. Бурменский — школу в Царицыне (1911), открывают их и родители глухих детей.
В семье казанского купца 2-й гильдии И. Я. Павловского (?— 1909) росли два глухонемых ребенка — сын и дочь. Мальчика Иван Яковлевич отправил в петербургское Александро-Мариинское училище, дочь же отпускать от себя не решился. Дальнейшие действия отечественного негоцианта напоминают истории возникновения частных учебных заведений в Германии и Франции XVIII—XIX вв.
Павловский подает прошение в Казанскую городскую думу и казанское губернское земство об открытии на его личные средства училища для глухонемых, а также об оказании в том начинании материальной поддержки (1881). В университетской Казани конца XIX в. уже нашлись люди, осведомленные о возможности школьного обучения глухих и осознающие полезность подобного предприятия. Из числа горожан формируется благотворительное Общество призрения и обучения глухонемых детей, члены которого берут на себя поиск финансовых средств, а также разработку собственного устава. Губернатор к филантропической затее отнесся благосклонно и согласно действовавшему закону направил устав на утверждение в МВД (1884). Родительская мечта воплотилась в жизнь через шесть лет, в октябре 1887 г. Казанское общество призрения глухонемых детей получает официальный статус.
Пока документы вершили неспешный путь от одного бюрократического стола к другому, энергичный родитель не терял времени даром и начал поиск достойного учителя. Выбор пал на Марию Александровну Беллер, наставницу из столичного училища, дочь глухих родителей. Занятия можно было начинать, Городская дума безвозмездно предоставила под школу небольшой дом. Первые уроки прошли в нем осенью 1885 г., а в январе 1886 г. состоялось официальное открытие Казанского училища глухонемых (до утверждения устава оно пребывало в статусе частного училища И. Я. Павловского). Не располагая большим капиталом, Иван Яковлевич при жизни пожертвовал на учебное заведение 5800 р. и отказал 1200 р. после своей смерти. За свои труды и пожертвования на пользу образования глухих детей И. Я. Павловский был удостоен золотой медали на Владимирской ленте.
В последние годы XIX в. в процесс школьного строительства включаются все новые силы. Так, попечительница новочеркасских детских приютов княгиня К. М. Святополк-Мирская основала при Мариинском детском приюте (1886) Донское попечительство
о бедных с особым «отделением для обучения и нравственного воспитания глухонемых детей обоего пола».
Перемены, стремительно происходившие в жизни русского общества, наконец привели к тому, что и церковно-приходские школы открыли свои двери для глухих детей. Специальное образование пришло в российскую глубинку, круг его сторонников пополнили представители православного духовенства, зажиточные мещане, т. е. выходцы из прежде пассивного в сфере благотворительности слоя россиян. Так, в небольшом уездном городке Вязники (Владимирская губерния) с населением в 7000 человек школа появляется благодаря усилиям почетного гражданина Василия Никандровича Дедюхина и протоиерея Веселовского (1892). Стараниями последнего в финансировании учебного заведения принял участие Святейший синод, выделивший ежегодную субсидию в размере 1500 р.
Школа в селе Максимовичи Киевской губернии возникла благодаря заботе местного священника М. Яворского (1897), впоследствии и ее финансирование взял на себя Синод. После того как высший церковный орган ясно обозначил свою позицию относительно обучения глухих, православные священнослужители все активнее включаются в новое для них направление деятельной благотворительности.
Настоятель церкви Св. Пантелеймона (Харьков) отец Василий (Ветухов) столь страстно убеждал местные власти в богоугодности училища глухонемых, что Городская дума безвозмездно выделила под его строительство участок земли стоимостью в 3000 р., да еще по 800 р. на каждого городского ученика. (Правда, численность глухих воспитанников изначально представлялась малой.) Харьковское уездное собрание тоже проявило участие, определив училищу ежегодную стипендию (200 р. в год). Налицо перемены во взглядах членов Городской думы и обывателей-харьковчан на необходимость общественной помощи глухим. Отец Василий пишет именно об этом: «Сочувствие различных учреждений и частных благотворителей, горячо откликнувшихся на мои первые призывы о помощи глухонемым, придало уверенности, что в нашем интеллигентном обществе созрело сознание бороться с этим недугом». На освящение училища (1900) пожаловал викарий Иннокентий и генерал-губернатор Г. А. Тобизен. По завершении торжественной церемонии почетные гости выразили желание осмотреть школу и познакомиться с ее воспитанниками. Знание учениками молитв и качество их устной речи настолько поразили владыку, что он, как повествует официальный отчет, прослезился от умиления. За короткое время Харьковское отделение Попечительства о глухонемых расширило городское училище, открыло ремесленную школу в селе Кочетке (ею руководил местный священник Проскурни- ков), организовало школу-хутор в Клучиновке. На хуторе возвели храм, который расписывали глухие иконописцы. Все стройки осуществлялись на средства благотворителей.
