Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физического воспитания и валеологии

В.В. ЧЕШИХИНА, В.Н. КУЛАКОВ, С.И. ФИЛИМОНОВА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

Москва «Союз» 2000

ББК 75.0

Ч-57

Авторы: д.п.н. Чешихина В.В., профессор, д.п.н. Кулаков В.Н., к.п.н. Филимонова С.И.

Рецензенты: заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор Ф.П. Суслов; доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Чесноков.

Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н.

Ч-57 Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. – 250 с.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе действующей программы по физическому воспитанию и валеологии для студентов высших учебных заведений. В учебном пособии соединены материалы по теории физической культуры, теории физического воспитания, теории спорта, по оздоровительной физической культуре и валеологии.
Наряду с основным содержанием, непосредственно относящимся к учебному процессу физического воспитания, в данном пособии освещены некоторые вопросы использования средств физической культуры на производстве и в быту студентов (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, ее формы и т.п.). В работе представлены современные статистические данные о состоянии здоровья населения и факторах, его определяющих.

Учебное пособие предназначено для студентов дневного, вечернего и заочного обучения гуманитарных вузов, а также социальных работников в сфере физической культуры и спорта.

Допущено УМО МГСУ в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных вузов

ББК 75.0

ISBN 5-7139-0157-2
© Издательство МГСУ «Союз», 2000

© Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н.

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее важными условиями успешности и эффективности профессиональной подготовки социальных работников являются укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональной деятельности, приобретение практически важных знаний по физической культуре. Выполнение студентами требований дисциплины «Физическая культура» способствует созданию этих условий.

Практика последних лет показала, к каким серьезным негативным последствиям приводит недооценка влияния физической культуры на жизнедеятельность каждого человека и нации в целом.
Поэтому материалы, предлагаемые в учебном пособии, ориентированы на формирование глубоких положительных мотивов у студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Несмотря на свои специфические особенности, предмет «Физическая культура», как и любой другой предмет в учебном плане вуза, требует активной и систематической работы студента над собой.
Занятия под непосредственным руководством преподавателя должны постоянно дополняться самостоятельной работой студентов.

Учебное пособие призвано служить руководством для студентов в их повседневной учебной, физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой работе. Информация, представленная в пособии поможет закрепить знания, полученные на лекциях и практических занятиях по физической культуре.

Учебное пособие состоит из 2 частей.

В первой части дается характеристика основных понятий физической культуры, сообщаются знания об основах спортивной тренировки, предлагается информация о сущности здоровья и факторах, влияющих на здоровый образ жизни людей, их личной и общественной гигиене, использовании средств и методов физической культуры непосредственно в прикладных целях - в режиме учебы, труда и отдыха. Значительное место в первой части отведено проблеме занятий со студентами специальной медицинской группы (охарактеризованы виды упражнений, предложены комплексы упражнений, рекомендованных для выполнения при различных заболеваниях).

Вторая часть учебного пособия включает материал по основным видам физической подготовки, предусмотренной программой: гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, спортивному ориентированию. Большое внимание уделяется истории развития предлагаемых видов спорта, технике физических упражнений, даются рекомендации по овладению ею. Овладеть техникой упражнений - значит приобрести жизненно важные навыки - в беге, прыжках, передвижении на лыжах; спортивно-игровые, туристские и др.
Но процесс овладения техникой не сводится только к практическому овладению ею. Это и познание студентами основ техники, и одновременное воспитание физических качеств. Поэтому достаточно большое место отведено сведениям о рациональной технике движений, воспитании физических качеств; рекомендованы серии специальных подготовительных упражнений.

В учебном пособии даны контрольные вопросы (к каждой главе) для проверки и закрепления знаний, приведен список рекомендованной литературы.

Настоящая книга представляет первый опыт создания учебного пособия, интегрировавшего знания по физическому воспитанию, оздоровительной физической культуре и валеологии.

Авторы с благодарностью примут замечания и пожелания, которые будут учтены в дальнейшем при создании следующего издания учебного пособия по теории и методике физической культуры.

Ч А С Т Ь 1

1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Теория и методика физической культуры, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях “физическая культура”, “физическое воспитание” и “система физического воспитания”, а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как “физическое развитие”, “физическое совершенство” и “спорт”.

Физическая культура

Основная позиция современной философии с точки зрения деятельностного подхода определяет физическую культуру как часть общей культуры общества и личности, как одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья и повышение дееспособности человека.

