Роль учителя иностранного языка на различных этапах работы над проектом.
Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учителя и учащихся.
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Роль учителя |
І Целеполагание | Определение темы, выделение одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп | Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. | Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает. | Консультант |
ІІ Планирование | Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез | Выдвигаются гипотезы. Формируют задачи | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает | Помощник |
ІІІ Выбор методов проверки принятых гипотез | Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Проверяет, как идет подготовка. | Наблюдатель |
ІV Выполнение | Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта | Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо) | Источник информации |
V Защита проекта | Представление результатов проектирования. Оценка результатов | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования | Координатор |
Метод проектов позволяет создать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. [10, 20]
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывании» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут наводящие вопросы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнестись к её решению. Итогом подобной работы должен быть определенный вывод, который учащиеся обсуждают коллективно. Согласно этому выводу разрабатывается дальнейший план работы по предложенной теме. Учитель делит учащихся на группы и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану. [8, 8-9]
Если же это монопроект, то естественно, что над ним работает один ученик.
На уроке он сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбрал ее сам, т.к. в этом случае ему будет интереснее над ней работать. Автор выбранной темы должен обосновать свой выбор, актуальность данной темы для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кого он будет знакомить с результатами своего исследования. Также он должен доказать, что дана тема будет интересна не только для его товарищей и учителей данной школы, но и для зарубежных друзей, если у него будет возможность познакомить их со своим проектом. Учителю и ученикам следует высказать свое мнение в поддержку выбранной темы, а так же предложить свою точку зрения на данную проблему. Именно на этом уровне уже видно, насколько автор проекта владеет иностранным языком, т.к. он излагает все аргументы устно.
Задачи второго этапа – выдвижение гипотез решения поставленных проблем; обсуждение и обоснование каждой из гипотез. На этом этапе учащиеся знакомятся с лексикой по выбранной теме. Способы введения лексики различны: использование конспекта, наглядности, языковая догадка, опора на структурный состав и т.д.
В дальнейшем в ходе изучения источников информации учащиеся сами выписывают необходимую лексику для обсуждения проблемы.
С целью закрепления лексики и подведения, учащихся к высказыванию гипотез, школьникам предлагаются различные виды упражнений (упражнения на подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов). Выполнение данных упражнений подводит учащихся к выдвижению гипотез для расширения поставленных проблем. Наряду с активизацией лексики идет работа по овладению грамматическим материалом.
Задачи третьего этапа - обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации.
В группе идет обсуждение методов проверки, вырабатывается стратегия освоения содержащейся проблемы. Учащиеся уточняют источники информации, определяют форму представления результатов проектирования.
Четвертый этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим поэтапно работа над проектом. Тексты из учебников или книг для чтения (учитель может предложить и какие-то другие тексты по своему усмотрению) служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Иными словами, в качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовывать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты функциональных различных стилей. Мысли содержащиеся в этих текстах, могут служить поводом к общению. Важно научить своих учеников использовать тексты в качестве образца для высказывания. Применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям учащихся. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зрительной или аудитивной основе.
Итак, на этом этапе проектной работы совершенствуются сформирование ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
На этом же этапе учитель должен продумывать речемыслительные задачи и адекватные коммуникативные ситуации, при которых бы увеличивалась мотивация говорении учеников на иностранном языке, и возрастали бы количественные и качественные показатели их речи. Здесь важно отслеживать деятельность учеников шаг за шагом.
Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но на уроке нужно обязательно отводить время (10-15 минут), чтобы потрудиться над проектом. На переменах, до урока или после него учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, нужно стимулировать, чтобы учащиеся сами обращались к учителю, если у них будут возникать трудности.
Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках данного проекта необходимо обучать их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые научили бы учеников высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Для изучения предлагаются клише типа: я думаю…; я уверен…; мне кажется…; что касается меня… и т.д. [3, 24]
Тренировать учащихся в использовании подобного рода клише рекомендуется в течение всего периода обучении. Они должны уметь пользоваться фразами согласия/несогласия, уметь обобщить сказанное, высказать сомнение, удивиться и пр., поскольку такого рода коммуникативные связи очень нужны при проведении дискуссии в группе, при составлении диалогов по ситуациям, при самостоятельном высказывании по теме и т.д. Это важный момент, на который часто не обращается внимание в процессе обучения иностранному языку. Следует поощрять учащихся к использованию таких клише как можно чаще (например, оценивать более высокой оценкой те ответы, которые включали в себя такие фразы).
Что касается монопроектов, то на этом этапе ученик уже осмыслил тему. Конечно, полностью справиться с вопросами, ориентирующими на предметное содержание работы, сложно. И, скорее всего, ученик не справиться с этой задачей. Тогда на помощь ему должны придти как учитель, так и его одноклассники. [11, 52-54]
Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы класса. Ученик, выполняющий монопроект, берет интервью, собирает печатный или иллюстративный материал.
Как мы видим, главная задача этого этапа – сбор информации. Помощь учителя на этом этапе заключается в том, что он должен в организации данного процесса посоветовать, где лучше найти ту или иную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе, проанализировать и объединить собранные факты, откорректировать и оформить материал.
Именно на этом этапе участники обсуждают конкретные проблемы исследования, уточняют их формулировки, намечают сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция учащихся. Их образовательный уровень и кругозор, знание ими других источников, а не только учебника. Учитель может выразить свое отношение, согласие или несогласие с тем, что обсуждается, и убедительно обосновать свою точку зрения, а также может посоветовать изменить что-то, но если учащиеся не совсем согласны с ним, то не стоит настаивать, так как это может негативно сказаться на общей работе.
Хочется отметить, что второму этапу отводиться особое место в формировании навыков самостоятельной работы. В этот период учащиеся учатся самостоятельно анализировать предлагаемые им источники информации. И учителю в этом процессе принадлежит активная роль. Он должен объяснить учащимся, каким образом следует работать с источниками. Например, вначале учащиеся лишь просматривают ту информацию, которая встречается им в связи с разработкой проекта, и определяют, имеет ли она непосредственное отношение к проблематике проекта. С этой целью они прочитывают названия книг, просматривают оглавление, а такжн имеющиеся иллюстрации и схемы. Если ученик считает, что это источник может быть использован в ходе разработки проекта, он переход к его прочитанию и нахождению основной информации. Это типично для ученика, который выбрал монопроект и работает в одиночку. В гораздо более сложном положении находятся участники коллективного проекта, так как они должны постоянно (на этом этапе) обсуждать друг с другом ту информацию, которую находит каждый участник данной группы, т.е. они должны выстраивать свои сообщения с учетом логики построения и изложения всего проекта. Каждый ученик работает самостоятельно и от его работы зависит результат всей группы. Именно на этом этапе учащиеся учатся составлять план будущего проекта, в котором отражается прогноз результатов исследования. Они излагают свои идеи, соображения по проблеме, учатся творчески перерабатывать добытую информацию. Конечно, на этом этапе может, появляется и нестыковка в логике содержания, определенные противоречия, недостаточность в раскрытии темы, а может и избыточность (если несколько учащихся воспользовались разным материалом, но он отражает одни и те же вопросы) Могут возникнуть и ошибочность в интерпретации, и многие другие проблемы. Поэтому учителю необходимо очень внимательно следить за работой учащихся и помогать им именно тогда, когда его помощь наиболее необходима. Если в этот период учащиеся освоят азы самостоятельной работы, то в дальнейшем подобная работа не будет представлять для них никаких затруднений. [4, 16-17]
Можно сделать промежуточный контроль, который покажет, как долго нужно еще работать учащимся над проектом. Но он не обязателен (на усмотрение учителя). Здесь можно предложить следующее: промежуточный отчет участников проекта. В дискуссии по проекту обязательно выслушивается мнение всех его участников (в случае с монопроектами, выслушивается мнение каждого отдельного участника данного проекта). Из выступлений станет ясно, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникает ли в процессе работы какие-то разногласия, противоречия, которые могут тормозить работу над проектом. И здесь есть еще один положительный момент. Из такого отчета становится ясно, насколько участники группы является единомышленниками и работаю ли они слаженно и дружно.