Уникальна история появления специальной школы в селе Немда Макарьевского уезда, близ города Юрьевец Костромской губернии, устроенной по просьбе крестьянина Балабанова! Его глухой сын учился в церковно-приходской школе села Вязники, а отцу хотелось видеть сына подле себя, о чем он и поведал отцу Василию. Молодой священник воспринял слова прихожанина близко к сердцу и посвятил немало времени и душевных сил созданию особого учебного заведения в родном селе. Вероятно, не без соответствующих проповедей духовного лица местные крестьяне обратились с ходатайством к епархиальным властям разрешить им позаимствовать из приходского церковного капитала 2000 р. на строительство школы для глухонемых. Епископ Виссарион не только удовлетворил просьбу, но и учредил «особое попечительство» (1899), вменив тому курирование почина. Решив финансовые и организационные вопросы, отец Василий отправился в Петербург на курсы, организованные Попечительством ВУИМ. В том же 1899 г. священник начинает занятия с глухими детьми, а в конце 1901 г. состоялось торжественное открытие в селе Немда церковно-приходской школы для глухонемых. В 1903 г. «Государыня Императрица всемилостивейше разрешила принять в состав учреждений Попечительства о глухонемых Немденскую школу глухонемых»
Итак, впервые в отечественной истории заказчиком специального обучения выступает родитель из крестьян!) го важное свидетельство перемен в сознании соотечественников, ширится круг сторонников образования глухих, в него входит отдельный человек, частное лицо, гражданин.
Сеть специальных учебных заведений быстро разрасталась, чему способствуют и школы-первенцы, накопившие опыт успешного специального обучения. К концу XIX в. они добились стабильного финансирования, доверия местной и центральной власти и, что особенно важно, поддержки местного населения. Проиллюстрируем сказанное на примере Прибалтийского региона, где обучение глухих началось существенно раньше относительно исконных территорий империи.
Как мы помним, к концу 1860-х гг. лидирующее положение в крае принадлежало Рижскому училищу, во главе которого до 1879 г. стоял деятельный сурдопедагог швейцарец Штюнзе. После его кончины руководство заведением перешло в руки другого швейцарца — Эттера, не менее талантливого педагога, но не столь успешного организатора. В годы работы Эттера (1879—1887) качество обучения в училище оставалось на высоком уровне, «но сохранить ту же связь, то же авторитетное отношение к провинциальным школам ему, к сожалению, не удалось; последние волей-неволей стали существовать как учреждения самостоятельные, тем более что лиф- ляндское дворянство назначило им особую денежную помощь». Прочно встать на ноги училищу удастся с приходом нового директора — сурдопедагога Э. Инзельберга (1888), тогда благодаря росту пожертвований оно переедет (1889) в специально построенное «прекрасное каменное здание со всеми современными усовершенствованиями и удобствами» [3, с. 178]. Преподавание шло на немецком языке, набор осуществлялся дважды в год, а на поступление могли претендовать «все здоровые глухонемые дети в возрасте от 7 до 11 лет». Численность учащихся колебалась в пределах 60 человек, перечень учебных дисциплин не отличался от перечня предметов столичного училища.
Вторая школа, открытая в 1870 г. в пригороде Риги — Кирхгольме, вскоре выходит изпод управления Рижского училищного совета, чему способствовал ее перевод в усадьбу Каролиненгоф, расположенную неподалеку от Митавы. Усадьбу приобрело Курляндское попечительство, а потому училище становится «собственностью Курляндской губернии». Здесь параллельно работали классы для детей из немецких и латышских семей, в силу чего обучение велось на немецком и латышском языках. В конце XX в. и это учебное заведение обрело новое специально оборудованное здание. «Источником дохода служит частная благотворительность и субсидии от разных учреждений, среди которых первое место занимает Митавское городское общественное управление».
Как и в сопредельных немецких землях, городская управа стала уделять больше внимания судьбе специальной школы.
Похожим образом складывалась судьба Вольмарского училища, теперь находящегося в прекрасно оснащенном здании, купленном на средства графини Меллин. Управляло и финансировало училище Лифляндское общество образования глухонемых.
В Эстляндии, где первое учебное заведение открылось в 1866 г. (Феннерн), через полтора десятка лет (1882) создается Пярнусское общество обеспечения глухим эстонцам образования (Hephata). Активная деятельность членов Hephata и сурдопедагогов Феннернского училища увенчается открытием эстонских специальных школ на острове Сааремаа (Пюхтенталь, 1893) и в селе Пильве (1897). Феннерн- ское училище знаменито тем, что одним из первых в России (1895) организовало слуховую работу по новаторскому в ту пору методу профессора Урбанчича1.
