Как выглядят гномики? Какие они? Найди каждому гномику свой домик.
Круглый, квадратный, треугольный, красный, жёлтый, синий, грустный, сердитый, весёлый — это слова, называющие признаки предмета. Какое? Какая? Какой? Какие? |
Составь загадки о лисе и о солнце, используя слова, называющие признаки. Послушай слова. Назови лишнее слово. Высокий, широкий, (дом), большой. Прыгать, (добрый), бежать, спать. |
ЗВУКИ
Как в лесу:
— змея шипит?
— ежик фыркает?
— волк воет?
— комар звенит?
— жук жужжит?
— дятел долбит?
Ты произносил звуки.
«Умная» машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку — звуком [в], мышке — звуком [м] и т. д. Как сигналит машина этим пешеходам? |
Какой последний звук в слове съел Дракоша? По двору ходил пету..., индю..., бара..., ко... . |
М
Произнеси звук [У]: протяжно, отрывисто. |
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [У].
Кто где живет?
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Добавь У к словам, называющим действия. Как изменилось значение слов?
Накорми животных. Кому что?
Рассмотри картинки. Подбери слова к схемам. |
Это гном. У него в руках колпачок. У него корзинка.
Его зовут «У».
Прочитай предложения по схемам.
Маленькое слово «У» — предлог, стоит отдельно от других слов.
Отгадай ребусы.
Произнеси звук [а] с усилением и ослаблением голоса. |
Как собака лает? Гусь гогочет? Лягушка квакает? Выдели голосом звук [а]. |
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [а].
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Кого лечил Доктор Айболит? Выдели голосом последний звук.
Папа: пел рубил сидел читал будил мыл готовил |
Объясни значения слов «акварель», «аквариум», «аллея», «Африка». Закончи предложения этими словами. |
Папа купил много рыбок для нашего Зебры, жирафы, страусы живут в ... |
Картина нарисована .... Дети гуляют по садовой .. |
звук [а]
Назови слова со звуком [а].
— Что везешь, Автомашина? — Всё, что есть на букву А. Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва. |
Какие овощи заяц положит в корзину? |
Назови картинки. Обозначь место звука [а] в схемах слов. |
Что деляют дети на картинках? Составь предложение по каждой картинке,
соединяя действия детей маленьким словом «а». Прочитай предложения
по схемам.
БУКВЫ А, а
Реши кроссворд.
Имя. Птица. Хищная рыба.
Отгадай ребус.
Сколько здесь букв А ?
Какие звуки произносят дети? |
Произнеси звуки по схеме: |
Дети по лугу гуляли И картинки собирали. 1—2—3 — и ты собери! Мальчику — со звуком [а]. Девочке — со звуком [у]. Помоги ребятам. Назови сначала картинки со звуком [а], а затем картинки со звуком [у]. |
Что везут машины? Определи по схеме. |
Произнеси звук [о], изображая радость, удивление, страх, грусть, как эти гномики. |
Рассмотри картинку. Найди слова со звуком [о].
ЗВУК [О]
Ослик очень огорчен: Со звуком «О» он не знаком. Кто же ослику поможет — Овощи в ведро положит? Помнить надо вам одно — Овощи со звуком «О». |
Рассмотри картинку. Назови овощи со звуком [о]. |
Послушай, запомни, повтори по три звука.
аоу уоа оуа оау
Обозначь в схемах слов место звука [о].
Подними и опусти по ступенькам звук [о], повышая и понижая голос. |
В автобусе едут дети. Как их зовут?
БУКВЫ О, о
Прочитай ряды букв громко, тихо, шепотом.
А о у о у о
У о а у о у
А у о о а о
Отгадай ребусы.
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
«Упрямое» слово «пальто».
Этот гном мечтает о конфетах, о подарках, о ... . Его зовут О. Почему его так зовут? |
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Кот Тимошка видел сон.
Но о чем? Не помнит он!
Может, о мышатах?
Может, о котятах?
Может, о ребятах?
Или лягушатах?
