Рекомендуемые произведения
Вторая группа раннего возраста
Малые формы фольклора: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик» и др. (от 1 года до 1 года 3 мес), «Петушок, петушок», «Курочка», «Киска, киска», «Баю-баю», «Солнышко-ведрышко» (в обр. В. Федявской), Н. Комиссарова «Собачка», Н. Найдёнова «Кошечка» и др. (от 1 года 3 мес. до 1 года 6 мес).
Народные потешки и сказки: «Катя, Катя», «Курочка Ряба».
Стихи: А. Барто «Уронили мишку на пол», «Снег», «Нет, напрасно мы решили», «Села птичка на окошко», «Я люблю свою лошадку», «Самолет построим сами», «Кто как кричит», М. Ивенсен «Поглядите, зайка плачет», М. Клокова «Мой конь», «Гоп-гоп» и др. (от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес); 3. Александрова «Дождик», «Девочки и мальчики прыгают как мячики»; О. Высотская «Грибок» и др. (от 1 года 9 мес. до 2 лет).
Первая младшая группа
Малые формы фольклора: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик», «Петушок, петушок», «Киска, киска», «Катя, Катя», «Абаиньки-баиньки», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Вот и люди спят», «Водичка, водичка», «Наша Маша маленька...», «Ой, ду-ду», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали», «Как у нашего кота», «Чики-чики-чикалочки», «Большие ноги...» и др.
Поэзия: В. Жуковский «Птичка», А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный», А. Барто «Мишка», «Бычок», «Самолет», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Лошадка», «Кто как кричит», В. Берестов «Больная кукла», «Мишка, мишка, лежебока», 3. Александрова «Раз-два-три-четыре-пять!», Э. Мошковская «Мчится поезд» и др.
Проза: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» (рус. сказка в обр. К. Ушинского), «Теремок» (рус. сказка в обр. М. Булатова), Л. Толстой «Тетя дала Варе меду», «Слушай меня, пес..», «Была у Насти кукла», «Петя ползал и стал на ножки», Е. Чарушин «Курочка», К. Чуковский «Цыпленок», В. Сутеев «Под грибом», «Три котенка», Я. Тайц «Кубик на кубик», «Впереди всех», Н. Калинина «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад» и др.
Образовательная область «Художественное творчество»
Образовательные задачи
Второй год жизни:
— обогащать сенсорный опыт за счет действий с предметами и народными игрушками (матрешки, петушки, свистульки и т.д.), включать эти средства в ознакомительные предметные игры;
— давать возможность наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес, замечать следы карандаша или краски на бумаге, подражать изобразительным действиям взрослого, вызывать эмоциональную реакцию на яркие цвета красок, объемную форму лепки («шарики», «колобок», «мячики» и т.д.);
— поощрять желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
— поощрять возникновение ассоциативных образов (в линиях, пятнах),
— называть предметы, получившиеся у ребенка на рисунке, в лепке («солнышко», «заборчик», «цветочки» и т.д.).
Третий год жизни:
— знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, народными игрушками (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок);
— знакомить с иллюстрациями книжной графики художника Ю. Васнецова;
— учить узнавать образы объемных предметов в плоскостном изображении; предлагать детям рассматривать созданные ими рисунки, лепку, аппликацию, находить сходство с предметами, явлениями:
— знакомить с видами изобразительной деятельностж рисованием, лепкой, аппликацией, вызывать и поддерживать интерес к ним:
— поддерживать создание ассоциативных образов в художественной деятельности;
— поддерживать желание сотворчества со взрослыми, использовать игровые приемы, помогающие вызвать эмоционалъньгй отклик на создаваемый образ;
— интегрировать рисование, аппликацию и лепку с целью обогащения содержания и средств выразительности;
— поощрять желание экспериментировать с художественными материалами (красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками), поддерживать самостоятельный выбор этих материалов, фона листа бумаги, помогать осваивать технические навыки: правильно держать кисточку (карандаш), аккуратно брать краску, промывать кисть, отряхивать ее о край баночки, рисовать на всем пространстве листа, учить ориентировйться на листе бумаги, обучать созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм, в сотворчестве с воспитателем дополнять готовые изображения ритмом мазков, цветовых пятен;
— познакомить с пластическими материалами (глина, пластилин, масса для моделирования) и их свойствами, помогать создавать и видоизменять простые формы, учить сравнивать их с реальными предметами;
— помогать осваивать приемы лепки, раскатывая комок глины в ладонях, видоизменять комок пальцами, соединять части;
— знакомить с бумагой разных цветов и фактуры, учить приемам наклеивания заранее вырезанных взрослым готовых форм и ссщцания выразительных аппликативных образов;
— проявлять интерес к работам детей, рассматривать и обсуждать их.
