Личностный смысл образования
Личностно образующая деятельность педагога в соврем. нач. шк.
В 2006 году завершился третий цикл исследований PISA (Programme for International Student Assessment), инициированной Организацией экономического сотрудничества и развития – ОЭСР. По мнению многих специалистов, именно это исследование оказало в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире и, в том числе, в России.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле сегодня определяется еще и как функциональная грамотность.
В PISA компетентность понимается как интегративная характеристика человека результативно действовать в нестандартных ситуациях.
Проведенные исследования грамотности учащихся по указанным направлениям показали, что качество российского образования существенно отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывали затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации. В целом российское образование носит явный академический или теоретико-ориентированный характер.
Решение проблем предполагает ориентацию всех ступеней отечественного образования на выращивание функционально грамотной личности.[1] Под функционально грамотной личностью необходимо понимать ту личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
С этих позиций функционально грамотная личность – это человек:
· ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий: соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;
· способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
· умеющий отвечать за свои решения;
· способный нести ответственность за себя и своих близких;
· обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
· обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
· для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
· легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
· понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
· хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
· владеющий современными информационными технологиями.
Для успешного выращивания функционально грамотной личности в каждом ребенке необходимо придатьличностный смысл образованию, усилить в образовании егодеятельностный и культурный характер, а также обеспечить его здоровьесберегающую направленность. Эти направления (педагогические идеи) - важнейшие образовательные ценности новой школы. Их реализация возможна в новой образовательной среде, которая должна строиться в соответствующей парадигме педагогических принципов и условий.
Личностный смысл образования
Принцип - образовательная среда развития как:
· личностное развитие школьника, подразумевающее целостное развитие его личности – полной системы свойств и качеств личности в соответствии с возрастными периодами ее становления;
· благоприятные условия, обеспечивающие потребности и возможности для постоянного, самостоятельного развития самой личности, т. е. готовности личности к дальнейшему развитию;
· педагогическое взаимодействие между педагогом и учащимися на основе сотрудничества и сотворчества в рамках равноправных отношений достоинства;
· формирование у школьников смыслового отношения к миру, системы личностных смыслов, аккумулирующих индивидуальные переживания, мотивы и установки, ценности и убеждения личности, ее познавательного и эмоционально-смыслового опыта;
· сохранение на всех ступенях обучения целостности содержания образования (единого образа мира) с помощью межпредметной содержательной интеграции, системы содержательно-целевых линий, а также формирования у школьников не только понятийного, но и личностно-смыслового отражения научной картины мира;
· поэтапное развитие личности школьника на основе выводной логики развития содержания обучения – общеучебных и внутрипредметных знаний, умений и навыков (способностей).
Необходимый развивающий эффект в начальной школе во многом определяется особенностями персонификации образовательной среды, создающей условия для развития и самореализации каждому школьнику.
Персонифицированность образовательной среды предполагает следующие условия:
· индивидуализацию содержания и организации образовательного процесса на основе проектирования педагогом персональных траекторий обучения;
· личностную дифференциацию содержания обучения: на уровне стандарта как обязательного для учащихся практического содержания образования и на уровне «образовательного идеала» - возможного, но необязательного для учащихся фундаментального содержания, усиливающего развивающий потенциал образовательной среды;
· персонифицированную технологизацию образовательного процесса, гарантирующую максимальную самореализацию для каждого школьника.
Не меньшее значение для успешного выращивания функционально грамотной личности приобретает принцип мотивационности образовательной среды. В целом он предусматривает:
· ориентацию на реальные внутренние мотивы учения школьников: мотивы успешности (осознание школьником результативности и содержания собственной учебной деятельности – «у меня получается») и личностно-смысловые мотивы «жизненности» знаний, умений и навыков (осознание школьником востребованности результатов обучения в жизни – «это мне понадобится»);
· организацию учебного процесса в условиях проблемности, выбора, решения учебных задач «открытия» и созидания собственных знаний (осознание школьником собственного незнания – «это я знаю, а это еще нет»);
· управляемую рефлексию учащихся над системно организованным учебным материалом (осознание школьником, почему и для чего осваивается новый материал – «для того, чтобы знать, нужно…»);
· развертывающуюся систему исполнительной части обучения (типологию тренировочных упражнений): от простого воспроизведения до формирующих заданий и учебных задач (осознание школьником, как выполнять учебные действия).