Основные требования к организации домашней работы
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:
- Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет учеников, ведет к потери интереса. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери к предмету.
- Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не точной копией, выполненной в классе.
- Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
- Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.
- Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.
- Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
- Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам, так как наблюдается перегруженность учащихся школы. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. – 576–96 в следующих пределах:
- В 1-м классе (со второго полугодия) – 1ч.,
- Во 2-м – до 1,5 ч.,
- В 3-м – до 2 ч.,
- В 5-6-м – до 2,5 ч.,
- В 7-8-м – до 3 ч.,
- В 9-11-м – до 4 ч.
45. Проблема целеполагания в воспитании личности. Формулирование целей воспитания в нормативных документах («Программа развития воспитания детей в РФ на период до 2010г.», (проект); Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования»
Профессиональная деятельность педагога, как и любая деятельность человека предваряется сознанием цели. Цель педагогического воздействия является определяющим элементом педагогической деятельности.
Цель воспитания – ключевая категория педагогической науки. Её определение имеет большое значение как в теоретическом, так и в практическом плане. Под целью воспитания понимается идеальное представление о результате деятельности, формирующиеся в сознании человека в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Цель всегда объективна, т.к. задается внешними обстоятельствами.
Цель всегда субъективна, т.к. является продуктом сознания и несет в себе его особенности. Поэтому цель воспитания для каждого отдельно взятого педагога есть отражение его индивидуально личностных особенностей, уровня его интеллектуального и нравственного развития, включая его собственное представление о должном.
Цель воспитания – это теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности идеальных требования к ее сущности, индивидуальности, образованности свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, этическому развитию и отношению к жизни.
«Растительная» часть души развивается в условиях физического воспитания.
«Животную» часть души совершенствует нравственное воспитание.
«Разумная» часть души – в обучении наукам, особенно грамматике, риторике, диалектике.
Идея всестороннего и гармоничного развития личности вдохновляла и гуманистов эпох Возрождения. В педагогике она постепенно превращалась в общечеловеческие идеи совершенной личности, своего рода ориентир.
Мыслители и педагоги стремись определить цель воспитания, идея от «природы», тем самым возвышая приоритеты человеческого естества до уровня цели.
Ж.Ж. Руссо – основоположник «Теории естественного воспитания».
Идея главной цели воспитания – научить человека жить - рассматривалась и Гербартом, но эти педагоги в теоретической теории стояли на позициях натуроцентрических.
Другой подход к построению цели воспитания называется социометрической, напрямую связанный с целями социума и государства.
Платон в своем трактате «Государство» рисует идеальную социальную жизнь государства и систему общественного воспитания от рождения до 35 лет. Он считал, что цель государства в воспитании трех социальных групп людей: образование для всех детей начинается с раннего детства, потом продолжается в мусической школе(7-12лет), затем в палестре(12-17 лет). Воспитанники с преобладание волевой части души продолжают образование в эфебии (17-20 лет). Носителям разумной части души представляется школе философов. С 20-30 лет – чиновники; 30-35 лет – правители государства.
Идея всестороннего развития личности успешно использовали при построении цели воспитания в 19 в. К. Маркс и Ф.Энгельс связали впервые вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества. Под воспитанием они понимали: умственное, физическое и техническое воспитание.
В 1917 году в Советской России формируется цель – готовить всесторонне развитых членов коммунистического общества.
Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему.
1 уровень (цель конечного результата воспитательной деятельности всего общества). Это высшая государственная цель, социальный воспитательный заказ. Разрабатывается специалистами, принимается правительством, фиксируется в законах.
2 уровень (цели отдельных образовательных систем и этапов образования).
3 уровень (цели отдельного предмета или определенного возрастного этапа).
Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:
1. уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
2. проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать выводы и умело применять полученные знания на практике.
3. обладать навыками общения, быть контактным в различных соц. группах, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.
4. самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.
Исходя из этого современному выпускнику отводится следующие жизненные роли:
1) реализовать себя как личность,
2) стремиться к поддержке других людей,
3) постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира,
4) обладать качествами социально-информированного гражданина.
ДОКТРИНА.