Рекомендации к организации игровой деятельности детей в детском саду
Сюжетно-ролевая игра
Для обогащения сюжетно-ролевых игр детей второй младшей группы необходимо обогащение детей новыми эмоциями, знаниями и представлениями не только о семье и быте человека, но и о профессиях, сказочных персонажах, отношениях между людьми. Для этого необходимо знакомить детей с художественной литературой, проводить с ними экскурсии тематические, например, в библиотеку или магазин, чтобы знакомить их с разнообразием труда взрослых. Можно договориться с родителями, чтобы привести детей к ним на работу – дети смогут увидеть, как работают их мамы и папы – это может быть парикмахерская, транспорт, если папа работает водителем, офис, где работают за компьютерами (тогда необходимо показать детям, например программу фотошоп или создание компьютерного рисунка, мультфильма и пр.) Также можно отвести детей на экскурсию в книгоиздательство, чтобы дети могли увидеть, как рождаются книги, на экскурсию к повару и т.д. Кукольный театр тоже служит обогащением детей новыми эмоциями и знаниями – в спектакле проигрываются детские сказки, дети узнают героев, переживают вместе с ними, оценивают их поступки (хороший – помог товарищу, плохой, потому что ленивый).
Для обогащения самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей необходима оптимальная развивающая среда, своевременная смена игрушек и атрибутов, вызывающих желание поиграть с ними. Развивающая среда должна отвечать всем принципам построения развивающей среды. Игрушки и атрибуты должны быть не просто внесены в группу и положены на полку, а представлены детям, необходимо рассказать о функциях атрибутов и предметов для игры – для чего они нужны, кто, как и когда их использует и т.д.
Виды деятельности, которые обогащают знания детей и могут быть источником развития игры:
беседы, экскурсии, занятия;
ознакомление с художественной литературой;
организация художественной деятельности детей;
дидактические игры и т.д.
Активизирующее общение педагога с детьми (развитие умений строить сюжет, создавать игровой образ, общаться с партнером). Методические приемы, способствующие возникновению самостоятельной творческой игры:
Чтение художественной литературы; вопросы к детям, создание проблемных ситуаций, усложнение способов игрового воспроизведения действительности, планируется игровое общение педагога с детьми.
Анализ и оценка приемов, направленных на обогащение и развитие игровых интересов детей:
Построен новый, оригинальный игровой сюжет. +
Подготовлен необходимый игровой материал. +
Обогатилось содержание игровых образов и способов построения игры. +
Ролевые взаимоотношения детей носили конструктивный характер. +
Игра доведена до конца. +
Эмоциональное, яркое впечатление детей от игры. +
Положительная оценка детьми всей игры в целом. +
Игры с готовым содержанием и правилами
Подвижные игры:
1. «Поезд»
Цель игры: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Описание игры
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Общая продолжительность игры 4 - 5 минут.
Правила игры
Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя).