Возрастные и ивдивидуальные особенности развития

Возрастная периодизация

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с воз­растом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес­кого, психического и социального развития. Разумеется, это со­ответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие кон­кретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную ин­формацию для посвященных. Есть целый ряд разработок перио­дизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Леви­тов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких де­сятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один кри­терий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периоди­зации, которая сейчас признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных осо­бенностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес-кие и психические качества. Сущность возрастных особенно­стей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духов­ное развитие человека тесно связаны между собой, то соответ­ствующие возрасту изменения наступают и в психической сфе­ре. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная ди­намика духовного развития личности. Это и служит естествен­ной основой для выделения последовательных этапов челове­ческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человечес­кую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая Педагогическая
1. Пренатальный период 1. Младенчество (1 год жизни)
2. Период новорожденное (до 6 недель жизни) 2. Предцошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
3. Грудной период (до 1 года) 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
4. Ползунковый возраст (1-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 года)
5 Дошкольный возраст (3-6 лет) Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
6 Школьный возраст (6-11 лет) 4. Младший школьный возраст (6-10 лет)
7. Пубертатный период (11-15 лет) 5. Средний школьный возраст (10-15 лет)
8. Юношеский период (15-20 лет) 6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди­зации составляют стадии физического и психического разви­тия, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита­ние, с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также свя­занное с ним развитие познавательных сил, то разумно органи­зованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отри­цание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой соци­альный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик­тует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом уче­те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответ­ствовать возрастным этапам развития. Как в природе все про­исходит в свое время, так и в воспитании все должно идти сво­им чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания ко­торых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предла­галось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей — один из основополагаю­щих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован­ные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель­ности.

I. Заполните пропуски

Наблюдения показывают, что между возрастом и развитием человека су­ществует............................................ связь зависимость
Чтобы правильно управлять процес­сом развития, нужна классификация .........................человеческой жизни периодов
Возрастная периодизация основы­вается на выделении возрастных особенностей

II. Заполните таблицу

Период Возраст
Младенчество От 1 до 3 лет
Младший школьный возраст От 5 до 6 лет
Средний школьный возраст От 15 до 17—18 лет

Акселерация

Отмечая условность и известную подвижность вьщеленных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация (от латинского «ак-селерацио» — ускорение) — это ускоренное физическое и от­части психическое развитие в детском и подростковом возрас­те. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созре­ванием организма, психологи — с развитием психических фун­кций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рас­согласованием процессов физиологического созревания орга­низма и социализацией личности. Педагогическая интерпрета­ция акселерации представлена на рис. 4.

возрастные и ивдивидуальные особенности развития - student2.ru

Рис.4

До появления акселерации в 50—60-е гг. физическое и ду­ховное развитие детей и подростков было сбалансированным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тен­денцию нормального физиологического и социального созрева­ния. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального раз­вития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социаль­ных, нравственных качеств. К тринадцати—пятнадцати годам у девочек, а к четырнадцати—шестнадцати годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном раз­витии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрос­лых» физиологических потребностей, в том числе половых, со­циальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно про­грессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводя­щее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия ак­селерации, создавшей немало трудностей как для самих под­ростков, не умеющих совладать с происходящими в них пере­менами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитате­лей. Если с чисто техническими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т. п. еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком рас­пространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, пробле­мы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличи­лась в среднем на 13—15 сантиметров, а вес — на 10—12 ки­лограммов по сравнению с их сверстниками 50-х годов.

Среди основных причин акселерации назовем: общие тем­пы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повы­шение качества питания и медицинского обслуживания, улуч­шение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как пока­зывают опыты с растениями и животными, к ослаблению гено­фонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

III. Что такое акселерация? Выберите более точный, пол-1 ный ответ

1. Процесс активной деятельности личности.

2. Ускоренное формирование интеллектуальных сил лич­ности.

3. Ускорение индивидуального развития человека.

4. Проявление настойчивости личности в достижении по­ставленных задач.

5. Ускоренное физическое и психическое развитие лично­сти в детском и подростковом возрасте.