Стоит несколько слов сказать об истории появления училища на острове Сааремаа, в те времена называвшемся Эзель. Жизнь ост- ровитян-рыбаков не отличалась достатком, тем не менее местное население мечтало научить грамоте своих глухонемых детей. Общее число глухих на Эзеле превышало 60 человек. Обеспеченные родители отправляли своих детей в Феннернское училище, но таких счастливчиков на Эзеле насчитывалось не много. Пастор Громанн из местечка Пюха (Puha) задумал помочь землякам и привлек к делу открытия специальной школы пасторов из соседних приходов. Сообща немногочисленная группа духовных лиц с помощью проповедей и благотворительных базаров сумела собрать некоторую сумму денег, оказавшуюся достаточной для организации школы на 10 учеников. Нашелся и педагог, им стал уроженец Эзеля, учитель из народной школы М. Ракель. Патриотично настроенный молодой человек прошел стажировку в Феннернском училище и по возвращении возглавил местное учебное заведение. И здесь генерал-губернатор благосклонно отнесся к прожекту и передал его в МВД, там вопрос решили положительно, и в 1893 г. глухие дети острова перешагнули порог новой школы, разместившейся в имении Пюхтенталь. Вслед за этим создается Общество образования глухонемых детей острова Эзеля.
Несмотря на бедность и тяжелый труд, рыбацкое население острова, лютеранское по преимуществу, признает необходимость знания грамоты. Более того, родители глухонемых детей знают о том, что их можно учить, и хотят этого. Находится пастор, решивший создать для глухих детей единоверцев, живущих на острове, свою школу. В качестве образца он использует имеющееся в крае училище. Замысел пастора активно поддерживает церковное братство, разделяет местное население, одобряют губернатор и верховная власть. Правда, теперь мы не нуждаемся в оговорке: «все происходит как на Западе», отныне это и российская практика, точно так же обстояло с частной школой И. Я. Павловского и Казани, ЦПШ протоиерея Веселовского в Вязниках или отца Насилия в Немде, училищем отца Василия в Харькове. К концу 1902 г. под крылом Святейшего синода обреталось 27 учебных заведений для обучения глухонемых.
Восемь губерний Великого княжества Финляндского на рубеже XX столетия располагали восемью же учебными заведениями для глухонемых. К училищам городов Або, Куопио, Якобштадт и Борго добавились училища в Сант-Михеле (1893), Ювескуле (1894), Улеаборге (1898), в селе Лемболово (близ Санкт-Петербурга) (1889) и местечке Куррика (1899). Городские учебные заведения стабильно финансировались из казны сейма и городских бюджетов. Заведение в Куррике являлось трехлетней школой для взрослых (14 учащихся, 2 педагога) и содержалось на частные средства. Финская сельская школа под Санкт-Петербургом (Лемболово) открылась стараниями местного пастора и существовала на средства евангелическо-лютеранской общины. Деньги собирались по 20 приходам Ингермландии, ежегодно передававших в училищную кассу средства из расчета по 5 р. с тысячи прихожан. Получаемой суммы хватало, чтобы учить 10—12 приходящих глухих детей и выплачивать сурдопедагогу зарплату (360 р. в год). Царский манифест (1905) подтвердил политическую автономию Великого княжества Финляндского, более того, в 1906 г. в его границах вводится всеобщее избирательное право, впервые в Европе его обрели и женщины. Специальные учебные заведения, действовавшие в губерниях Царства Польского, Великого княжества Финляндского, Лифляндии, Курляндии и Эстляндии, жили по своим (региональным) законам и правилам и к Попечительству ВУИМ о глухонемых не относились. А как обстояло дело там?
На 1 января 1906 г. в училищах Попечительства ВУИМ о глухонемых суммарно обучалось 1109 человек, из которых почти половина находилась в учреждениях Санкт-Петербурга.
Столица и Петербургская губерния имели разветвленную структуру разнообразных специальных учреждений:
· Мариинская школа. Мастерские. Школа-ферма. Учебная прачечная. Больница (имение Мурзинка по Шлиссельбургскому тракту).
· Мариинская школа. Мастерские. Богадельня для престарелых женщин (Санкт-Петербург, Средняя Подьяческая ул., д. № 1—92).
· Педагогические курсы для подготовки учителей школ для глухих. Классы для приходящих. Амбулатория для бесплатного приема больных, страдающих болезнями уха, носа и горла (Санкт-Петербург, Гороховая ул., 18).
· Детский сад (Санкт-Петербург, Крюков канал, 7).
· Сестрорецкий приют-школа (станция Школьная, пригород Сестрорецка).
· Нарвская школа (местечко Смолка, пригород Нарвы).