Учимся использовать речь в ежедневных бытовых ситуациях
Наиболее эффективное время для обучения речи то, когда ребенок проявляет внимание к занятию. Вот две основные ситуации, когда ребенок проявляет внимание:
а) когда ребенок заинтересован в общении с кем-либо;
б) когда ребенок проявляет интерес к чему-то, кому-то, либо к какому-то действию.
Последовательное внимание родителей к этим двум проявлениям внимания ребенка являются очень важным моментом в развитии речи ребенка. Однако эти две ситуации слишком общие и для каждого ребенка нужно знать конкретные ситуации и предметы, которые наиболее часто вызывают интерес ребенка и стремление к общению.
Ниже приведен список ситуаций, стимулирующих развитие речи, в домашних условиях и при общении с членами семьи.
Описания ситуаций приведены здесь очень кратко, чтобы оставить общение спонтанным, естественным и сохранить уникальность стиля общения родителей во избежание заученной речи. Этот список даст новые идеи родителям и сможет быть использован в каждом отдельном случае общения родителей с ребенком. При этом необходимо помнить, что:
1. Каждое действие должно приносить ребенку удовольствие, в них не должно быть давления или нажима. Это не "урок речи". Если какое-либо действие не приносит ребенку радости, не делайте этого.
2. Позвольте ребенку играть более свободно, познавать и экспериментировать самостоятельно. Хвалите его, участвуйте в игре вместе с ним, но ваше участие не должно быть доминирующим.
3. Помогите ребенку изучить родной, язык в естественных ситуациях его действий с предметами (игрушками, предметами обихода и пр.), и взаимодействии с вами и другими людьми. При этом руководствуйтесь следующими принципами:
а) постоянно описывайте свои действия и действия ребенка, различные объекты или переживания. Делайте это доступными и понятными для ребенка словами;
б) моделируйте те действия, которым вы хотите научить ребенка, а затем дайте ребенку повторить это;
в) общайтесь с ребенком простыми фразами и предложениями;
г) употребляйте все возможные словосочетания и образцы высказываний.
4. Если ребенок не проявляет внимания к какому либо упражнению, значит для поддержания интереса ему нужно что-то еще. Найдите, какие ситуации, предметы и упражнения вызывают у него интерес. Обучайте ребенка речи в этих упражнениях и ситуациях. Вернитесь к нужным упражнениям в другое время.
5. Следите за ребенком, чтобы выяснить, когда и что его интересует.
6. Прекратите занятие, когда оно станет надоедать ребенку. Две-три минуты увлекательной беседы лучше, чем двадцать минут надоедливого разговора.
Обычная жизнь ребенка и его родителей состоит из множества повторяющихся ситуаций и действий. Эти ситуации и действия являются самыми естественными «уроками» по развитию у ребенка умения понимать речь и говорить. Во время таких обычных повторяющихся действий, как кормление, купание, мама произносит определенные слова, фразы, которые связаны с этими действиями. Это позволяет малышу уловить связь между словом и предметом, словом и действием. Для того, чтобы любой ребенок мог понимать слово, он должен его много раз услышать в ситуации, в которой ребенку очевидно его значение - связь с предметом/действием. Лучшие условия для запоминания слова и его значения у ребенка раннего возраста -это действия с предметами. Для того, чтобы ребенок научился произносить слово, он должен его запомнить и попытаться произнести сначала приближенно, подражая речи взрослого. Взрослый, повторяя произнесенное ребенком слово, дает ему еще раз послушать правильный эталон, приближая ребенка постепенно к нормативному звучанию слова. Этот механизм, спонтанно используемый родителями нормальнослышащих малышей, адекватен и для детей с нарушениями слуха (или другими проблемами развития). Но им требуется для запоминания больше времени и усилий.
При общении с ребенком нужно говорить более медленно и отчетливо, выделяя интонацией ключевые слова фразы, повторяя их и сопровождая свою речь естественными жестами. По возможности на начальном этапе использования КИ старайтесь делать так, чтобы ребенок видел лицо говорящего, потому, что это помогает привлечь его внимание к голосу, облегчает ему понимание и запоминание слов.
Каждая ситуация имеет свой «словарь», и все обычные домашние ситуации с точки зрения развития у ребенка навыков использования родного языка, т.е. понимания речи и ее использования для общения с окружающими людьми, можно разделить на 4 основные группы.