ГЛАВА I Воспитание как педагогическое явление
Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого нового поколения) к тому общественно строю, к которому его призывает поступательное движение человечества.
Сен Симон.
1.1.Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Воспитание: «те, кто мог впасть в детство, учат тех, кто может впасть во взрослость».
Шутка десятиклассник
НАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ |
Воспитание — для всех времен и все народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания не мыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение — передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Безэтого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы педагогические приемы... в зависимости от типа культур (первобытно-общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; самое понятие воспитания есть создание истории, в при роде его нет...».
Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усошенствовании».
Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты...
Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».
О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духовному питанию», говорят многочисленные истории, с «Маугли» — детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Коннор описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек. Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9—10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7—8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет — ходить. К 17—18 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких детей, ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять простейшие арифметические действия они вообще не мог.
Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростке…
Что же такое воспитание?Как его понимают учителя - практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г. Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое главное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личное школьника: «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбиво человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».
Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматриваются гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями, и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и в технике воспитательного воздействия.
Однако среди общего позитивного стиля и тона высказываний есть и такое: «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив». Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных места) авторитарныйподход в воспитании и обучении. Он основан на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это-слово! Мораль! При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена».
Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? — получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправильно воспитывают», «если меня пытаются воспитывать неуважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают».
Вот почему А.С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой». Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийства является наименьшим насилием, а воспитание — наибольшим». Аналогично у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает ее». Еще более категорично у Ф. Вольтера: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».
Почему так? Видимо, насилие над личностью, унижение ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирующуюся личность школьника воздействиями типа: «Только посмей...», «Прекрати сейчас же ...!», «Кто.., тот будет весь год...» Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирование, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т. п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа» (К. Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции(нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критеицеизм, непослушание, «смысловой барьер»); появляется «сопротивление воспитанию».
Известный педагог, наш современник В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицами «не» с глаголами».
Проверим себя: не так ли поступает педагог в oбщении с ребенком, который не всегда укладывается в предписываемые ему нормы поведения, бунтует против подавления естественных потребностей, развитии его природы — физической и психической. Внимательно прочитаем стихотворение Р. Рождественского «Алежкины мысли»:
Мне на месте не сидится.
Мне — бежится!
Мне — кричится!
Мне — играется,
рисуется,
лазается и танцуется!
Вертится,
ногами дрыгается,
ползается и подпрыгивается!
Мне кривляется,
дурачится,
улыбается и плачется,
ерзается и поется,
падается
и встается!
Лично
и со всеми вместе
к небу
хочется взлететь!
Не сидится мне
на месте...
А чего на нем
сидеть?!
И как это ни парадоксально, чем выше статус личности ребенка (подростка), чем развитее его позитивные качества, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него. Это подметил еще А.С. Макаренко: «Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».
'ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА И ПРАВА РЕБЕНКА |
Вот почему в последнее десятилетие в педагогических кругах заговорили об экологии детства, экологии воспитания, экологии духовной жизни растущего человека. Известно, что экология (греч. yikos —дом, жилище, местопребывание») — наука об отношениях организмов с... окружающей средой. Чаще человечество озабочено влиянием последствий НТР на природу. Но педагогам известно, что для нормального развития ребенка (подростка) важна также среда социальная и, как самая приближенная к растущему человеку, микросреда, т.е. родители, педагоги, ближайшее окружение других людей — друзей, сверстников на улице, других взрослых... И взаимоотношения со средой — залог их нормального развития.
В этой связи следует рассматривать и проблему прав человека (и ребенка, в частности). Признавая необходимость роста грамотности в области прав человека, ООН объявила период с 1995 по 2005 г. десятилетием просвещения в области прав человека. Насущные права ребенка как известно, отражены в двух основных документах: «Декларации прав ребенка» (1959 г.) и «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.)*. Приведем здесь лишь две выдержки, имеющие прямое отношение к реализации идей экологии детства и воспитания:
«Ребенок имеет право на получение образования... которое бы способствовало его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности стать полезным членом общества» (из «Декларации в ребенка», Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1959 г.).
