Основная часть. Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение «Помощница» Н
Воспитатель читает стихотворение «Помощница» Н. Сынгаевского.
Рано-рано встану я, Солнце улыбается
В сад гулять пойду. Каждому кусту,
Яблоки румяные Маминой помощницей
Соберу в саду. Я в семье расту.
Воспитатель показывает детям сюжетную картинку по теме и просит рассказать, что на ней изображено, по вопросам:
• Куда пошла гулять девочка?
• На картинке идет дождь или светит солнце?
• Что растет в саду?
• Что стала делать девочка?
• Кому помогает девочка?
Затем педагог читает стихотворение повторно, дети договаривают фразы.
Физкультминутка «Собираем яблоки»
Дети то тянут руки вверх, будто срывая яблоки, то наклоняются, будто собирая их с земли. При выполнении данных упражнений можно использовать небольшие мячи.
Лепка яблок.
Воспитатель. Яблоки девочка собирает не зря. Они очень полезны. В яблоках есть витамины, поэтому тот, кто их ест, меньше болеет. Давайте соберем урожай вкусных и очень полезных яблок. Вылепим яблоки из пластилина. Какого цвета пластилин нам нужен? Посмотрите, яблоки бывают разных цветов. (Прикрепляет к фланелеграфу фигурки яблок разного цвета (желтого, красного, зеленого) и просит детей назвать их цвет.) Какие яблоки нравятся вам? (Ответы детей.) Как мы будем лепить яблочки? Для этого нужно узнать, какую они имеют форму. (Предлагает детям обвести пальчиком контур яблока.) Какой формы яблоко? (Ответы
детей.) Яблоко круглое. Как мы лепим круглые предметы? (Показывает приемы скатывания из пластилина шариков. Дети выполняют вслед за воспитателем круговые движения ладонями.) Вот мое яблочко готово. А вы хотите слепить такие полезные яблочки?
Воспитатель предлагает выбрать пластилин по цвету и в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
Рефлексия.
Работы детей раскладываются на дощечке.
Воспитатель. Вот какой большой урожай яблок мы собрали! Дима, какого цвета у тебя яблоко? А у тебя, Галя? (Ответы детей.) Почему нужно есть яблочки? (Ответы детей.)
ИГРУШКИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ. ИГРА «РАССТАВЬ ПОСУДУ»
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели:учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о какой-либо игрушке словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, отмечая ее особенности и характер действий с ней; обогатить и активизировать словарь по теме.
Планируемые результаты:умеет по словесному указанию находить предметы по названию (маленькая и большая матрешки), выполняет простейшие поручения (действия с игрушками, игра «Расставь посуду») взрослого, отвечает на вопросы, с интересом слушает рассказ воспитателя об игрушках, владеет основными движениями при выполнении упражнения «Посмотрите, в магазине...».
Материалы и оборудование: матрешка, мяч, машина; тарелка глубокая, 2 тарелки мелких, чашка, стакан, кружка, ложка, вилка, поднос.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости. Хотите посмотреть, кто к нам пришел? (Дети отвечают.)
2. Основная часть. Действия с игрушками.
Воспитатель (ставит на стол матрешку и спрашивает). Кто это? (Матрешка.) А это что? (Мяч.) Это что? (Машина.) (Берет матрешку и вынимает из нее маленькую, ставит их рядом.) Теперь у нас две матрешки, большая и маленькая. Какие красивые матрешки! (Предлагает детям показать и назвать большую матрешку и маленькую матрешку. Дети показывают и называют.) Матрешки умеют танцевать, но их надо об этом попросить. Давайте скажем: «Большая матрешка, попляши, пожалуйста». (Хоровое и индивидуальное повторение.) Матрешка танцует. (Педагог вместе с детьми подпевает: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля». Хлопают в ладоши.) А теперь попросим маленькую матрешку поплясать: «Маленькая матрешка, попляши, пожалуйста». (Хоровое и индивидуальное повторение.) Матрешка танцует. (Вместе с детьми подпевает: «Ля-ля-ля, ляля-ля». Хлопают в ладоши.) А где мяч? (Дети показывают.) Мяч какой? (Мяч красный, большой.) Кто покажет, как играют с мячиком? (Дети показывают. Берет мяч.) Наташа, лови мяч! (Ребенок ловит.) Маша, лови мяч! (Ребенок ловит.) А теперь, Катя, брось мяч Оле и скажи: «Оля, лови мяч». (Ребенок выполняет задание. То же самое делают еще несколько детей. Педагог берет машину и спрашивает.) Что это? (Машина.) Машина какая? (Машина синяя.) Как сигналит машина? («Биип, биип».) Давайте на машине прокатим матрешек и мяч. (Ставит на машину матрешек и кладет мяч, за веревочку везет машину.) На чем едут матрешки? (На машине.) На чем едет мяч? (На машине.)
У нас в гостях игрушки: матрешки, мяч и машина. Одна матрешка большая, другая матрешка маленькая. Какие красивые матрешки! Матрешки умеют танцевать. Мяч красный, большой. Мяч
красивый. Дети играют с мячом. Они бросают мяч и говорят: «Лови!» Машина синяя. Она большая. «Биип, биип!» - сигналит машина. Дети за веревочку везут машину. Машина везет матрешек и мяч. Какие хорошие игрушки у нас в гостях! Как интересно с ними играть!