Пятый этап является заключительным, так как на этом этапе происходит защита проектов. Каждая группа перед классов защищает свой проект (или предъявляет тот объем работы, который нужно было выполнить в рамках общего проекта) по ранее обсужденному плану. Способ презентации будет в значительной степени, зависит от вида конечного продукта, это может быть схема, буклет, видео показ, спектакль, стенгазета, устная презентация и т.п. Хочется отметить, что устная презентация, хоть и кажется на первый взгляд самым простым видом презентации, всегда включает определенную долю, риска для учащегося, потому что многие не могут свободно говорить на иностранном языке, и поэтому существует большая вероятность ошибок в речи, что может привести к разочарованию. Поэтому учителю необходимо помнить, что необходимы предварительные репетиции, чтобы помочь избежать ошибок и добиться желаемого успеха. И даже при условии того, что проект может быть краткосрочным (на его подготовку отводилось всего несколько дней) и является лишь монопроектом, он все же должен быть зафиксирован у исследователя в как-то форме. Это может быть и развернутый план, и конспективное изложение проблемы и др. Это необходимо сделать для того, чтобы сохранить проделанный учеником труд. [14, 31-33]
Что письменного проекта, то необходимо оговорить его объем. Он может быть разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения.
После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Для того чтобы дискуссия была эффективной, учителю необходимо заранее ознакомиться с результатами проекта, чтобы на его основе организовать обсуждение темы.
На этом этапе учащимся нужно ярко представить весь собранный материал, чтобы вызвать интерес к своему проекту. Каждая группа сама решает, как подготовить презентацию своего проекта. Можно использовать плакаты или раздать слушателям свой план своей презентации.
В день защиты можно все проекты (если их несколько) вывесить в классе или школьном коридоре. В этом случае можно создать экспертную группу из учащихся других классов, которая предварительно оценит проекты и выставит свои баллы. Окончательные результаты подводятся после презентации. Это делают и сами учащиеся класса, и члены экспертной группы. Здесь можно определить следующие номинации: «самый смелый проект», «самый интересный», «самый изящный», «самый обоснованный» и т.д.
Несомненно, учителю необходимо проанализировать высказывания за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, а также следует, в общем, оценить все ответы. Необходимо выяснить у учащихся, оправдались ли их ожидания в связи с выполнением проекта. И поискать вместе пути улучшения этого вида деятельности. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации. Что же касается четвертого этапа - контролирующего, то, хочется отметить, что оценка проектной работы – очень непростое дело. Способы ее оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления отметки за работу ученика на уроке. Наверное, не стоит при защите исправлять языковые ошибки, если они не мешают пониманию (ошибки в речи учащихся всегда присутствуют), так как оценивать проект только на основе лингвистической правильности будет не совсем точно. Лучше всего эти ошибки пометить на отдельном листочке и затем проанализировать их отдельно. Думается, что наличие ошибок не должно стать определяющим при выведении отметки. Вероятно, все же отметку следует выставлять за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации. И она должна быть одинаковой у всех участников проекта. Если отметки будут разными, то это может повлиять негативно на психику учащегося, он потеряет веру в свои силы, и в следующий раз он может не согласиться принять участие в проекте из-за боязни плохой отметки. При выполнении проекта учителю не стоит заострять внимание на ошибках, так как учащиеся вкладывают много труда в его создание, работают с удовольствием, приобретают определенные навыки и умения, стараются все сделать самым наилучшим образом. А оценить грамотность учитель имеет возможность на любом уроке.