Содержание психолого-педагогической работы
Для художественного развития детей воспитатель знакомит их с предметами народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, семеновской матрешкой, городецкой лошадкой-качалкой. Обращает их внимание на цвет, форму, величину. Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песенок.
Детям второго года жизни воспитатель предоставляет возможность экспериментировать с красками, глиной, пластилином. Предлагает толстые фломастеры, восковые мелки, карандаши, кисти разной толщины и формы. Предлагает рисовать на больших цветных листах бумаги и обращает внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий, например воспитатель начинает рисовать «дорожки», а ребенок продолжает. Он часто проводит занятия с одним ребенком, а затем объединяет их в малые группы (2—4 ребенка).
В процессе рисования, лепки, аппликации обогащается сенсорный опыт детей третьего года жизни.
Чтобы вызвать интерес к деятельности, воспитатель показывает, как можно украсить вырезанный из бумаги силуэт, а затем предлагает детям выполнить это самостоятельно. В процессе рисования обращает особое внимание на разнообразие красок. Например, предлагает детям разрисовать красками сарафаны матрешек, дает возможность самостоятельно выбрать цвета. В результате получаются матрешки в нарядных сарафанах.
Метод сотворчества способствует творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Он наиболее эффективен при создании коллективных композиций. Например, пользуясь приемом «передвижной аппликации», воспитатель располагает на большом листе бумаги силуэты домов, деревьев, а дети дорисовывают части композиции. Процесс сотворчества включает детей в реальное действие. Например, они «зажигают огоньки в окнах домов, чтобы стало светло», «посыпают снегом деревья» и т.д.
Ребенок эмоционально воспринимает обыгрываемый персонаж. Так, в лепке дети имеют возможность создавать и обыгрывать конкретный образ — слепить колобка и посадить его на пенек, спеть его песенку, слепить бревнышки и сделать из них заборчик, а затем поставить его вокруг домика — тогда лиса не унесет петушка, и т.д. Воспитатель помогает развитию «сюжета», используя дополнительный игровой материал (макет домика, игрушку петушка). Обыгрывание персонажа делает его для ребенка «живым».
На занятиях с детьми третьего года жизни воспитатель учит держать карандаш, кисть в правой руке (или левой), приемам изображения простейших форм, обращая внимание на их разнообразие. Затем постепенно предоставляет возможность детям самостоятельно изобразить предметы, персонажи, явления.
Детям, пришедшим в детский сад впервые, воспитатель индивидуально помогает набирать краску, делать мазки, промывать кисточку и т.д.
Для обогащения содержания и средств выразительности необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Наиболее эффективна она при создании конкретного образа. Так, рисунок дополняет аппликацию — мазками украшаются силуэты елок, домов, теремков, посуды. Вылепленная из глины или пластилина фигурка куколки украшается цветным платочком, пояском.
Образовательная область «Музыка»
Образовательные задачи
Второй год жизни:
— увлекать, удивлять и радовать детей музыкой;
— приучать внимательно ее слушать;
— развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;
— учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.
Третий год жизни:
— развивать умение вслушиваться в музыку, понимать ее образное содержание;
— учить различать контрастные особенности ее звучания (громко — тихо, быстро — медленно, высокий — низкий регистр);
— побуждать к подпеванию и пению;
— развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.
Содержание психолого-педагогической работы
Слушание музыки. На музыкальных занятиях дети должны слушать инструментальные пьесы и песни, которые исполняют для них взрослые. Без этого в дальнейшем невозможно развитие музыкальных способностей.
Важно, чтобы дети слушали знакомые мелодии, даучащие на разных музыкальных инструментах, в ансамблях, а на третьем году жизни — рассказы, иллюстрируемые музыкой.
Пение. Только на основе положительных эмоций у детей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности.
Очень важен выбор песни. Музыкальный руководитель должен иметь в виду, что словарный запас ребенка еще очень мал. Иногда трудности в пении связаны с тем, что ребенок еще не научился говорить те или иные слова. Важно учитывать также физические данные, здоровье детей и степень организованности группы.