Сон Тимошка свой забыл
И немножко загрустил.
Кто приснился Тимошке?
О ком был Тимошкин сон?
О ком заботятся дети? Составь предложение по схеме.
Маленькое слово О — предлог, стоит отдельно от других слов.
Произнеси звук [и] с усилением и ослаблением голоса. |
Рассмотри картинку «День рождения у Иры». Назови слова со звуком [и]. |
Назови имена друзей Винни-Пуха за звуком [и]. |
Назови картинки. Обозначь место звука [и] в схемах слов. |
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Назови животных. Чьи это уши? Проведи от них «дорожки» к животным. |
Назови картинки. Составь из них пары. |
Объясни значения слова «кисть». Составь предложения с этим словом. |
На каком этаже дома «живёт» каждый из этих предметов?
Лошадь ржет: — И-и-и! Осёл кричит: — Иа! Иа! |
Прочитай шепотом, тихо, громко. а о у и о у и а у о а и и о у а |
БУКВЫ И, и
Кто это? Составь предложения по схемам.
По каждой паре картинок составь предложение с маленьким словом «И».
Эдик сказал с сожалением: — Э-э-э... |
Произнеси звук [э] с усилением и ослаблением голоса. |
Помоги Эдику найти слова со звуком [э]. |
В каком домике живут слова «эму», «поэт»? |
Какие два слова соединились? |
Подними букву Э по этажам, изменяя высоту и силу голоса. |
Произнеси звук [Ы] с усилением и ослаблением голоса. |
Рассмотри картинку «Мышиная семья». Назови слова со звуком [Ы]. |
Разложи продукты в корзины. Смотри на схемы слов. |
Один — много.
Какой звук ты слышишь в конце слов, называющих много предметов?
Доскажи словечко. На берегу растет сосна, А рядом с нею .... Горит прекрасная звезда, А рядом с нею .... Стал красным-красным помидор, А рядом .... Вот гном один, вот гном второй, А вместе это .... |
Подбери к каждому слову картинку. Соедини их линиями.
спелые
длинный
душистое
дырявая
Сосчитай
тыквы.
— Ты худой, а я толстяк. — Ешь поменьше натощак. Г. Виеру |
Пройди по «горам». Следи за высотой звука. |
Прочитай на одном выдохе. |
Впиши букву Ы в схемы слов. |
Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы. Е. Благинина Назови грибы. Какие грибы соберет буква Ы? |
Перекличка, пы — пи выть — ... ты — ... ныть — ... мы — ... быть — ... |
Запомни и повтори, ви - ви - вы пы - пи - пы ти - ты - ти |
Лошадка и медведь ждут гостей. Кто пойдет к лошадке, а кто — к медведю (проведи линии)? Назови диких животных, домашних животных. |
Вставь в схемы слов буквы И или Ы. |
Помоги Винни-Пуху добраться до бочки с мёдом. |
Прочитай (спой) песенки гласных звуков вместе с Винни-Пухом. |
Винни-Пух пошел в гости к друзьям. Отгадай, кто на каком этаже живет. |
Винни-Пух попал под буквенный дождь. В какую схему слова упадет каждая капля? |
Какие буквы Винни-Пух увидел в траве? |
Папа произносит имена детей по частям — слогам. |
Дятел -телеграфист. Передай по телеграфу слова — названия картинок, отстукивая количество слогов. Посчитай, сколько слогов в каждом слове. |
Назови животных. Найди слово из одного слога, из двух, из трех слогов. |
Посмотри, как обозначаются слоги в схеме слова. |
Послушай стих.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла. чеслук и репуста.
Н. Кончаловская
Что хотел вырастить садовод? Определи количество слогов в названиях овощей.
Проведи «дорожки» от картинок к схемам слов. |
Это Вова, Наташа, Ира. Рассмотри схемы слов — имён детей. Сколько гласных звуков в каждом слове и сколько слогов? |
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Федора идёт по лесу и зовёт свою посуду. Позови посуду и ты.
