Семья как фактор воспитания. Зависимость жизни семейной делает человека более нравствен­ным

Зависимость жизни семейной делает человека более нравствен­ным.

А. С. Пушкин

Какая огромная тема -Простая семейная жизнь. Заложена с детства система, И ты на нее положись.

В. П. Шабазин

(наш современник — отец, дедушка)

СЕМЬЯ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ

Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается-(желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного разви­тия (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо ложные), здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные кри­терии оценки — добра, истины, красоты.Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются ос­новы его отношений с миром, т.е. начинается процесс вос­питания.

В современной литературе на основе семейно-брач-ного законодательства, нравственных норм жизни, обы­чаев и традиций нашего народа семьяопределяется как малая социальная группа, основанная на любви, брач­ном союзе и родственных отношениях; объединенная об­щностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нрав­ственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи,основные из них таковы:

174______________ Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

О функция общения, возникающая задолго до образо­вания семьи;

О функция организации быта и ведения хозяйства;

О функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждо­го члена семьи;

О функция организации досуга;

О функция создания условий для профессиональной де­ятельности (особенно — для творческих работников);

О функция создания гармонии интимных отношений суп­ругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства — отцов­ства, сестринско-братских отношениях, любви бабу­шек — дедушек и т.д.;

О функция продолжения рода -- рождения и воспита­ния детей.

Диалектический подход к изучению функций семьи выводит на понимание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднознач­на, носителем их могут быть разные члены семьи*. Это обеспечивает преемственность развития семьи.

типысемей I Единого подхода к определению ти-
_____________ I пологий семьи нет. Однако чаще всего

семьи принято классифицировать так:

>" в зависимости от количества детей: бездетные, одно-детные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (бо­лее 3 детей);

>- в зависимости от состава семьи; однопоколенные (толь­ко супруги), двухпоколенные (родители и дети), меж­поколенные (прародители, родители и дети);

>• в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);

>• в зависимости от характера взаимоотношений в се­мье: благополучные и неблагополучные — традици-

* Полно и подробно описаны функции на различных этапах жизни семьи в книге: Хямялайнен Ю- Воспитание родителей. Концепций, направ­ления и перспективы, М., 1992. С. 98—102,


3.2. Семья как фактор воспитания

онное деление; гармоничные, распадающееся, рас­павшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоци­альные.

Понятно, что тип семьи влияет на воспитание детей прямо или косвенно.

«ДОМ» КАК КАТЕГО­РИЯ ПЕДАГОГИЧЕС­КАЯ

Немаловажный воспитательный по­тенциал несет в себе в фйлософско-педагогическом понимании понятие «дом»,выступающее важным факто­ром развития и воспитания — как позитивным, так и не­гативным.

У юной поэтессы Иры П. из Новосибирска;

Мой дом — моя крепость?

О, что вы, какая нелепость!

Мой дом — это пропасть,

в которой безбожность карает меня за грехи!

И люди сидят в своих тесных каморках,

Они безмятежны, тихи.

А я не могу так,

И безысходсть

Воспламеняет меня в стихи!

Так что же такое «дом» в педагогическом смысле это­го слова. Психологи, анализируя это явление, дают такие слагаемые позитивного для ребенка дома*: О дом как территория (которую уважают и оберегают); О дом как убежище (защитная роль: это пристанище, место стабильности и покоя, здесь есть свое простран­ство, свои уголки, вещи и люди, здесь есть возмож­ность укрыться от суетного мира);

О дом как собственность (он отделяет «свое» от «не-сво-его», здесь есть «свое» имущество, неординарное у де­тей; если нет — то у ребенка развивается вандализм -потратить и крушить «не мое»);

О дом как судьба (где формируется душа, отношение к миру, переживание жизненных перспектив);

* Подробнее об этом в кн.: Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова ЕЛ. Чей я — мамин или папин? М., 1995. С. 44-47.

17б_____________ Глава III. Воспитывающая среда и се развитие

О дом,.как автопортрет (рисунок дома, отдельных его частей интерпретируется психологами как характерные особенности личности);

О дом как способ совместной жизни (взаимодействие с широким кругом близких людей в самых разнообраз­ных видах деятельности);

О дом как средство самовыражения (многое говорит о человеке — о доходах, привязанностях, темпераменте и характере, круге дел и забот).

Этот функциональный комплекс значит многое для ребенка (подростка) как среда обитания, самовыраже­ния и самоактуализации. Недаром дети по-разному лю-бят-не любят свой дом. Стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо. Недаром Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Школьные пе­дагоги знают: каково ребенку дома, таково ему и за пре­делами его, в том числе и в школе. Это определяет его общий жизненный тонус, его настроение, успешность общения со сверстниками, учебные успехи, характер от­ношений с учителями, жизнерадостность и оптимизм (либо угрюмость и пессимизм)...

Из записок В. Леви: «Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка, -- но местом, где можножить... Мес­том, где жить хочется,но не в той степени, чтобы стре­миться им ограничиться. Откуда можно уверенно выйти и куда радостно возвратиться. Где представлено все — в соотношении с жизнью, где если и нет гармонии, то ос­тается надежда...»*

СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Есть определенная специфика семей­ного воспитания,отличающая его от воспитания общественного (в том чис­ле и школьного). Прежде всего в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чув­стве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее чле­нов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. С. 279.