В песне должны быть: понятное и интересное содержание, слова^ не только понятные, но и легкие для произношения, текст — короткий; мелодия — состоящая из повторяющихся легких и коротких фраз, диапазон — соответствующий возрастным и индивидуальным природным особенностям голосов детей, тесситура — удобная для детей, не вызывающая напряжения.
В процессе работы с детьми третьего года жизни музыкальный руководитель учит:
— петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова;
— вместе начинать и заканчивать пение, петь, не опережая и не вторя, выдерживать паузы, слушать вступление и заключение;
— верно передавать общее направление движения мелодии и ритмический рисунок песни.
Музыкальное движение. Если дети второго года жизни чаще всего воспроизводят движения по показу воспитателя и с некоторым опозданием, на третьем году они более самостоятельны и точны. В этом возрасте им доступны разнообразные и сложные музыкальные движения в упражнениях и плясках.
Виды основных движений, выполняемых под музыку: ходьба, бег, прыжки.
Движения под веселую, живую музыку радуют детей. Пляска помогает им различать двух- и трехчастную формы музыки.
В плясках дети могут: хлопать в ладоши и по коленям, хлопать в ладоши и одновременно притоптывать одной ногой, пружинисто качаться на двух ногах, притоптывать двумя ногами, бегать на месте на носочках, стучать каблучком, поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу, делать шаг вперед — шаг назад на носочках, кружиться на носочках, выполнять маленькую пружинку с небольшим поворотом корпуса вправо-влево, бег и шаг по кругу стайкой в одном направлении. Положение рук варьируется: руки на поясе, одна рука на
поясе, другая поднята, руки разведены в стороны, ладонями вверх, «ручки пляшут» — поворот кистей (руки слегка подняты).
Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Именно в игре ребенок наиболее активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Она положительно влияет на физическое развитие детей, является важным средством становления движений у детей раннего возраста, развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней.
В занятиях с детьми третьего года жизни начинают использоваться сю-жетно-ролевые игры, где они изображают кого-либо (зайчиков, птичек и т.д.). В игре солистом может быть не только воспитатель («мама-зайка» или «мишка»), но и ребенок, если он охотно, радостно и без напряжения «играет роль».
Детские праздничные утренники. Основа детского утренника — игра. Она должна быть подобрана, организована и проведена взрослыми так, чтобы дети поняли игровую ситуацию. Только тогда они начинают играть, «жить» в игре, а не выполнять дисциплинированно то, что предлагают взрослые.
Не стоит перегружать праздничную программу стихами, которые читают дети (2—3 достаточно), и плясками (не более 3). Одна из них может быть включена в игру. Хорошо, если пляски разные: парная и в свободном построении у детей второго года жизни или парная и в кружке у детей третьего года жизни. Всегда желательна свободная птяска. где бы дети самостоятельно, произвольно меняли движения.
Для детей второго года жизни в течение года проводят один праздничный детский утренник «Елка» и два занятия-развлечения в месяц. Одно из лучших развлечений — кукольный спектакль.
Для детей третьего года жизни праздничные утренники проводятся осенью (октябрь, начало ноября), зимой («Елка») и весной (май); а занятие-развлечение — одно в месяц, при условии, что третье музыкальное занятие в неделю — слушание классической музыки.
Музыкальный руководитель подбирает репертуар с учетом особенностей каждой конкретной группы.
Для детей второго года жизни рекомендуются в среднем 6—7 песен в течение года (с разными задачами для слушания, музыкально-двигательного показа, звукоподражания, слогового пения), 3—4 музыкальных упражнения, пляски, музыкальных игры.
Для детей третьего года жизни рекомендуются в среднем 10—12 песен (подпевание, пение), 9—11 инструментальных пьес и 4—6 песен для слушания, 5—7 музыкально-двигательных упражнений, 10 плясок и 8—9 музыкальных игр.
В качестве особого и очень важного раздела работы с детьми третьего года жизни на третьем музыкальном занятии вводится слушание классической музыки.
Примерный репертуар
Второй год жизни
Попевки: «Поет, поет, моя Танечка» (рус. нар. мелодия, ел. Т. Бабаджан), «Прилетайте, птички» (укр. нар. мелодия, ел. И. Плакиды).
Песни: «Птичка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Шмаковой), «Петушок» (рус. нар. прибаут-ка в обр. М. Красева), «Кошка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель), «Собачка» (муз. 1С. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой), «Баю-баю» (муз. М. Красева, сл. М. Чарной), «Машенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн).