Физическая культура(в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании физических упражнений и естественных сил природы для направленного физического совершенствования человека. Когда говорят о физической культуре личности, подразумевают под этим воплощенные
в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле, то есть усвоенные человеком “физкультурные” знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания показатели развития и т.п. “Физической культурой” называют также одну из учебных дисциплин в школе. В процессе эволюции физическая культура приобрела ряд специфических форм: базовая ФК (школьная, вузовская, армейская), спорт, лечебная и реабилитационная ФК, профессионально-прикладная, рекреационная ФК, адаптивная (для инвалидов). В самом содержании физической культуры и органически связанных с нею явлениях можно с некоторой условностью выделить две основные стороны, или части:

во-первых, все то ценное, что создает и использует общество
в качестве двигательных систем, спортивных дисциплин, специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально-обеспечивающая сторона физической культуры);

во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий, выраженные в физическом совершенстве человека (результативная сторона физической культуры).

Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее полно характеризует состояние системы физического воспитания - прогрессивность заложенных в ней идей и организационных форм, научно-практические достоинства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно - условия, обеспечивающие ее качественное функционирование: обеспеченность кадрами специалистов, медицинское, информационное и материально-техническое обеспечение, отражение физической культуры в произведениях искусства, архитектуры и т. д.

Наиболее же существенным выражением результативной стороны физической культуры являются: общий уровень физической подготовленности и физического развития людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели, свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в жизнь народа. Эти две стороны физической культуры едины, но между ними бывают несоответствия. Первая сторона как бы переходит во вторую на основе системы физического воспитания прежде всего благодаря практической деятельности по физическому воспитанию.

Физическая культура, как и культура в целом, - продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же время наследует переходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства, спортивные сооружения, отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.).

Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом - зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют
и направляют.

Физическое воспитание

Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг
к другу. Соответствующие им понятия тождественны только в определенном отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества. Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро переходящие явления практики физического воспитания по существу “не вяжутся”
с понятием культуры). Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве,
в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов
и потребностей.

Из сказанного о физической культуре понятно, что она имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные системы знания, средства, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.

Понятие “физическое воспитание” – о чем говорит уже сам термин – входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими признаками и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств (способностей) человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность.

Физическое воспитаниеесть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной, учебной
и т. д.). В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).

Обучение движениямимеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком
в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных
с ними знаний. Понятие “физическое образование” впервые раскрыто на научной основе в трудах П.Ф. Лесгафта (1837-1909) видного отечественного ученого, педагога, общественного деятеля, создателя учения о физическом образовании. Суть физического образования, по мысли П.Ф. Лесгафта, состоит в том, чтобы научиться “...изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу...” (Цит. по: Собр. пед. соч. – М.: ФиС, 1951. – Т.1. – С. 295). Первая сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая, не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим (двигательным) качествам человека (силе, быстроте, выносливости, ловкости): стимулирование
и регулирование их развития посредством нормированных тренировочных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью
(физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств. К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту и выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также ловкость (или двигательно-координационные способности) и непосредственно обеспечивающие их морфо-функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические или двигательные способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них.

В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.

Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность их приводит не только к количественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием. Такое управление, строго говоря, не может рассматриваться как полное, поскольку развитие человека, и в частности развитие его физических качеств, зависит от многих внешних факторов и условий, лишь частично охватываемых физическим воспитанием.

Физическая подготовка

Наряду с термином “физическое воспитание” применяют термин “физическая подготовка”. Второй термин подчеркивает одну из прикладных сторон физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей определенной физической подготовленности, которая является результатом систематической физической подготовки и воплощается в достигнутой работоспособности, в сформированных двигательных навыках, необходимых
в определенной деятельности. Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них). Специальная физическая подготовка - это одна из сторон физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации. Соответственно, результат физической подготовки обозначают термином “общая физическая подготовленность”, а результат специальной физической подготовки - “специальная физическая подготовленность”. Вся эта группа терминов подчеркивает, таким образом, конкретно-прикладную роль физического воспитания - его практическое значение в подготовке человека к выполнению определенных социально предусмотренных функций.

Физическое воспитание - общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития. Идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение
в особенностях национальных систем физического воспитания, создаваемых в условиях различных общественных формаций и стран.

Наши рекомендации