* Книги, которые помогут педагогу-практику решить возникшие правовые проблемы, связанные с воспитанием:
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Права ребенка. — 1998. — № 1.
Сборник законов РФ в защиту детства НИИ детства. М., 1999.
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М, 1997.
Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права. М., 1999.
_ О положении детей в РФ. Государственный доклад. М., 2000.
Дети России на пороге XXI века. Российский детский фонд. НИИ РДФ.
ML. 2001.
«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях…»(из «Всемирной Декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей». Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).
Этой же идее отвечает и складывающаяся идея полисистемности образования и воспитания: нахождение для каждого конкретного ребенка (подростка) адекватной ему воспитательной системы. Вот почему в сегодняшней школе продуктивна тенденция к расширению многообразия типов и моделей учебно-воспитательных учреждений.
В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель в питания — самоактуализацию личности взрослеющего человека.
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ; ЕЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ |
Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в временной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.
Теоретическое обоснование новой парадигмы воспитания происходит на стыке современного знания из областей многих наук: философии воспитания, педагогической культурологии, акмеологии, аксиологии, синергетике, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий… Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки — этику, эстетику, экономику, экологию, политологию, культурологию, медицину, валеологию, сексологию и многие-многие.
Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-экспериментальной работе ученых и практиков.
Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.
2.21 Ребенок(дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностямисаморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.
2. Целью воспитанияявляется разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится системавоспитания.
· внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает какстержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка).
· Педагогика свободы» (О.С. Газман) приводит к тому, чторебенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.
3. Суть воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, люд живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... То есть формирование жизненной позиции — своего места в системе ценности отношений к миру. При этом отношение — категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей — политических, экономических, нравственных, эстетических и т.д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.
4. Содержаниемвоспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, общественной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчаю процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться «проигрывать» сложные жизненные коллизии...
Смысл, основная идея образования (воспитания) не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а «человек культуры», сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности...
5. Вся система образования (обучения и воспитания
в современной школе ориентирована на личностный поход— «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия»*.
Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей к самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой заданности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становиться естественным, принимаемым и желанным Соучастником детской жизни.
* Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 522.
1. В таком понимании воспитания и позиции педагога воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода питании, определяемого как «привентивная (предупреждающая, предохранительная. — Л.М.) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоделением»*
2. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общенияпедагога и воспитанника. М.М Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитательÛ воспитанник», диалоговые формы отношения в организованной детской (подростковой) среде и т. д. Сюда же можно отнести идею много-
(или мульти-) культурного воспитания**.
И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, страдать, помогать».
* Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема //Кн. Новые ценности образования:10 концепций и эссе. Вып.3.М., 1995.
** Дмитриев Г. Д. Многокульторное образование. М., 1999.
Вопросы для самопроверки и размышления
1) Как исторически сложилась общественная функция «воспитание»? Как история и современное состояние общества повлияли на понимание сущности воспитания?
2. Понятие воспитания в теории и педагогической практике: общее и различное?
3. Современные прогрессивные идеи теории и практики воспитания. В какой мере они влияют на массовую практику организации учебно-воспитательного процесса? Каковы возможные пути их внедрения в деятельность каждого педагога, каждого учебно-воспитательного учреждения?
4. Какие рекомендации современному педагогу (воспитателю можно сформулировать на основе современных идей нового воспитания?
Рекомендуемая литература
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001 Гл. 2, 6.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. 2000.
Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000. Разд. « полемики о путях образования и воспитания» (с. 399—402).
Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге века). СПб., 1997.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адптивной школы. М., 1999. Гл. I, III.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 2000.
Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999. Гл. 2, 6.
Крылова Н.Б. Культурология образования. M, 2000.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
Новый век: горизонт воспитания (актуальные вопрос организации воспитательного процесса в современной школе) /Отв. ред. Л.В. Курнешова. М., 2000.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы // Народное образование. 200 № 1.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 199 Гл. 5, 6.
Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX век взгляд из прошлого в будущее. М., 2001.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.