Игровые упражнения, игры: «Ладушки» (рус. нар. мелодия, сл. Блуменфельд), «И ку-мушки, и голубушки» (рус. нар. мелодия в обр. М. Раухвергера), «Барабан» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой, авт. игры Т. Бабаджан), «Погремушки», «Гопачок» (укр. нар. мело-дии в обр. М. Раухвергера), игровое упражнение с погремушками, «Мячик» (муз. М. Раух-эергера, ел. Н. Френкель, авт. игры И. Плакида, вариант игры Н. Фок), «Колечки» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель, авт. игры Т. Бабаджан).
Пляски: «Ай да» (муз. В. Верховинца, сл. и движ. Г. Ильиной), -«Гопачок» (укр. нар. «мелодия в обр. М. Раухвергера), «Микита» (белорус, нар. мелодия в обр. С. Полонского, сл. и движ. М. Александровской), «Юрочка» (белорус, нар. песня в обр. Ан. Александрова).
Третий год жизни
Песни: «Птичка» (муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найдёновой), «Петушок» (рус. нар. песня в :<5р. М. Красева), «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой), «Киска» (муз. Чн. Александрова, сл. Н. Френкель), «Осенью» (укр. нар. мелодия в обр. Н. Метлова, ел. И. Плакиды), «Машенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн), «Пришла зима» М.Раухвергера, сл. Т. Мираджи), «Песня про елочку» (муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Булатова), «Дождик» (рус. нар. прибаутка в обр. Г. Лобачёва, ел. А. Барто), «Солнышко» (укр. нар. песня в обр. Н. Метлова, ел. Е. Переплетчиковой).
Слушание: А. Руббах «Воробей», М. Раухвергер «Автомобиль», Г. Фрид «Барабан», «Мячик», В.-А. Моцарт «Анданте до мажор» (Кехель, № 1а), В.-А. Мопарт «Аллегро до мажор» (Кехель, № 16), И.-С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 си-минор, Л. Бетховен «Багатель ля-минор», опус 119, № 9, П. Чайковский «Песня жаворонка» из никла «Детский альбом», Э. Григ «Танец эльфов» из цикла «Лирические пьесы», «Вот уж зимушка проходит» (рус. нар. мелодия в обр. П. Чайковского, ел. Т. Мираджи), «Белочка» (муз. М. Красева, ел. М. Клоковой), «Ласковая песенка» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи).
Слушание в игровой форме: «Кто это?», «На чем приехал гость?» (авт. И. Плакида).
Музыкальное движение: упражнения на различение характера двух контрастных произведений — «Марш» (муз. Э. Парлова), «Бег» (муз. Е. Тиличеевой), «Зайка» (муз. К. Черни), «Мишка» (муз. Г. Фрида); упражнения на различение двухчастной контрастной формы — «Игра с бубном» (нар. мелодия «Гопачок» в обр. М. Раухвергера), упражнение с султанчиками или платочками (рус. нар. песня «По улице мостовой» в обр. Т. Ломовой), «Погремушки» (муз. М. Раухвергера), упражнения на рахтичение динамических оттенков — «Как мы умеем хлопать», «Упражнение с султанчиками» (муз. Ф. Шуберта «Экоссез»).
Пляски: «Русская плясовая» (рус. нар. мелодия «Из-под дуба», ел. И. Грантовской), «Калинка» (рус. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой, ел. В. Петровой), «Приглашение» (муз. В. Жубинской, ел. И. Плакиды).
Музыкальные игры: «Прятки» (рус. нар. песня «Лен», игра под ред. Т. Бабаджан), «Погремушки» (муз. М. Раухвергера, авт. игры Т. Бабаджан), «Веселые прятки» (муз. В. Петровой, авт. Н. Кругляк и В. Петрова); «Зайки» («Зайчик» в обр. М. Красева и рус. нар. песня «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова, игра под ред. Т. Бабаджан), «Веселые гуси» (рус. нар. песня «Веселые гуси», авт. Н. Комиссарова и В. Петрова), «Аленка» (рус. нар. песня «Во саду ли, в огороде», авт. И. Грантовская).
Игры для праздничных утренников: «Листопад» (авт. Т. Мираджи, И. Грантовская), «Зайки-шалунишки и косолапый мишка» (рус. нар. мелодия, авт. И. Грантовская), «Птички и кот» (муз. Н. Римского-Корсакова, авт. И. Плакида, И. Грантовская), «Петрушка» муз. Д. Шостаковича, Ф. Флотова, В. Петровой, авт. В. Петрова).