Образование как общественное явление и педагогический процесс

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Педагогика - это наука о сущностях, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания.

Существует с того момента, как образовалось общество. Образуя группы, люди обучались действиям, помогавшим выжить.

С речью появились способы передачи информации своему поколению для выживания. Появляется вопрос, с помощью чего это делать? Так появилась педагогика - передача информации от предыдущего поколения к следующему, она служит источником развития общества. Получая опыт предыдущего поколения мы можем совершенствоваться.

Появляется такое понятие как "детство", в свиязи с усовершенствованием общества. В этот период жизни человек готовиться к общественной жизни.

Стали появляться игрушки. В игре ребенок проигрывает взрослую жизнь.

Древние цивилизации - Греция

Пайд (- дитя) + гогос (- веду) = педагогичка "детоводство".

Первыми педагогами были рабы, они доводили ребенка от дома до учебного заведения.

Школа - дом игры.

Гимназия - школа физического воспитания или просто школа.

Студент - усердно трудящийся.

В греции, педагогика = воспитание.

На Руси, до крещения существовали мастера. Они обучали чтению, письму и молитве. После крещения преподавание зависело от сословия.

Феодалы - институт кормильства (по достижению 6 лет, ребенку подбирался человек-наставник, обучавший управлению государством, оружейному мастерству, письму и т.д.).

До 12 века обучали только здоровых детей, больных выгоняли из деревни. В средние века стали появляться заведения для всех детей. Начиная с 15 века появлялись различные школы для больных детей.

Педагогика как система науки, впервые была выделена Ф. Бэкконом в 1623г. "Трактат о достоинстве и увеличении наук".

Еще одним рождением мы обязаны Яну Амосу Коменскому, который в своем труде "великая дидактика" выделил педагогику как самостоятельную науку. (1627-1638).

Идеи Яна:

1) деление по классам (группам)

2) деление по возрастам

3) Перерывы между занятиями

4) Деление по предметам

5) Введение физ-ры и музыки

6) зачатки профориентации

Объект педагогика - психика человека. Предмет педагогики - как целенаправленно организовать обучение и педагогический процесс (образование) .

Педагогика дает психологически, как управлять факторами, как сформировать другого человека.

ФУНКЦИИ педагогики:

I Теоретические:

1) описательная (изучение имеющегося опыта)

2) диагностическая (формы и методы для изменения человека)

3) прогностическая (как смоделировать процесс изменения).

II Практические или технологические:

1) проективная (разработка учебников пособий)

2) преобразовательная (как внедрить эксперимент в практику)

3) рефлексивная (анализ своих ошибок и результатов)

МЕСТО педагогики в системе наук:

Тесно связана с психологией: объектом, методами исследований. Эксперимент в психологии заимствован из педагогики. Тесты заимствованы педагогикой из психологии.

Так же педагогика тесно связана с философией. Так же много берет из биологии, физиологии и социологии.

ОТРАСЛИ педагогики:

В структуру педагогики входят:

1) общая педагогика - общие принципы и закономерности образования.

2) возрастная педагогика - особенности образования в разные возраста (преддошкольная. дошкольная, ср. школа, сред. спец. образование, высшая школа, андрогогика - педагогика взрослых).

3) история педагогики

4) специальная или коррекционная педагогика - дети с различными отклонениями. (тифлопедагогика - слепые, слабовидящие; сурдопедагогика - глухие; логопедия - речевые проблемы)

5) методика преподавания - как и чему обучать, различные техники.

6) сравнительная педагогика - система образования в различных странах.

7) социальная педагогика - внешкольное образование, люди с зависимостями.

8) пенитенциарная педагогика или исправительно-трудовая - перевоспитание заключенных

9) профессиональная педагогика - обучение профессии.

10) лечебная педагогика - занятие для людей с заболеваниями.

3 тысячи лет до н.э.

- лети и подростки

- женщины и мужчины

- старики и инвалиды

МОНГОЛЬСКАЯ СЕМЬЯ - 1 тыс. лет до н.э.

Функция воспитания переходит от старших детей к женщине.

Происходит деление на классы.

Происходит разделение физического и умственного труда. Умственный труд считается более высоким (жрецы, фараоны, писцы и т.д.). Появляются специальный школы по письму.

На смену первобытному обществу приходит рабовладельческий строй.

Дальний и Ближний ВОСТОК. ЕГИПЕТ, КИТАЙ и ИНДИЯ.

К 1000 г. до н.э. сформировалась система обучения в Др. Египте. В школах учили быть выносливыми и стойкими к ударам судьбы. Мальчиков и девочек воспитывали одинокого, но обучали только мальчиков. Появились науки: астрономические, астрологические и геометрия. Появились школы по обучению жрецов. Их в первую очередь обучали письму. Изучались: математика, астрономия, география, медицина, военное дело и правила этикета. Происходит разделение на богатых и бедных. Вся знать училась вместе с детьми фараонов.

