История и современные проблемы
Прошло более трехсот лет со времени написания Я. А. Коменским «Великой дидактики», а теории обучения как не было, так и нет. Если, конечно, трактовать теорию не в общежитейском смысле (как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления), а как форму организации научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.
Так, в пятидесятых годах проф. Д. Дж. О¢Коннор утверждал - «теория обучения» представляет собой не более чем вежливую формулу, прикрывающую спекулятивный характер ее положений; то же самое, но в более мягкой форме позднее констатировал И. Я. Лернер: «Главное... состоит в том, что до сих пор дидактика... не представляет целостной системы знаний, т. е. каждый блок (или единица) дидактических знаний не выводился из предыдущего и не определял последующие».
Если исходить из того, что основной движущей силой развития наук являются запросы практики, то тогда мы имеем налицо поразительный феномен «застоя» - более трех веков одна из самых многочисленных практик(а практика обучения именно таковой и является) порождает множество проблем, а дидактике -хоть бы что.
Уникальность этого явления требует от любого здравомыслящего члена педагогического сообщества не только анализа породивших это явление причин, но и попыток наметить пути выхода дидактики из такого состояния[9].
Сколько существует дидактик?
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ХУТОРСКОЙ А. В.
СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА
Исторический путь развития дидактических идей привел к тому, что сегодня имеются дидактики, различающиеся не только по философским или педагогическим основам, но и по степени общности и сферам применимости.
Различают теорию обучения «всех всему» (общая дидактика) и теорию обучения отдельным учебным предметам или в определенных типах учебных заведений (частные дидактики). Общая дидактика – теория обучения и образования, отрасль педагогики. Общая дидактика не является единой и универсальной. Ее принципы и другие элементы зависят от философско-педагогической концепции, которая принята за основу. Например, дидактика личностно-ориентированного обучения существенно отличается от социально-ориентированной дидактики или религиозной системы обучения. В то же время в разных дидактиках могут применяться одинаковые элементы теории, например, принцип наглядности, метод беседы или семинарская форма обучения.
Как и любая наука, общая дидактика изменяется и развивается. Например, телекоммуникационные технологии и Интернет-ресурсы оказывают влияние на изменение не только форм и содержания обучения, но и на принципы, цели и смысл образования; в результате на стыке педагогики и современных компьютерных технологий развивается дидактика дистанционного обучения.
Частные дидактики математики, литературы, физкультуры
и т. п. рассматривают вопросы обучения применительно к соответствующим учебным предметам, причем на разных уровнях – от детского сада до средней и высшей школы. В связи с этим идея непрерывного образования требует создания различных частных дидактик обучения одному и тому же предмету в зависимости от возраста и уровня образования человека. При этом вузовское обучение осуществляется на основе дидактики высшей школы <…>
Частные дидактики называют еще методиками обучения, например, методикой обучения физике или методикой начального обучения. Их цель – исследовать закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин.
Обучение в разных типах учебных заведений имеет свои дидактические особенности. Например, система обучения в лицеях или гимназиях отличается от дидактики, применяемой в воскресных школах, спортивных клубах, в домашнем образовании, форме экстерната или тьюторства; методика, используемая репетиторами для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы иная, чем методика ТРИЗа (теории решения изобретательских задач).
Имеются дидактики, построенные для определенных обучающих систем или авторских методик. В авторских педагогических системах всегда есть соответствующие данным концепциям дидактики. Например, система Л. В. Занкова (1901–1977) включает дидактику развивающего обучения в начальной школе; система развития одаренности школьников опирается на дидактическую эвристику; теория самообучения также имеет различные воплощения в зависимости от принципов, положенных в основу ее авторами[10].
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ
И ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ
Объектом дидактикиявляется обучение «как особый вид деятельности, направленный на передачу подрастающему поколению культуры, или социального опыта, необходимого для личностной самореализации» (В. В. Краевский)[11].
Предметомдидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Отечественная дидактика … разрабатывает определённые системы обучающих воздействий. Эти системы находят своё конкретное выражение в содержании образования, раскрываемом в учебных планах, учебных программах и учебниках; реализуются соответствующими методами и средствами обучения в определённых организационных формах (М. В. Кларин)[12].
Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организован-
ное учителем усвоение учащимися содержания образования
(Г. М. Коджаспирова)[13].
Предмет дидактики включает три субъекта обучения: учителя, ученика и обучающийся коллектив (класс, группа) и все основные дидактические отношения: «ученик – учитель», «ученик – изучаемый материал», «учитель – изучаемый материал», а также отношения: «учитель – класс» и «ученик – класс». Таким образом, предметом дидактики является регулирование и совершенствование указанных отношений, создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования (В. И. Загвязинский)[14].
2.1. Проблема определения объекта и предмета дидактики
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: