Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

Педагогический институт физической культуры и спорта

Кафедра легкой атлетики и плавания

О.Ю. Савельева

Основы

Начального обучения плаванию

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва

ББК 74.2675.273

УДК 372.8

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО МГПУ

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой Лёгкой атлетики и плавания

ПИФКиС ГБОУ ВПО МГПУ

Е. А. Распопова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры Теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло

РГУФКСМиТ ФГБОУ ВПО

В.Р. Соломатин

Савельева О.Ю. Основы начального обучения плаванию:Учебное пособие /О.Ю. Савельева. – М.: МГПУ, 2012. – 168 с.

Материал учебного пособия основан на многолетнем преподавательском опыте автора. Учебное пособие дополняет и конкретизирует содержание начального этапа обучения плаванию, включенного в структуру дисциплины «Теория и методика плавания» (ФГОС ВПО, направление 050100.62 – педагогическое образование, профиль подготовки – физкультурное образование). В пособии акцентируется внимание на специфике учебного процесса по плаванию, обеспечении дифференциации обучения.

Учебное пособие направлено на формирование у студентов высшей школы профессионально-необходимых знаний и становление педагогических умений по обучению плаванию младших школьников, согласно ГОС и примерной программе по «Физической культуре» начального общего образования.

© О.Ю. Савельева, 2012

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2012

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране первые учебные программы для не умеющих плавать были разработаны специалистами Шувловской школы (1908 – 1917 г.г.) – первом спортивном плавательном центре России. После революции 1917 г. неоднократно на государственном уровне поднимался и решался вопрос массового обучения плаванию детей и взрослых. В первые годы советской власти в крупных городах страны под руководством Всевобуча (1918-1919г.г.) осуществлялось массовое обучение прикладным плавательным навыкам. В 1922 г. в Петрограде, опираясь на опыт работы Шуваловской школы, был создан новый спортивный центр плавания «Дельфин», а в 1923 г. на базе крытого плавательного бассейна военного училища им. М.В. Фрунзе начал функционировать первый кружок плавания для детей. В конце 20-х годов вышли в свет и первые государственные единые программы по физическому воспитанию школьников, где плавание было определено как жизненно важный навык, действенное средство оздоровления и закаливания детей: обучение плаванию официально пришло в школу и стало органичной частью предмета «Физическое воспитание» («Физическая культура»).

В годы советской власти во всех звеньях системы физического воспитания постоянно со стороны государственных и общественных организаций осуществлялся контроль и оказывалось содействие в решении проблемы обучения плаванию. Умение плавать было одним из обязательных требований физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» и «Будь готов к труду и обороне» (1931 – 1932 г.г., 1934 г., 1972 г.), являвшегося основой государственной системы физического воспитания тех лет. Одним из последних, наиболее значимых документов советского периода, является совместное постановление Центрального Комитета комсомола, Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению массового обучения населения плаванию» (август 1979 года). Его основные положения сводятся к следующему:

· улучшить организацию и проведение массового обучения плаванию, обеспечив материальную базу и подготовку высококвалифицированных кадров;

· во всех бассейнах выделить время для массового обучения плаванию детей, проведения инструктажа для родителей, имеющих детей раннего возраста и дошкольников;

· учредить медаль трех ступеней «За успехи в обучении плаванию» и значок «Умею плавать» для лиц, освоивших учебную программу и нормативы;

· активизировать деятельность клуба «Нептун»[1], оказывая ему всемерную помощь;

· ежегодно проверять состояние работы по массовому обучению плаванию на предприятиях и учебных заведениях;

· в общеобразовательной школе выделить плавание в самостоятельный раздел предмета «Физическая культура» с выставлением отдельной оценки.

· с 1980 г. проводить ежегодные Всесоюзные конкурсы бассейнов по результатам массового обучения; все детские спортивные и оздоровительные лагеря принимать в эксплуатацию только при наличии плавательного бассейна или водной станции;

· к 1985 г. обеспечить ежегодное обучение плаванию около 7 миллионов детей;

Однако глобальные перемены, произошедшие в стране в конце ушедшего столетия, негативно сказались на претворении в жизнь указанных положений: ветшали, закрывались или перепрофилировались бассейны; не возводились новые спортивные базы; детско-юношеские спортивные школы переходили на коммерческие условия работы или прекращали функционировать; тренерско-преподавательские кадры уходили в иные сферы деятельности.

С середины 90-х годов увеличился объем авторских программ физического воспитания школьников. В основной массе программ общеобразовательной школы конца 90-х годов часы на обучение плаванию не предусматривались, хотя учебный материал приводился, и указывалось на необходимость изыскания возможностей для осуществления плавательной подготовки школьников. Так, «Комплексная программа» 1996 г. [2] ставила задачей качественное формирование прикладных плавательных навыков с учетом предрасположенности каждого ученика к конкретному способу плавания. Предлагались варианты организации обучения: в виде отдельных курсов в течение года; чередование уроков плавания с уроками, содержащими материал других разделов программы; вынесение уроков за сетку часов; проведение занятий в летних лагерях труда и отдыха. В программе В.П. Щербакова[3] учебный материал базировался на облегченном способе плавания кроль на груди, во главу угла ставилась задача формирования прикладных навыков, но четкого изложения средств и методов её решения не приводилось. Значительные обязанности возлагались на родителей, которым рекомендовалось за летний период обучить своего ребенка плаванию, руководствуясь материалом программы.

В современной России в последние годы произошли весьма заметные положительные изменения в системе обучения плаванию подрастающего поколения. Дети и подростки получили возможность бесплатно заниматься в спортивных школах, секциях ВОСВОД; построены современные специализированные плавательные базы и физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейнами. Появились вариативные возможности заниматься в частных школах плавания, физкультурно-оздоровительных центрах и коммерческих клубах.