Физкультминутка
Посмотрите, в магазине Широко развести руки в стороны.
Все игрушки на витрине.
Вот бегут машины, Дробно топать с продвижением вперед. Спина
Шуршат своими шинами. прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть
Желтые и красные - в коленях.
Все такие разные.
Вот матрешки-крошки, Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо-влево.
Пестрые одежки, Руками держать «кончики платочков», выполняя
Яркие платочки, наклоны вправо-влево.
Розовые щечки. Потереть щечки.
Ой, какой веселый мячик, Прыжки.
Так и скачет, так и скачет!
Мне б его скорей поймать,
Чтобы снова поиграть.
3. Игра «Расставь посуду».
Цели: упражнять детей в умении употреблять в речи названия предметов посуды; совершенствовать способность объяснять назначение посуды.
Воспитатель (ставит перед детьми коробку и достает из нее поднос). Это поднос. (Показ.) Что это у меня? (Поднос.) Поднос большой и красивый. Какой поднос? (Большой, красивый.) На поднос ставят посуду. А что у нас еще есть в коробке? Давайте посмотрим. (Достает из коробки тарелку.) Это глубокая тарелка. Из глубокой тарелки едят суп (в нее наливают суп.) Это посуда. Поставим ее на поднос. Что это? (Тарелка.) Какая тарелка? (Глубокая.) Что наливают в глубокую тарелку? (Суп) Что едят из глубокой тарелки? (Суп.) Это мелкая тарелка. Из мелкой тарелки едят кашу, макароны, котлеты. Что это? (Тарелка.) Какая тарелка? (Мелкая.) Что едят из мелкой тарелки? (Кашу, макароны, котлеты.) Мелкая тарелка тоже посуда. Куда ее поставим? (На поднос.) Это ложка, ложкой едят суп и кашу. Что это? (Ложка.) Что едят ложкой? (Кашу, суп.) Ложка - посуда. Куда положим ложку? (На поднос.) Это чашка. Что это? (Чашка.) Из чашки пьют чай, молоко. Что пьют из чашки? (Чай, молоко.) Чашка - посуда. Куда поставим чашку? (На поднос.) Это стакан. Из стакана пьют чай, молоко. Что это? (Стакан.) Что пьют из стакана? (Чай, молоко.) Стакан - это посуда. Куда поставим стакан? (На поднос.) Это вилка. Вилкой едят котлеты, макароны. Что это? (Вилка.) Что делают вилкой? (Едят.) Вилка - посуда. Куда положим вилку? (На поднос.) Посуду надо ставить на поднос. Куда надо ставить посуду? (На поднос.) Что надо ставить на поднос? (Посуду.)
Воспитатель показывает поднос и просит перечислить стоящую на нем посуду. Еще раз обращает внимание детей на то, что посуда - это тарелка, чашка, стакан, кружка, ложка, вилка.
Воспитатель. Катя хочет чай. Какую посуду нужно взять Кате? Во что надо налить чай? (Чашку, налить в чашку.) (Девочка берет с подноса чашку.) Миша садится за стол, он будет есть суп. Какую посуду нужно взять Мише? (Глубокую тарелку, ложку.) (Мальчик берет глубокую тарелку и ложку.) Вера будет есть кашу и пить молоко. Возьми, Вера, себе посуду. (Девочка берет мелкую тарелку, ложку и стакан.) Какая посуда у нас осталась? (Вилка, кружка, мелкая тарелка.) Что мы можем есть и пить из этой посуды? (Дети называют, воспитатель помогает.)
Рефлексия.
Дети берут двух матрешек или кукол и расставляют перед ними посуду для обеда.
ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ 3. АЛЕКСАНДРОВОЙ «МОЙ МИШКА».
ШТАНИШКИ ДЛЯ МИШКИ
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели:познакомить с содержанием отрывка из стихотворения 3. Александровой «Мой мишка», продолжать учить задавать вопросы й; отвечать на них; способствовать активизации речи; закреплять умение рисовать прямые линии, работать красками, правильно держать кисть; вызывать желание подпевать музыкальные фразы.
Планируемые результаты:проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведение (отрывок из стихотворения 3. Александровой «Мой мишка»), активность при подпевании песни «Спи, мой мишка», (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского), может по просьбе взрослого рассказать об изображенных предметах одежды на картинке, принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование одежды для мишки).
Музыкальное сопровождение: «Спи, мой мишка», (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского).
Материалы и оборудование: иллюстрации к стихотворению, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (рубашки, штанишки, медвежонок), игрушка медвежонок, мольберт, лист бумаги в виде штанишек, краски, кисть, стакан с водой.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель (прикрепляет фигурку медвежонка на фланелеграф). Сегодня я расставляла игрушки на полочках и увидела, что у нашего мишки совсем нет одежды: ни штанишек, ни рубашки, ни шапочки. Как медвежонок обходится без одежды? Одна девочка сама сшила для своего мишки красивый наряд. Послушайте.