Неравномерность развития

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспита­тельную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек стано­вится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды — быстрее, в другие — медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непро­порционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди­намике которого также есть значительные колебания, обуслов­ленные неравномерностью созревания нервной системы и раз­вития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде все­го в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре созна­ния, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведе­нии, уровне социального развития. Духовное развитие подчиня­ется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.Н. Тол­стой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстоя­ние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуще­ствования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижи­мость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что ученые впоследствии доказывали строгими научными ме­тодами.

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функ­ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий име­ют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на ос­нове уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отве­денный природой для формирования этого качества. Если ре­бенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное бу­дет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других ка­чествах — физических, психических, социальных, нравствен­ных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, за­держка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитив-ные периоды развития хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (млад­ший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от шести до двенадцати лет — это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные ка­чества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. В этом прояв­ляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с од­ной стороны, психическое развитие представляет собой посте­пенное перерастание психических состояний в черты лично­сти, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной сис­темы основано действие воспитания. Пластичность также от­крывает возможности компенсации: слабые психические функ­ции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.

Для кого закон не писан

«Ах, эти мне «Wunderkinder»! Сколько я их встречал и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вы­растут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейер­верк!..» Столь неодобрительно отозвался о вундеркиндах великий человеколюб и педагог Л.Н. Толстой.

Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способ­ностей в определенной области, от других нормальных де­тей не отличаются. Одаренный ребенок на решение тех за­дач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические за­траты. На специальных испытаниях одаренные дети демон­стрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.

Но, конечно, с обычной меркой подходить к вундеркинду все-таки нельзя. Попробуйте «приставить» ее хотя бы к че­тырехлетнему первокласснику Саше Улановскому. Не подой­дет! Незаурядные способности мальчика проявились очень рано, и ему в порядке исключения разрешено учиться в школе. В полтора года он знал всю азбуку, в три — прекрас­но читал и считал. У Саши — необычная память. Прочитав любой текст из букваря, он тут же дословно пересказывает его. Если даже весь класс затрудняется ответить на какой-то вопрос, выручит Саша.

Восьмилетняя ученица одной из ялтинских школ Ника Турбина сочиняет стихи. Выберем один наугад из толстых альбомов юной поэтессы.

Рождение стихотворения

Тяжелы мои стихи,

Камни в гору.

Донесу их до скалы,

До упору.

Упаду лицом в траву,

Слез не хватит.

Разорву строку свою,

Стих заплачет.

Болью врежется в ладонь

Крапива.

Превратится горесть дня

Вся в слова.

Послушаем шестилетнего «расширителя проблем» Сашу Селезнева. «Расширитель проблем» — так сам Саша отве­тил на вопрос: «Кто такой философ?» Музыкальные, мате­матические, даже литературные дарования... — к ним уже привыкли. Но ребенок — философ?! Согласитесь, это не­обычно.

Журналист Е. Глушаков подробным образом описал в «Комсомольской правде» свою беседу с мальчиком.

«Саша, что такое погода?» — задаю вопрос. Размышле­ние длится две-три секунды: «Погода — это импульс приро­ды». И, должно быть, опасаясь, что такое энергичное опре­деление мне не понятно, добавляет: «Ну, понимаешь, како­ва атмосфера...» Спрашиваю дальше: «Что такое горе?» Саша мгновенно отвечает: «То, чего нельзя поправить». К стремлению почувствовать границы Сашиных возможно­стей начинает примешиваться желание услышать ответ на нечто для меня самого неясное: «Что такое душа?» Ответ по-детски безапелляционен: «Душа — главный орган чело­веческого организма». — «Саша, а нравственность?» — «Свой идеал». — «Это, должно быть, в отличие от морали, общественного идеала, — соображаю я и продолжаю спра­шивать: — Теперь скажи, что такое совесть?» — «Совесть — это когда человек познает себя и то, что он делает». — «Что такое гордость?» — «Гордость — это когда человек выпячи­вает себя больше, чем надо, и выдвигает себя за пределы своей жизни»...

Когда Сашу привезли в Москву и психологи проверили его интеллектуальные способности по специальным тестам, ни­чего особенно удивительного в его развитии обнаружить не удалось. В экспериментах Саша показал высокую норму. Но только норму. Чуда не было.

Похоже, В. Блейк был прав:

Игрушкам детства — свой черед,

А зрелый опыт — поздний плод.

IV. Допишите окончания формулировок закономерностей развития

Наши рекомендации