Примерный конспект урока по закреплению звука и буквы Н

Тема: Звук и буква Н (с. 22)

Задачи

Образовательные:

— закрепить характеристику звука, умение читать слоги, слова и предложения с буквой Н;

— учить понимать юмористический смысл картинок и подписей к ним, дифференцировать звуки [м] и [н] в слогах;

— учить следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы, интонировать звуки в соответствии со схемой; четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя.

Коррекционно-развивающие:

— тренировать школьников в четкости произношения звуков;

— корригировать и развивать выразительную речь учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать взаимопомощь, правильное отношение к учащимся, испытывающим трудности при выполнении заданий.

Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные кассы букв, «Городок букв», предметные картинки, слоговые карточки.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

2. Актуализация знаний учащихся

Вопросы учителя:

— Какой звук изучали на прошлом уроке?

— Найдите букву н в классной кассе, в «Городке букв».

— Какого цвета буква н?

— Какой звук она обозначает, гласный или согласный? Проверим.

— Произнесите звук [н] и посмотрите в зеркальце. Есть ли преграда звуку?

— Что мешает ему? Посмотрите внимательно (язык и зубы). Значит, какой это звук? Давайте вместе ответим полным ответом: [н] — звук согласный, потому что есть преграда.

• Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал

Выполнение упражнений прошлого урока. Показ картинок: зубная щетка (почистим язычком, как зубной щеткой, нижние и верхние зубки), молоток (постучим в верхние зубки, как молоточек, и будем произносить звук [н]), петушок в окошке (выглянул в окошко, увидел лису и спрятался за верхние зубки). Произнесение чистоговорки вместе с учителем (иллюстрация со слоном):Дин-дон! Дин-дон!

В зоопарке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Дин-дон! Дин-дон!

3. Закрепление знаний

• Игра «Слоговое лото»

У каждого ученика — по одной слоговой карточке. У учителя такие же слоговые карточки. Учитель показывает детям слог, ученики, у которых такой же слог, должны прочитать его. Чтобы учащиеся не отвлекались, учитель может повторить показ одного и того же слога. Речевой материал: ан, он, ун, на, но, ну. Включение слабых учащихся в повторное чтение слогов.

• Физкультминутка с речевым сопровождением

• Работа с букварной страницей

Рассматривание героя рубрики 1, называние того, что он просит нас делать. Чтение букв на карточках, которые он держит. Чтение слоговой цепочки учителем, затем учащимися, анализ того, чем отличаются прочитанные слоги. Изолированное произнесение звуков [м] — [н]. Чтение слогов, напечатанных в клеточках. Использование различных заданий: чтение по заданию учителя, по цепочке или любой другой прием. Чтение обратных слогов слабо читающими детьми. Рассматривание картинок. Чтение слов под ними. Выход учащихся к доске. Указывание одним из учеников на мальчика и девочку, правильное употребление личного местоимения третьего лица. Неоднократное повторение местоимения несколькими детьми при указывании друг на друга за партой. Нахождение в классе предметов, про которые можно сказать «оно». Помощь учителя (окно, стекло и др.).

• Физминутка «Минутка тишины»

4. Обобщение и систематизация полученных знаний

• Продолжение работы с букварной страницей

Рассматривание картинок, чтение подписей под ними. Добавление недостающего слова с опорой на картинку. Ответы на вопросы:

— Как зовут девочку?

— Кто дает ей книгу?

— Почему мы можем сказать, что Анна умна?

Повторное чтение предложений. Наблюдение за умением учащихся следить за чтением товарища.

• Продолжение работы при подготовленном составе класса. Перенос работы на следующий урок в случае затруднений.

Рассматривание серии картинок. Установление последовательности действий. Чтение подписей под картинками сначала учителем, затем учащимися с повторением интонации учителя. Драматизация действий (желательно с реквизитом в виде шапочки осла). Воспроизведение междометных предложений с соответствующей интонацией.

5. Подведение итогов урока

Эмоциональная оценка работы класса в целом и отдельных учащихся. Повторение, с каким звуком и буквой работали. Какие задания понравились больше всего?

Примерный конспект урока дифференциации сходных звуков.