Какой гласный звук в каждом слове звучит сильнее и дольше?
В каждом слове есть ударный слог,
в котором гласный звук произносится с силой и длительно.
Ударный слог,
Ударный слог —
Он назван так недаром...
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.
А. Шибаев
Посмотри, как обозначается ударение в схемах слов. |
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. К. Чуковский |
Поставь знак ударения на плиты, по которым гном стукнет сильнее. |
Сравни произношение слов. |
Ударение помогает различить слова. |
Гномик идёт по слоговой дорожке, выложенной плитами. Постукивая
каблучками, он приговаривает:
Рассмотри картинку «Корова на лугу». Назови слова со звуком [м]. |
Определи место звука [м] в каждом слове. |
Подружи звук [м] с гласными звуками. |
Корова мычит: — М-м-м! А телёнок: — Мь-мь-мь! |
Назови продукты питания.Из чего они приготовлены? Гному Муку нужны |
продукты со звуком [м], а Мйку — со звуком [м']. |
Помоги гномам подобрать продукты к этим схемам. |
Подружи звуки [м], [м'] с гласными звуками. |
Прочитай схемы со звуками [м], [м']. |
Взявшись за руки, Мы встали. И на М похожи Стали. В. Степанов |
Подружи букву М с гласными буквами. Подбери к составленным слогам картинки. |
Прочитай слова и составь предложения по картинкам.
Вьюга воет: — В-в-в! — Вь-вь-вь! |
Соедини звуки [в], [в'] с гласными. Прочитай слоги. |
Рассмотри картинку «Ну погоди!». Назови слова со звуками [в], [в'].
Определи место звуков [в], [в'] в словах. Что неправильно нарисовал художник?
Используя картинку, подбери рифму к словам «корона», «слон», «полк», «боровик», «дрова». |
Отгадай загадки. Соедини слово-отгадку со схемой слова. |
1. Не сеют, не сажают — Сами вырастают. 2. Хохотун Егорка Взялся за уборку. В пляс по комнате пошёл, Оглянулся — чистый пол. 3. Кто приходит, кто уходит — Все её за ручку водят. 4. Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. |
воду возит — ... хлеб возит — ... |
лес возит —... панели возит — ... |
Прочитай слоги. Кого встретил Винни-Пух, гуляя по дорожке?
Составь предложения с этими словами.
Зачеркни по две одинаковые буквы. Прочитай слово из оставшихся букв. |
На каком этаже живёт волк? Сова? Пьют квас? |
Этот гном любит прятаться в бочку, в корзинку, в коробку. Его зовут В. Где сидит гном? Почему его так зовут? |
Заяц в городе. Куда пойдет заяц? |
Маленькое слово В — предлог, стоит отдельно от других слов. |
Составь предложения по схемам. Прочитай рассказ. Придумай название рассказу. |
Царевна Несмеяна ноет: — Н-н-н! — Нь-нь-нь! Рассмотри картинку «Царевна Несмеяна». Назови слова |
со звуками [н], [н'] в начале, в середине, в конце слова. |
Произнеси отчётливо. Найди слова со звуками.[н], [н']. |
Нам не нужны такие шутки. Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно, это — носорог. Г. Сапгир |
Используя картинки, догадайся, что скажет Царевна Несмеяна. Соедини линиями каждую схему с соответствующей картинкой. |
Я несу.... Я надену.... Я нарисую .... |
Подружи гласные звуки со звуком [н]. |
Прочитай по схемам слоги со звуками [н], [н']. Повтори чистоговорки отчётливо. |
ни, ни, ни — грусть, тоску гони. на, на, на — светит нам луна. но, но, но — там идёт кино. ну, ну, ну — ждут тебя одну. ны, ны, ны — смех и радость нам нужны. |
Образуй слоги с буквой Н. Назови слова с этими слогами. |
Поставь неваляшек по росту. Прочитай имя девочки. |
Гном любит сидеть на пеньке, на скамейке, на диване. Его зовут На. |
Маленькое слово На — предлог, стоит отдельно от других слов. |
Летит пчёлка на лужок, Чтоб насобирать медок. Села на ромашку, А потом на кашку, А затем на василёк. Вот уже готов медок! |
Сакие цветы росли на лугу? Куда села пчёлка? |