Др. ИНДИЯ

Традиции в Индии семейно-общественные, в соответствии с кастами.

Касты:

- Жрецы (брахманы)

- Войны (кшатрии)

- Земледельцы, ремесленники и торговцы (вайшьи)

- Рабы (шудры)

Жрецы и войны обучались, у вайшьей было семейное обучение, рабы вовсе не обучались.

В индии обучение проводилось на открытом воздухе.

Гуру (инд. "почитаемый") - учитель в индийской школе.

К 500 г. до н.э. появляется новое имя - Будда. Появляется Буддизм. Настоящее имя - Шалая-Мули. Воспитывался он во дворце, но после обучения столкнулся с реальностью и начал строить свою философию современно души. Необходимо избавится от страстей путем самопознания и самосовершенствования. Философия буддизма - система нравственного воспитания.

Др. КИТАЙ

Основа воспитания - уважение старших. Наставник, как второй отец.

Идеал человека - начитанный, вежливый и наделенный самообладанием.

3 тыс. лет до н.э. - раньше всех появились школы Сяи и Иой.

Гаш учили стрельбе из лука, письму и управлению лошадью.

Кун-фундзы (Конфуций).

Основа воспитания - беседа с учениками. Вводит школу по воспитанию характера. там он беседует с учениками на разные темы. Впервые введен индивидуальный подход.

"Учиться и не размышлять - пустая трата времени, размышлять не учась - опасно для жизни".

Др. Греция.

Афины и Спарта - 2 разных системы образования (1500 лет до н.э.).

Спартанское воспитание.

Детей при рождении проверяли на физическую выносливость. Нездоровых убивали (закон Лекурга) - жесткое обращение с гражданами с дефектами. Законы Лекурга действовали до 11в. до н.э. Заимствованы из Спарты.

До 7 лет воспитывает мама.

С 7 до 15 - агелла (уч. заведение) учителя - пайдонолы. Там обучали физическому воспитанию. Воспитание было однополым. Там впервые отмечен гомосексуализм.

Женщина должна максимально походить на мужчину (лысая, спортивного телосложения). Женщин держали только для репродуктивной функции.

С 15 лет появляются определенные права.

В 20 лет спартанец полностью становится войном.

АФИНСКАЯ СИСТЕМА.

основа - человек прекрасный душой, но и сильным телом.

до 7 лет - домашнее воспитание.

После 7 лет - грамматист (уч. заведение) учителя - дедаскалы.

С 15 лет - палестра - школа борьбы. теории развития тела, пятиборье.

С 17 лет - гимназия. Там изучались политика, философия и риторика.

До 20 лет - эфебия. Обучение военному искусству (строение укреплений, владение техникой).

Воспитание возникло из-за потребности обучения. Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитание имеет широкий социальный смысл (передача опыта).

Воспитание:

1) Обучение

2) Системы, призванные обучать (школы и др.)

Воспитание имеет узкий смысл - направленное воздействие на человека со стороны социальных институтов. с целью формирования у него определенных взглядов, ценностей и подготовки к жизни. В узком смысле возможно только в развитом обществе.

Педагогическое направление - воспитание в широком педагогическом смысле. Специально организованное , целенаправленное и управляемое воздействие с целью формирования различных качеств, осуществляется в специальных заведениях и охватывает весь учебный процесс.

Обучение и дидактика (теория обучения) - педагогика делится на обучение и воспитание.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников в результате которого происходит развитие человека.

основная функция учителя - помочь учиться. Цель обучения - освоение ЗУНов (знания, умения, навыки).

Знания - отражение человеком объективной действительности в форме фактов и представлений, положений и законов науки.

Умение - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе усвоенных знания, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнение и доведенные до совершенства путем многократного повторения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОУУН - общеучебные умения и знания. (логика, мышление, выделение главной мысли) .

Межпредметный результат - умение учиться

Личностный результат - формирование личности.

ОБРАЗОВАНИЕ

Это результат обучения. Система накопленных в процессе обучения ЗУНов и ОУУНов, которыми овладел обучаемый.

Критерии образованности:

1) системность знаний

2) системность мышления.

Образование рассматривается как:

1) система (школа, вуз и т.д.)

2) процесс

3) результат

Педагогика - это наука о сущностях, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания.

Семинар

Пифагор в основу всего ставил цифру 7. Впервые для психологию создал периодизацию возрастов (первая попытка вообще). В основе лежали биологические факторы (рост зубов, бороды и др.).

