Ребенок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений
2. Семья является живой системой, которая состоит из независимых частей, взаимод-ие которых обеспечивает такие св-ва системы, которыми ни одна из частей не обладает. Преод-вая стресс, связанный с восп-ем реб. с откл. семья использует различные стратегии, кот. делятся на внутренние: пассивная позиция(страусиная)-избегание поиска решения проблем, основана на надежде, что все уладится само собой; активная-в способности индетифицировать те условия, кот. можно изменить и активные деят-ти по их изменению. И внешние-основываются на умении опираться на индивидуумов и учре-ия не входящие в систему семьи: 1)умение находить и использовать помощь других людей, соседей, друзей, др. семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы; 2)спос-ость находить дух-ую поддержку, советы и помощь религиозных деятелей; 3)умение исп-вать ресурсы гос-ой поддержки. Дети с пробл. инт.разв. живут в контексте семьи, где любое событие происходящее с одним чел. непременно затрагивает остальных. Сем. отнош-я можно рассматривать в системе 4-х понятий: подсистемы (описывают кто и с кем взиамод-ует), сплоченность. семья, имеющая реб. с пробл. испытывает сильный страх перед сам-ми действиями реб., что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо- хар-ся такие семьи гиперопекой и гипервовлеченностью.) и адаптнвность. способность изменяться в ответ на стрессовую ситуацию), коммуникации (возникают их проблемы в процессе взаимодействия людей). 3 стиля сем-ых отнош-ий:!) авторитарный(жестокость, террор); 2) либеральный (попустительский); 3) демократичный(гибкий- понимают, уваж-ют). Более половины семей отриц-но влияют на развитие у/о реб. и лишь около 40% оказ-ют подож-ое воздеЙствие.Даже в тех семьях где отн-ние к реб.прав-ое родители в больш-ве случаев дейст-ют руководствуясь лишь собственным пониманием роли восп-ия/ Почти 70% род-ей мал-ких детей склонны переоценивать их способности, а 25% недооц-ют своих детей, поэтому боль-во из них нуждаются в помощи спец-тов. Восп-ем реб. занимаются в основном матери, лишь в 24% случае мать и отец, а около 6% семей реб. пред-лен сам себе. В семьях дети с лег. формами у/о около 1/3 родителей явл. выпускниками кор. школ 8 вида, т.е. сами страдают интел. недост-ью, что явл-ся проблемой дальнейшего образ-я, труд-ства, матер-ого благо-ия. Больш-тво родителей у/о детей принадлежат к 2 группам: рабочие и работники с/к.. Почти 1/4часть всех семей многодетные. В 13% семей родители явл-ся алкоголики, наркоманами, правонар-ми. Здесь отмечается насилие по отношению друг к другу и семьям. Больш-тво семей живут бедно. Характерными наруш-ми род. поведения в случае рожд-я больного реб. явл-ся: 1)потворствующая гиперопека, 2)фобия потерять реб., 3)скрытая или открытая отчужденность, связанная с псих, депривацией (-это многообразные нарушения формир-ия и функцион-я психики, возннк-ие в следствии относительно длительного блокирования значимых потребностей чел-ка) реб. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки явл. отставание в псих.разв. реб. Потворствующая гиперопека м/б связана с неверием сил реб. в его возможности. Гипертрофированный страх за реб. перед-ся от матери к реб., формируя у него избегающее поведение и в этих случаях речь не идет даже об элементах самообслуживания. Эмоц-ое отвержение чаще всего имеет место когда реб. не оправдывает ожидание родителей, неудов-ет их соц. амбиций. В повышенном уровне тревожности у реб. пёд. запущ., отстав-е в псих. разв. и девиантное поведение в стар, возрасте. Недост-ая отзывчивость родителей выраж-ся в несвоев-ом и недос-ом отклике на нотребности детей, принебрежении к их чувствам, неотзыв-ть родителей, а особенно матерей создает ситуацию дипривации и еще более замедляет развитие реб., способ, наруш. его поведения. Наиболее эффек-ми формами работы при нарушениях стиля восп-я явл.: 1) семейная психотерапия; 2) групп-ая психотер-пия с матерями; 3) работа с несколькими род-ми парами; 4)индив-ая психотер-я.
2. Диагностика особенностей развития экспрессивной и импрессивной речи детей с отклонениями в развитии.
Экспрессивная речи. (дети дошк.и младшего школ.возраста) Предъявление по ходу беседы, в игре и в виде учебного задания набора сюжетных и предметных картинок. По результатам диагностики судят о семантической и фразовой хар-ке экспр.речи: о доступности диалогической речи, объеме и качестве словарного запаса, уровне развития фразовой речи, ее грамотности, о состоянии текстообразования.
1. Диалог (исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения, оцениваются особ.и способы реализации речевых средств (звуков, слогов, слов).
2. Называние предметов и действий (исслед.номинативной функции речи, объема и качества активного словаря, оценивание опосредования ребенком зрительного образа словом, обазначение предмета и выделяя в нем существенные признаки; обобщение слов).
3. Составление фраз (возможности и способы комбинирования слов во фразе, особенности структурирования и формообразования, наличие и характера аграмматизмов, особ.словосочетаний).
4. Составление рассказа по картинке (определение уровня владения связной речью и текстообразования).
5. Произнесение изолированных звуков (исследование возможностей ребенка в реализации речевых звуков).
Исследование позволяет определить уровень ее развития и качественное своеобразие. Дать условную количественную оценку семантической и фразической стороны, содержательную (задача действия) и операционную (условия действия) сторону речи.
Импрессивная речь. Выявление возможностей декодирования детьми речевого сообщения, выявление факторов, лежащих в основе нарушения понимания речи.
1. Диалог (выявление возможностей контекстного понимания фразовой речью и понимание ее вне контекста, т.е. переходе от одной ситуации к другой).
2. Понимание значений слов (называние предметов и действий (выявление объема пассивного словаря, определение возможностей понимания значений слов различной степени сложности с учетом их звукового состава и длины).
3. Понимание предложений (выявление возможностей осмысления фраз, основанного на понимания лексических и грамматических значений слов. Использование сюжетных картинок, которые необходимо распознать по заданной фразе. Раскрашивает, рисует, нарисовал).
4. Понимание инструкций (задания с простыми действиями, постепенно усложняясь).
5. Различение речевых звуков (выявление дифференцировок речевых звуков со сложными сигнальными признаками.
Общий анализ обследования импрессивной речи позволяет выяснить механизмы нарушения приема и переработки ребенком акустических речевых сигналов