Семья как фактор воспитания. Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
А. С. Пушкин
Какая огромная тема -Простая семейная жизнь. Заложена с детства система, И ты на нее положись.
В. П. Шабазин
(наш современник — отец, дедушка)
СЕМЬЯ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ |
Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается-(желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо ложные), здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки — добра, истины, красоты.Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
В современной литературе на основе семейно-брач-ного законодательства, нравственных норм жизни, обычаев и традиций нашего народа семьяопределяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи,основные из них таковы:
174______________ Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
О функция общения, возникающая задолго до образования семьи;
О функция организации быта и ведения хозяйства;
О функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
О функция организации досуга;
О функция создания условий для профессиональной деятельности (особенно — для творческих работников);
О функция создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства — отцовства, сестринско-братских отношениях, любви бабушек — дедушек и т.д.;
О функция продолжения рода -- рождения и воспитания детей.
Диалектический подход к изучению функций семьи выводит на понимание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна, носителем их могут быть разные члены семьи*. Это обеспечивает преемственность развития семьи.
типысемей I Единого подхода к определению ти-
_____________ I пологий семьи нет. Однако чаще всего
семьи принято классифицировать так:
>" в зависимости от количества детей: бездетные, одно-детные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей);
>- в зависимости от состава семьи; однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети);
>• в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);
>• в зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучные и неблагополучные — традици-
* Полно и подробно описаны функции на различных этапах жизни семьи в книге: Хямялайнен Ю- Воспитание родителей. Концепций, направления и перспективы, М., 1992. С. 98—102,
3.2. Семья как фактор воспитания
онное деление; гармоничные, распадающееся, распавшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные.
Понятно, что тип семьи влияет на воспитание детей прямо или косвенно.
«ДОМ» КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ |
Немаловажный воспитательный потенциал несет в себе в фйлософско-педагогическом понимании понятие «дом»,выступающее важным фактором развития и воспитания — как позитивным, так и негативным.
У юной поэтессы Иры П. из Новосибирска;
Мой дом — моя крепость?
О, что вы, какая нелепость!
Мой дом — это пропасть,
в которой безбожность карает меня за грехи!
И люди сидят в своих тесных каморках,
Они безмятежны, тихи.
А я не могу так,
И безысходсть
Воспламеняет меня в стихи!
Так что же такое «дом» в педагогическом смысле этого слова. Психологи, анализируя это явление, дают такие слагаемые позитивного для ребенка дома*: О дом как территория (которую уважают и оберегают); О дом как убежище (защитная роль: это пристанище, место стабильности и покоя, здесь есть свое пространство, свои уголки, вещи и люди, здесь есть возможность укрыться от суетного мира);
О дом как собственность (он отделяет «свое» от «не-сво-его», здесь есть «свое» имущество, неординарное у детей; если нет — то у ребенка развивается вандализм -потратить и крушить «не мое»);
О дом как судьба (где формируется душа, отношение к миру, переживание жизненных перспектив);
* Подробнее об этом в кн.: Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова ЕЛ. Чей я — мамин или папин? М., 1995. С. 44-47.
17б_____________ Глава III. Воспитывающая среда и се развитие
О дом,.как автопортрет (рисунок дома, отдельных его частей интерпретируется психологами как характерные особенности личности);
О дом как способ совместной жизни (взаимодействие с широким кругом близких людей в самых разнообразных видах деятельности);
О дом как средство самовыражения (многое говорит о человеке — о доходах, привязанностях, темпераменте и характере, круге дел и забот).
Этот функциональный комплекс значит многое для ребенка (подростка) как среда обитания, самовыражения и самоактуализации. Недаром дети по-разному лю-бят-не любят свой дом. Стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо. Недаром Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Школьные педагоги знают: каково ребенку дома, таково ему и за пределами его, в том числе и в школе. Это определяет его общий жизненный тонус, его настроение, успешность общения со сверстниками, учебные успехи, характер отношений с учителями, жизнерадостность и оптимизм (либо угрюмость и пессимизм)...
