Общая характеристика педагогических технологий

Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 60-70-е гг. XX в., привлек педаго­гов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитатель­ным процессом. Под педагогической технологией понимается сис­тематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Педагогичес­кие технологии позволяют создавать гибкую и подвижную струк­туру учебно-воспитательного процесса, корректируемую на лю­бом ее этапе благодаря наличию постоянной обратной связи. Воз­можность поэтапного воспроизведения педагогической техноло­гии обеспечивает достижение целей воспитания и обучения для всех учащихся.

Технологический подход получил развитие прежде всего в США, Англии, Испании, Японии (здесь с начала 70-х гг. издают­ся журналы по вопросам педагогической технологии), а затем рас­пространился в другие страны.

Широкому распространению технологического подхода в учеб­но-воспитательном процессе во многом способствовало програм­мированное обучение. Последнее предполагало усвоение учебного материала порциями и обязательный последующий контроль, по­зволяющий сделать вывод о возможности дальнейшего продвиже­ния школьника в изучении очередной порции учебного материала. Возникла идея поделить процесс обучения на отдельные звенья, что затем было названо технологической цепочкой. Разветвленный способ программированного обучения, который предполагал ин­дивидуальный путь изучения учебного материала в зависимости от результатов подробного контроля натолкнул педагогов на идею поэтапного воспроизведения отдельных частей (звеньев) учебного процесса. Программированное обучение не получило широкого распространения в школьной практике,

но его идеи послужили основой для дальнейшего развития технологического подхода к обучению и воспитанию.

Технологизация учебно-воспитательного процесса — это объек­тивное явление, которое позволит решать проблемы образования и воспитания на качественно новом уровне. Технологизация учеб­но-воспитательного процесса происходит, естественно, с разви­тием педагогической науки. Чем больше развиваются средства, активные формы и методы обучения и воспитания, тем в мень­шей мере эффективность педагогического процесса зависит от ис­кусства и индивидуального мастерства педагога. Роль педагога при этом вовсе не умаляется, личность всегда будет воспитывать лич­ность. Процесс познания и развития для учащихся благодаря тех­нологическому подходу станет более совершенным, информация -более качественной, а путь ее освоения — рациональным и менее зависимым от мастерства педагога.

Педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. Многих смущал сам термин «технология», который будто бы исключал творчество в деятельности педагога, оставлял педагогу лишь роль манипуля­тора. Однако интерес к педагогическим технологиям возрастал, внедрение технологического подхода в практику обнаружило тенденцию к быстрому накоплению новых технологий. В Казани под руководством М.И.Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось програм­мированное обучение; технологическая грамотность учителей росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов. Так, в 70-е гг. получила известность и распространение методика В.Ф.Шаталова. Опыт украинского учителя математики, физики и астрономии В.Ф.Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию, не поддавался анализу и оценке с точки зрения традиционной педагогики и психологии, вызывал массу споров и порождал противоположные мнения.

Внедрение технологий воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологичес­кого подхода в учебно-воспитательном процессе (В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, М.В.Кларин, М.Кларк, М.И.Махмутов, М.А.Чошанов, Ф.Янушевич и др.). Были сформулированы глав­ные признаки технологизации учебно-воспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания; вынесение творческого процесса (создания и оценки технологий) на более высокий уровень организации; упорядочи­вание учебно-воспитательной системы (Т.С.Назарова).

Рассмотрим понятие «технология» вообще и применительно к учебно-воспитательному процессу. Технология — термин, который означает совокупность знаний о способах и средствах обработки чего-либо (металлов, материалов).

Технологический про­цесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств и условий. При этом эффективность создаваемых технологий и технологических процессов зависит от глубокого знания особенностей материала и закономерностей функционирования изучаемых процессов.

В понимании термина «педагогическая технология» до сих пор нет определенности. В педагогической литературе, к сожалению, накопилось более трехсот определений понятия. Спор о сущности педагогических технологий, вероятно, будет продолжаться еще долго. Представим наиболее распространенную и устоявшуюся точку зрения по поводу сущности понятия «педагогическая техно­логия» в нескольких определениях.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагоги­ческих целей (М. В. Кларин).

Педагогическая технология — это последовательная, взаимо­обусловленная система действий педагога, связанных с примене­нием той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов).

Педагогическая технология — это упорядоченная система про­цедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достиже­нию определенного, планируемого результата. Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность ко­нечного результата и проектирование будущего учебно-воспита­тельного процесса (В.А.Монахов).

Наши рекомендации