3.2. Семья как фактор воспитания

В семье у ребенка близки люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или боль­ной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... он там свой. Его любят ни за что. Просто лю­бят и все! У В. Берестова — об этом:

Любили тебя без особых причин.

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспита­ние ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных со­ветчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначаль­но позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором вос­питания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлоблен­ным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — зам­кнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Вырос­ший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано раз­вивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнежен­ности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вооб­ще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосфе­ры, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется.

Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную соци-



Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

3.2. Семья как фактор воспитания




альную группу: в ней есть представители двух, трех, а иног­да и четырех поколений. А это значит — различные цен­ностные ориентации, различные критерии оценок жиз­ненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеж­дения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых, причем один и тот же человек может быть и воспитуемым, и воспитателем: дети -- мамы и папы -- бабушки и дедушки -- праба­бушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок проти­воречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, уст­раивают праздники, создают определенные семейные тра­диции, вступают в самые различные по характеру взаи­моотношения.

Гармоничное развитие ребенка в семье и достигается именно разноплановостью отношений к нему разных чле­нов семьи. Подтверждением этому может служить разго­вор с трехлетним ребенком:

- Кто ты бабушке?

- Красавчик-любимчик.

- Дедушке?
— Внук.

- Матери?

- Сыночек.

- Отцу?

- Сын.

Дети (подростки, юноши и девушки) с благодарнос­тью оценивают роль матери и отца.

...«Мама и папа учили меня всему тому положитель­ному, что было в них самих. От мамы я унаследовала та­кие личностные качества, как скромность, рассудитель­ность, находчивость, сообразительность, справедливость. Отец научил меня быть добрым по отношению ко всем людям, животным, растениям, то есть ко всему окружа­ющему миру. Будучи ветеринарным врачом, он помог очень многим людям» (Евгения Ю.)

Люблю, когда папа дома

и никуда не торопится,

и можно сидеть с ним вечером,

сколько тебе захочется.

Рассказать ему что-то негромко, головою к плечу прижаться, и целую ночь после этого сны хорошие снятся.

Ольга М.

Есть в народной педагогике такое явление, как «ба­бушкина и дедушкина» педагогика. О них с теплотой на­писано во многих педагогических исследованиях*, во мно­гих размышлениях взрослых и детей.

«Кроме своей замечательной, уникальной мамы я мно­гим обязан своим дедушке и бабушке. Мой дедушка, кад­ровый военно-морской офицер, научил меня любить Ро­дину, гордиться тем, что я русский, принадлежу к вели­кой славянской нации и лелеять мечту о единой и неде­лимой Великой России. Моя бабушка — врач и просто золотой человек. Она обладает прекрасной чертой русского народа — никогда не скажет ни о ком плохого слова, не позавидует человеку в счастье, а порадуется с ним. Так стараюсь жить и я, хотя это не всегда и получается, так как вокруг много несправедливого» (Дмитрий М., сту­дент).

Еще одной особенностью семейного воспитания яв­ляется то, что оно органично сливается со всей жизнеде­ятельностью растущего человека', в семье ребенок вклю­чается во все жизненно важные виды деятельности — ин­теллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходят все эта­пы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до сложнейших социально- и личностно значимых форм по­ведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь че­ловека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в шко­ле, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной

* Подробно в кн.: Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагоги­ки. М., 1988. С. 14-15.



Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие

3.2. Семья как фактор воспитания




командировке. И хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно чувственно-невидимыми нитями связан с домом, с се­мьей, с множеством волнующих его проблем.

Характер и интенсивность влияния семьи на развитие и воспитание ребенка изменяются в различные периоды жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка -- мате­риальных, духовных, познавательных. В младшем школь­ном возрасте семья доминирует в удовлетворении мате­риальных, коммуникативных и эмоциональных потреб­ностей, уступая школе приоритет в развитии интеллек­туальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабев в целом, сохраняет для взрос­леющего человека большое значение в развитии его са­мопознания, личностного, социального и профессиональ­ного самоопределения*.

По-разному влияет семья и на детей разного пола: из­вестно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более податливы ее воздействию.

В значительной степени реализация воспитательного потенциала семьи обусловлена национальными особенно­стями, социокультурными традициями и нормами, регио­нальными особенностями, религиозностью либо светскос­тью семей. Это определяет специфику воспитательного по­тенциала семьи.

КАК РЕАЛИЗУЕТСЯ ВО СП ИТАТЕЛ ЫIЫ И ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ

Из размышлений психолога Н.Л. Ма­ленковой:

Традиционно, хорошая семья -это такая, в которой всем ее членам хорошо. То есть в ней созданы усло­вия для удовлетворения потребностей каждого. Потреб­ности эти известны: 1) биологические (жилище, пища, безопасность, секс, продолжение рода и т.п.); 2) соци­альные (быть принятым среди других людей и занять среди них свое место: профессия, дружеские отношения и т.п.); 3) личностные (постоянное саморазвитие интеллектуаль-

Наши рекомендации