Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии за рубежом

Введение

Специальная психология и педагогика — это науки, которые обновляются и наполняются новыми идеями, положениями. В разных странах проблемам, касающихся обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, уделяется огромное количество внимания, так как все люди должны быть социализированы и являться полноценными членами общества. Особенное внимание уделяется детям, потому что это растущие, развивающиеся организмы, только начинающие познавать мир.

С каждым годом развитие специального образования не стоит на месте. Появление новых технологий, коммуникаций дает возможность развивать все стороны человеческих потребностей. Также это касается потребностей специализированного психолого-педагогического сопровождения.

Было бы просто нелепо оглядываться назад и пользоваться только отечественным опытом. Поэтому я думаю, что на сегодняшний день тема психолого-педагогического сопровождения детей за рубежом очень актуальна.

Чтобы наша система диагностического и коррекционного сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья была более совершенной необходимо перенимать знания и опыт зарубежных специалистов в этой области. Полагаю, что на данный момент это наша основная задача и цель. В этой работе мы предприняли попытку проанализировать и изучить те программы обучения и воспитания, организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы в дальнейшем не делать старых ошибок, а следовать новым технологиям и инновациям.

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии за рубежом

1.1 Организация специальной помощи в европейских странах

По данным специального обследования 1984 г., в Норвегии проживает 228 слепоглухих, из них 25 детей в возрасте до 16 лет. Только 47 человек из 228 имели нарушения зрения и слуха с рождения и находились в школах для детей с множественными дефектами или в домах для умственно отсталых. 69 человек из 228 имели врожденную глухоту и более поздние нарушения зрения. 15 были слепыми с рождения, потеря слуха шла с возрастом. Остальные 97 человек утратили зрение и слух в старости. Подробное обследование жителей Норвегии, имеющих глубокие нарушения зрения и слуха, проводится там с 1976г.
В настоящее время слепоглухие дети в Норвегии обучаются при 3 школах для глухих детей. С 1981 г., недалеко от Осло, открыт Центр для слепоглухой молодежи. При этом центре организованы курсы для родителей слепоглухих детей. Родители, имеющие слепоглухих детей, входят в ассоциацию, руководящий комитет которой постоянно информирует живущие в разных концах страны семьи о последних новостях и достижениях в области обучения слепоглухих.
Число слепоглухих в Дании составляет 133 человека. Слепоглухие дети обучаются при Государственной школе для глухих в г. Ольборге. Педагог, впервые организовавший там обучение слепоглухих детей в 1965 г., прошел специальный курс в Перкинсовской школе. В 1975 г. в школе обучалось 11 слепоглухих, у 10 в анамнезе отмечена краснуха, перенесенная внутриутробно. Слепоглухие дошкольного возраста учатся в Дании на дому. Один раз в год родители привозят детей на двухнедельное консультативное обучение в школу. В течение этого времени педагоги наблюдают за ребенком и ведут обучение, составляют для родителей план дальнейшей работы с ним. Специальные курсы для родителей слепоглухих детей организуются в школе в течение года.
Первое отделение для слепоглухих детей было открыто на территории ФРГ (нынешняя Германия) в 1965 г. при школе слепых г. Ганновера. В 1967 г. на основе слияния Союзов слепых ряда областей Западной Германии было организовано Немецкое общество слепоглухих, которое построило на свои средства в Ганновере Немецкий центр для слепоглухих. В основу проекта этого центра, открытого в 1972 г., был положен опыт создания подобных учреждений в США, Англии и Голландии. Центр состоит из целого комплекса зданий, в которых расположены школа-интернат, курсы учителей с гостиницей, здесь же 45-квартирный дом для взрослых слепоглухих, административные здания, спортивные сооружения. Учебная группа состоит из 4 детей, с которыми занимаются 1 учитель, 3 воспитателя и 1 няня. Учитель слепоглухих детей имеет высокую квалификацию: помимо педагогического образования и не менее чем полуторагодового стажа работы в массовой школе, он должен после года работы со слепоглухими окончить курс подготовки на факультете специальной педагогики Гамбургского университета и пройти стажировку при отделении слепоглухих Института глухих в Голландии.

Представление об организации обучения слепоглухих за рубежом не будет полным, если не сказать о том, что большие достижения в этой области имеет Франция, где более 100 лет проводится обучение слепоглухих в Ларнее, около г. Пуатье. Слепоглухие дети учатся в школах Бельгии, Швейцарии, Италии и Испании. Отделения для слепоглухих открыты при специальных учебных учреждениях Канады, Австралии и Японии, в Южной Африке и Индии. Одно из старейших учреждений для слепоглухих детей и взрослых находится в ГДР — это Немецкий дом для слепоглухих, 100 лет назад организованный лютеранской церковью в Бабельсбурге, около Потсдама. В последние годы при участии специалистов Советского Союза в ГДР открываются группы для слепоглухих детей в системе государственного специального обучения. Опыт обучения слепоглухих детей имеют Польша, Румыния и Югославия.

С 1962 г. регулярно проводятся международные конференции по проблемам обучения и обслуживания слепоглухих детей и взрослых. Число стран, участвующих в этих конференциях, увеличивается с каждым годом.
Хотя обучение слепоглухих детей в нашей стране также имеет старые традиции и есть определенные достижения в этой области, изучение опыта других стран может быть полезным для наших специалистов. Выявление и учет детей с двойным сенсорным дефектом, расширение сети учебных учреждений для слепоглухих детей, объединение родителей и их участие в деле организации помощи детям, создание центров по подготовке квалифицированных педагогических кадров — все эти задачи только ставятся перед нашей тифлосурдопедагогикой и при их решении необходимо учитывать достижения зарубежной науки. [8]

Наши рекомендации