Зарождение методики преподавания естествознания в России. Первый учебник естествознания. Педагогические взгляды В.Ф. Зуева.

Первая школа, в которой преподавались сведения из географии, была открыта в Москве при Петре I в 1701 г. Это была «школа математических и навигационных наук». В подобной школе, открытой в Петербурге в 1715 г., и в общеобразовательной гимназии, созданной в это же время в Москве, география преподавалась в качестве самостоятельного предмета.

С середины XVIII в. в русской педагогике стали появляться высказывания о необходимости естественно-научного образования детей.

Н. И. Новиков статья «О воспитании и наставлении детей» он рекомендовал водить детей и показывать им как «обрабатываются многоразличные богатства земли, как приготавливаются они к употреблению для пользы людей, чтобы дети могли знать главнейшие орудия, употребляемые в труде и почитать надлежащим образом людей, занимающихся трудом»

Ф. И. Янкович Им были определены главные народные училища (в губернских городах) и малые народные училища (в уездных городах). В главных училищах по указу Екатерины II вводилось преподавание естествознания и географии. В уставе говорилось о необходимости «Собирать естественные вещи изо всех трех царств природы, потребных к изъяснению и очевидному познанию естествознания, истории, особливо же всех домашних естественных тоя губернии произведений в коей главное народное училище находится».

Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева(1754–1794). Он был сыном солдата Семеновского полка, получил хорошее академическое образование, защитил диссертацию. В. Ф. Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспедиции под руководством П. С. Палласа. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской семинарии. Именно ему было поручено написать первый российский учебник по естественной истории.

В 1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи…». Учебник состоял из 2-х частей. В первой части изучались «ископаемое царство» (минералы и горные породы) и «прозябаемое царство» («прозябение» – растение); во второй – «животное царство» (сюда же включалось описание человеческого тела).

Таким образом, В. Ф. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого – к живому».

Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. Разнообразие растительного мира В. Ф. Зуев объясняет не всемогуществом творца (как было принято объяснять в то время), а следствием великого разнообразия климатических и почвенных условий, существующих на Земле. Описание животных составлено по единому плану: внешний вид и образ жизни животного, указание приносимой пользы и его хозяйственного применения. Впервые В. Ф. Зуев высказал требования по охране промысловых животных. При описании домашних животных помещены советы по уходу за ними. Материал учебника изложен живым, образным языком.

Заслуга автора в том, что он начал решать вопросы методики преподавания естествознания. Во введении к учебнику он предлагал учителям строить урок в виде беседы с использованием предметной наглядности, а при невозможности показа натурального объекта показывать картину. В. Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги. Рисунки животных размером со страницу учебника во время урока раздавались учащимся.

К первой части учебника картин не было, так как автор считал, что изучение минералов и растений должно проходить с применением натуральной наглядности.

Для знакомства с местной природой предлагалось проводить экскурсии.

Таким образом, уже в первом учебнике естествознания содержалось требование познавать природу «от близкого к далекому». Это правило как нельзя лучше отвечало психологическим особенностям детей, позволяло на доступном и наглядном материале знакомиться с объектами природы.

Наши рекомендации