Тема: Дифференциация звуков [с] — [ш] (с. 46)

Задачи

Образовательные:

— учить дифференцировать звуки [с] — [ш] на слух и в произношении, читать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки;

— учить интонировать двусложные слова с ориентацией на схему, дополнять предложения словами по картинкам, понижать голос в конце предложения перед точкой.

Коррекционно-развивающие:

— корригировать фонематический слух и произносительные навыки школьников;

— развивать связную устную речь за счет составления предложений по серии картинок;

— корригировать мыслительную деятельность учащихся за счет установления причинно-следственных связей.

Воспитательные:

— воспитывать внимание к чтению одноклассников, к их ответам, преодолевать речевую замкнутость отдельных детей.

Оборудование: индивидуальные зеркала, большие карточки с буквами с и ш, предметные картинки.

Ход урока

1. Организация начала урока

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

• Работа с загадками

Учитель показывает картинки, просит назвать их, далее предупреждает, что он будет загадывать загадку, а дети должны выбрать картинку-отгадку и объяснить, как они догадались.

Загадки: «Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается»; «Легкий и воздушный, ветерку послушный». Дети выбирают картинки-отгадки, с помощью учителя пытаются объяснить, как они догадались. Учащиеся под картинками схематически (прямой линией) обозначают слова и квадратиками — первый звук в каждом слове. По заданию учителя определяют, с какими звуками они будут сегодня работать. Звуки характеризуются: гласные они или согласные (наблюдение в зеркале за тем, как образуется преграда). Поочередное произнесение звуков с прикладыванием ладошки к ушам. Формулирование вывода: звуки глухие, без звоночка. Повторение вывода другими учениками. Выбор букв с и ш из цветной буквенной кассы, из «Городка букв». Чтение их.

• Игра «Раз-два-три — без ошибок повтори»

Учитель называет слоги с оппозиционными согласными, учащиеся по одному или хором повторяют их. За правильный повтор награда фишкой. Примерный речевой материал: са — ша, шо — со, шу — су, аш — ас, ос — ош и др.

• ФизминуткаСаша шел — шел — шел

(дети шагают на месте),

Белый гриб нашел

(срезают гриб).

Раз — грибок, два — грибок

(срезают еще грибы),

Положил их в кузовок

(кладут их в воображаемый кузовок).

3. Изучение нового материала

• Работа с букварной страницей

Рассматривание картинки с изображением Володи. Определение, что предлагает выполнить Володя. Чтение слоговых структур сначала в вертикальном столбике, отдельно с ш и с, затем по горизонтали, с дифференцированием слогов с этими звуками. Можно организовать чтение как соревнование по рядам (один ряд читает один столбик, другой ряд — второй столбик, оказывается помощь слабо читающим ученикам). Награждение фишками.

Чтение слов. Объяснение их значения с помощью картинок. Звуко-буквенный анализ каждого слова по схеме. Самостоятельное составление слов из букв разрезной азбуки по памяти.

Рассматривание серии картинок. Определение по каждой картинке, что делает девочка. Чтение предложений учителем, потом учащимися (по одному предложению). Повторное чтение. Анализ содержания предложений по вопросам:

— У кого на носу оса?

— Девочка испугалась за щенка? Почему? (Послушайте, как я прочитаю это предложение.)

— Что она сделала? Давайте еще раз все вместе прочитаем это предложение.

— Не забудьте, когда будем читать, что девочка испугалась за своего щенка. Посмотрим на вторую картинку и прочитаем подпись к ней. Как зовут девочку? Покажите мне, где написано ее имя. Почему она решила мыть щенка?

— Как вы думаете, щенок любит мыться? Читаем два предложения еще раз. (Если класс сильный, учащиеся рассматривают следующие картинки и читают текст под каждой из них.)

• Физминутка «Минутка тишины»

4. Закрепление изученного материала

Рассматривание героя рубрики 3. Что он хочет, чтобы мы отгадали? Попробуем догадаться, какие слова он нам написал. (Дети называют пропущенные буквы, читают слова.)

— Как вы думаете, Володя доволен нами?

5. Подведение итогов урока

Эмоциональная оценка работы детей. Выявление их интереса к отдельным этапам урока.

Наши рекомендации