Что где растёт? Соедини линиями подходящие картинки верхней и нижней строчек. Составь предложения с маленьким словом (предлогом) «на». |
Прочитай предложения, вставляя слова, называющие действия. |
Тесто пыхтит: — П-п-п! — Пь-пь-пь! |
Рассмотри картинку «На кухне». Назови слова со звуками [п], [гГ]. Определи место звуков [п], [п'] в словах. |
Догадайся по схемам слогов, что приготовил Петя. |
Произнеси отчётливо: Петя пробует компот, с повидлом пироги печёт. |
С какого звука — [П] или [П] — начинаются названия профессий? |
«Упрямое» слово «пианино». Куда спряталась кошка? Где стоит ваза? К чему подходит щенок? |
Мальчик пускает мыльные пузыри. Какие слоги у него получились? |
Какое слово спрятал попугай? |
Этот гном любит ходить по бревну, по мосту, по ... . Его зовут По. Почему его так зовут? Составь предложения по схеме. |
Маленькое слово По — предлог, стоит отдельно от других слов. |
Помоги Пете добраться до дома, используя предлог по. |
Прочитай предложения. Вставь слова, называющие действия. |
Вот колеса застучали: — Т-т-т! В путь-дорогу нас позвали: — Ть-ть-ть! |
Проведи линии: погрузи в синий самолет одежду и обувь со звуком [т], а в зеленый — со звуком [т']. |
Рассмотри картинку «На улице». Назови слова со звуками [т], [т'] вначале, в середине, в конце слова. |
В доме Тома находятся предметы со звуком [т], а в доме Тима — со звуком [т']. Назови эти предметы. |
Запомни пословицы. Назови слова со звуками [т] и [т']. Труд кормит, а лень портит. Кто хочет много знать, тому меньше надо спать. Подбери схемы к словам «Том» и «Тим». |
Мама и пять ее детенышей. Назови картины, выделяя голосом звуки [т], [т']. |
подлетел — ... подошёл — ... подплыл — ... |
Дополни до целого слова. ТЭН ... Прочитай. |
Подружи букву Т с гласными буквами. |
Кто Ната? Это Ната. У Наты ноты. Ната_______ на пи-а-ни-но. |
Ш
ББК81.2Рус-922
Ц85
Цуканова СП., БетцЛ.Л.
Ц85 Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ.Альбом 1 для индивидуальной работы / СП. Цуканова,
Л.Л. Бетц. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 64 с.
15ВЫ 5-296-00694-1
Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей
фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностя-
ми русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возмож-
ных расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой.
Пособие сопровождается методическими рекомендациями, в которых представлены за-
дачи обучения, перспективное планирование коррекционной работы, конспекты фронталь-
ных логопедических занятий.
Предлагаемые на занятиях игровые и тренировочные упражнения могут быть использо-
ваны при работе с широкой детской аудиторией: с детьми 4-6 лет, имеющими нормальное
речевое развитие, и с детьми-логопатами.
Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреж-
дений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
ББК81.2Рус-922
Рецензенты: Т. П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопа-
тологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.
О. Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафед-
рой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ
Издатель —А.П. Казаков
Редактор — Н.Е. Ильякова
Художник — Е.В. Мазур
Обложка—Д.Р. Кудряков
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел./ факс:(495) 264-27-73. Е-таМ:дпот_1одореа'@пе«таП.ги
Подписано в печать 26.08.2006. Печать офсетная. Объем 4 п.л.
Формат 84x108/16. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1773.
Отпечатано по заказу ООО Агентство «Социальный проект» с готовых диапозитивов
в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495) 682-24-91.
©БетцЛ.Л., Цуканова СП., 2006
15ВЫ 5-296-00694-1© Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2006