Обучение плавательным навыкам вошло в Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта [4]. Федеральный компонент представлен на базовом и профильномуровнях и содержит четыре стандарта по физической культуре: для начальной, основной и средней (полной) школы на базовом уровне и для средней (полной) школы на профильном уровне. В каждом стандарте указано на необходимость учета состояния здоровья, медицинских показаний, уровня физического развития и физической подготовленности обучаемых; определены цели, обязательный минимум содержания основной образовательной программы и требования к уровню подготовленности школьников по завершении конкретного этапа обучения. В частности, в обязательный минимум содержания основной образовательной программы по физической культуре начальной школы плавание включено в виде плавательных упражнений начального этапа обучения. В аналогичном разделе основного общего образования плавание представлено, как перечень основных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине и брасс; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне материал по плаванию приведен в разделе «Прикладной физической подготовки»: плавание на груди, спине, боку с грузом в руке; а длясреднего (полного) общего образования на профильном уровне по физической культуре тот же самый материал отнесен к «Спортивной деятельности с элементами прикладной подготовки». Однако ни в одном из четырёх стандартов плавание не включено в Требования к уровню подготовленности школьников.

30 августа 2010 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был издан Приказ № 889 , основным содержанием которого является корректировка федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, в связи с введением третьего часа учебного предмета «Физическая культура» в недельный объем учебной нагрузки. Для обеспечения качественной реализации Приказа Министерство образования и науки РФ подготовило Письмо от 08.10 2010 г. № ИК-1494/19. В документе рекомендовано расширять и углублять изучение отдельных тем и разделов действующих примерных программ всех ступеней общего образования, причем, при наличии соответствующих условий, особое место следует уделять обучению плаванию. В Проекте ФГОС от 15 апреля 2011 г.[5] указано, что одним из результатов освоения базового курса физической культуры должно быть «владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта[6], активное применение их в игровой и соревновательной деятельности».

Сегодня, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, создаются Примерные программы по физической культуре[7], в которых определена обязательная часть учебного предмета. Примерные программы обеспечивают преемственность учебного процесса и являются стержнем для создания вариативных рабочих авторских программ, в которых реализуются идеи педагогов-новаторов по содержанию и построению учебного процесса. Так, в Примерной программе для начальной школы плавательная подготовка содержит «Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног; проплывание учебных дистанций произвольным способом». Авторы рабочих программ уточняют, конкретизируют и детализируют содержание Примерной программы в обозначенных ею рамках. Материал данного учебного пособия раскрывает именно этот этап формирования плавательных навыков у учащихся начальной школы.

Имеющаяся скорбная статистика (в стране ежегодно тонет более 3000 детей, около 15% утоплений приходятся на детей до 14 лет) указывает на необходимость создания всех условий для решения не теряющей своей актуальности задачи обучения детей и подростков жизненно важному плавательному навыку. Для должного обеспечения учебного процесса по плаванию необходима качественная подготовка квалифицированных, инициативных, творчески работающих педагогических кадров, способных заинтересовать детей, сохранять и укреплять их здоровье, развивать и совершенствовать техническую и функциональную подготовленность школьников; раскрывать их потенциальные возможности, формируя прочный, вариативный, жизненно необходимый плавательный навык.

Первый раздел пособия посвящен специфике организации и методического обеспечения учебного процесса по плаванию:

· определены основные особенности урока плавания, кратко охарактеризованы его основные типы;

· раскрыты методы ведения урока (организация учеников на занятиях) и методы обучения;

· обоснована необходимость дидактического сопровождения упражнений методическими приемами.

Во втором разделе подробно изложен основной учебный материал, на который указывает Примерная программа для начальной школы, - подготовительные упражнения для освоения с водой, объединенные общими учебными задачами:

1. Ликвидация психологического дискомфорта при взаимодействии человека с необычной для него водной средой, обладающей рядом важных для плавания физических свойств - плотностью, вязкостью, смачиванием и текучестью; адаптация к ней в процессе формирования новых условных рефлексов.

2. Освоение основных (базовых) плавательных навыков:

· ритмичных выдохов в воду,

· удержания рабочих плоскостей (кисти, стопы) при выполнении плавательных движений,

· скольжений - исходного положения пловца.

3. Создание вариативной двигательной (плавательной) базы; определение плавательной и координационной предрасположенности к освоению наиболее доступного каждому ученику способа плавания для начального изучения.

В пособии представлен краткий ретроспективный обзор становления и развития системы подготовительных упражнений для освоения с водой и раскрыт один из её вариантов, разработанный и апробированный под руководством профессора В.С. Васильева на кафедре Спорта Московского государственного областного университета (МОПИ им. Н.К. Крупской) [8] и получивший свое дальнейшее развитие на кафедре Легкой атлетики и плавания Московского городского педагогического университета. Учебный материал поделен на два объемных блока: «Подготовительные адаптационные тестирующие упражнения» и «Подготовительные упражнения для освоения спортивных способов плавания». Содержание обоих блоков опирается на основные характерные особенности плавания как физического упражнения и вида спорта[9] и направлено на обеспечение индивидуализации учебного процесса. Материал содержит как традиционные упражнения и методические приемы, выявленные в результате изучения специальной литературы, в процессе педагогического наблюдения, в ходе бесед с тренерами, методистами, преподавателями, так и разработанные автором.

В Приложенииизложены основные характерные особенности плавания как физического упражнения и вида спорта.

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА

Наши рекомендации