Из записок В. Леви: «Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка, -- но местом, где можножить... Местом, где жить хочется,но не в той степени, чтобы стремиться им ограничиться. Откуда можно уверенно выйти и куда радостно возвратиться. Где представлено все — в соотношении с жизнью, где если и нет гармонии, то остается надежда...»*
СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ |
Есть определенная специфика семейного воспитания,отличающая его от воспитания общественного (в том числе и школьного). Прежде всего в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. С. 279.
3.2. Семья как фактор воспитания
В семье у ребенка близки люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... он там свой. Его любят ни за что. Просто любят и все! У В. Берестова — об этом:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется.
Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную соци-
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
3.2. Семья как фактор воспитания
альную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых, причем один и тот же человек может быть и воспитуемым, и воспитателем: дети -- мамы и папы -- бабушки и дедушки -- прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Гармоничное развитие ребенка в семье и достигается именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи. Подтверждением этому может служить разговор с трехлетним ребенком:
- Кто ты бабушке?
- Красавчик-любимчик.
- Дедушке?
— Внук.
- Матери?
- Сыночек.
- Отцу?
- Сын.
Дети (подростки, юноши и девушки) с благодарностью оценивают роль матери и отца.
...«Мама и папа учили меня всему тому положительному, что было в них самих. От мамы я унаследовала такие личностные качества, как скромность, рассудительность, находчивость, сообразительность, справедливость. Отец научил меня быть добрым по отношению ко всем людям, животным, растениям, то есть ко всему окружающему миру. Будучи ветеринарным врачом, он помог очень многим людям» (Евгения Ю.)
Люблю, когда папа дома
и никуда не торопится,
и можно сидеть с ним вечером,
сколько тебе захочется.
Рассказать ему что-то негромко, головою к плечу прижаться, и целую ночь после этого сны хорошие снятся.
Ольга М.
Есть в народной педагогике такое явление, как «бабушкина и дедушкина» педагогика. О них с теплотой написано во многих педагогических исследованиях*, во многих размышлениях взрослых и детей.
«Кроме своей замечательной, уникальной мамы я многим обязан своим дедушке и бабушке. Мой дедушка, кадровый военно-морской офицер, научил меня любить Родину, гордиться тем, что я русский, принадлежу к великой славянской нации и лелеять мечту о единой и неделимой Великой России. Моя бабушка — врач и просто золотой человек. Она обладает прекрасной чертой русского народа — никогда не скажет ни о ком плохого слова, не позавидует человеку в счастье, а порадуется с ним. Так стараюсь жить и я, хотя это не всегда и получается, так как вокруг много несправедливого» (Дмитрий М., студент).
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека', в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходят все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до сложнейших социально- и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной
* Подробно в кн.: Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988. С. 14-15.
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
3.2. Семья как фактор воспитания
командировке. И хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно чувственно-невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Характер и интенсивность влияния семьи на развитие и воспитание ребенка изменяются в различные периоды жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка -- материальных, духовных, познавательных. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии интеллектуальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабев в целом, сохраняет для взрослеющего человека большое значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения*.
По-разному влияет семья и на детей разного пола: известно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более податливы ее воздействию.
В значительной степени реализация воспитательного потенциала семьи обусловлена национальными особенностями, социокультурными традициями и нормами, региональными особенностями, религиозностью либо светскостью семей. Это определяет специфику воспитательного потенциала семьи.
КАК РЕАЛИЗУЕТСЯ ВО СП ИТАТЕЛ ЫIЫ И ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ |
Из размышлений психолога Н.Л. Маленковой:
Традиционно, хорошая семья -это такая, в которой всем ее членам хорошо. То есть в ней созданы условия для удовлетворения потребностей каждого. Потребности эти известны: 1) биологические (жилище, пища, безопасность, секс, продолжение рода и т.п.); 2) социальные (быть принятым среди других людей и занять среди них свое место: профессия, дружеские отношения и т.п.); 3) личностные (постоянное саморазвитие интеллектуаль-