Его последователем был Гераклид. В основе у него лежал диалектический метод (борьба противоположностей). Принцип природосообразности.

Продолжателем был Демокрит. Он утверждал, что человек должен был хорошо думать, говоть и делать. Он впервые брал деньги за обучение. Основатель движения софистов (5-4 века), они развивали идеи Демокрита. Софисты преподавали: диалектику, риторику, граматику. Со временем добавились: математика (арифметика, геометрия) и т.д; обучение строилось по задаткам (что бы чему-тотнаучитьс, должны быть задатки к этому делу). .

Сократ. Метод майевтики (родовспоможения) лег в основе психотерапии. наводящими вопросами приводить человека к истине. Так же существовал сократический метод (метод наводящих вопросов).

Платон. Создал собственную школу, которую назвал Академией. Он первый образовал теорию познавательного процесса. Трактат " государство" - система идеального государства. Высшие соц. Группа - аристократы и философы; средняя - войны, стража; низшая - земледельцы, торговцы; рабы были безвольные их обучать не нужно.

Должна быть система дошкольного воспитания. Должно быть площадки около храмов где дети должны играть (до 7 лет); затем государственная школа (до 12 лет) - считать писать; после 12 палестра - физическое воспитание; с 17-20 - военно-гимнастическая поднотовка; с 20-30 лет начинается изучение арифметики, геометрии, асирономии, музыки; отличники могут пойти до 35 учится философии.

Аристотель, учился в академии платона. Воспитатели должны цениться больше чем родители. Мир не делим (нет мира идей и вещей). Существует 3 типа воспитания: физическое нравственное и умственное.

Рим.

Тривиальная школа - низшая школа, учились все вместе: основы грамоты, счета, знаконы.

Грамматические школы (12-16).

Риторические школы (для богатых, до 19). - астрономия, алгебра, геометрия. Были школами подготовки чиновников.

После 20 лет юноши уходили в легионы, где осваивали военное искусство.

Марк Турий Цицерон - первый философ древнего рима. Основа обучения - семья.

Синекан - детей после рождения изъять у родителей и поместить в специалтные дома.

Марк Фабий Квиентилиан. Обширные трактаты о воспитании и обучении. Прдложил школы ораторского искусства (до 7 лет домашнее воспитание; изучение языков; Преподаваться должно в игровой форме и в определенной мере, что бы ребенок не спал). В самой школе - математика, музыка, логика, история и др.

21.02 лекция

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность преобретенных знаний умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельсности и компетенций определенного объема и сложности, в целях интелектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворении его образовательных потребностей и интересов.

Образование понимают как: ценность (аксиологическая система), система и процесс (определенное взаимодействие).

Аксиллогическая парадигма - разделение обучения на теоретическую и практическую часть. Служит мостом между тем что было и что есть, и позволяет строить будущее.

Образование = воспитание + образование + ЗУН + компетенция.

Образование, как система представлет собой систему институтов, осуществялющих обучение (детсад; школа; пту/универ).

Существует деление образования на: дошкольное; начальное общее; среднее общее; среднее полное; начальное профессиональное (пту); среднее профессиональное (колледж, техникум); высшее профессиональное.

Школа (с греч.) - лестница; ступеньки, которые идут на верх.

Универститет - альмаматер (родная мать).

Элементы образования, как системы:

1)цели образования - определенный, ожидаемый результат

2) содержание образования

3) средства и способы получения образования

4) формы организации учебного процесса

5) образовательный процесс, как единство образования, воспитания и обучения.

6) субъекты и объекты процесса

7) образовательная среда

8) результат образования (уровень образованности).

Бывают: Федеральная, региональная (москва, МО) или муниципальная система образования (конкретный район региона).

С 1917 был закон, что учить нужно было всех.

Альфред Бине разработал первую систему тестов, с помощью которого можно было разделить людей на группы по их интелекту (IQ). В наше время стараются отойти от них, т.к в нашей стране они в основном строились на конкретных знаниях.

Своства образования:

1) гуманизация - ориентация на взаимное уважение учителей и учащихся.

2) гуманитаризация - толерантность

3) дифференциация - учет достижений учащихся и на основе этого могут поделить учеников на разные группы по успеваемости.

4) диверсификация - многообразие учреждений

5) стандартизация - ориентация на ГОС

6) многовариативность - много вариантов для достижения чего-то.

7) многоуровневость - определенный этап развития (школьное, высшее)

8) фундаментализация образования - связь теории с практикой

9) информатизация - ичпользование различной техники в процессе обучения

10) индивидуализация - учет индивидуальных психологических особенностей

11) непрерывность - учиться надо всегда и придется((

Семинар

Наши рекомендации