Социально-педагогические принципы детско-юношеского туризма

В рамках серьезных социальных изменений, дифференциации основных социальных и нравственных ценностей, влиявших на детей и подростков, они не имеют достаточно развитой способности адаптироваться в динамично меняющихся условиях жизни.

Содержание, формы и приемы воспитательной работы в тесном контакте с детским туризмом служат весьма эффективным способом, действующем на развитие и совершенствование допустимых и социально-психологических условий для усвоения детьми и подростками опыта жизни, для совершенствования своих личных и социально важных умений, а также для отдыха, обучения, оздоровления и воспитания.

Туризм, оказывая активное воздействие на процесс обучения и воспитание учащихся, создание их социальной активности, увеличивает личную и коллективную работу школьников в познании и использовании полученных знаний, участие в общественном труде, работе в сфере идеологии, прививает бережливое отношение к природе. Этому помогает работа в школе музеев, кружков, клубов, обществ, занимающихся организацией походов и экспедиций, дальние путешествия и экскурсии, слеты и соревнования. Эта работа действует в форме активного поиска, исследования, влияющих на развитие способностей учащихся.

Туристическая работа отличается обилием форм, содержания и приемов, показывая в отражении объединение учебной, внеклассной и внешкольных воспитательных трудов педагогических коллективов.

К социальным и педагогическим механизмам следует отнести:

1) Увеличение эффективности учебного и воспитательного процесса в школах, туристических походах, путешествиях, экспедициях, экскурсиях, туристических лагерях, прививание любви к знаниям.

2) Применения серий подходов к воспитанию, предусматривающего единство, нравственного, умственного, эстетического, трудового, духовного воспитания учащихся, их физического развития.

3) Появление у школьников позиции активных участников в преобразовании социальной среды путем добровольного, осознанного и активного выполнения взятой на себя ответственности.

Воспитательная работа в туризме строится на основе следующих принципов:

· целенаправленность;

· следование высокой культуры поведения и общения;

· активности в социальной среде;

· общественно полезной направленности;

· соответствие возрастным особенностям туристической деятельности;

· разносторонности туристической деятельности.

Выполнение этих постулатов в школьном туризме создает у детей школьного возраста социально обоснованные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.

Туризм для детей не только работает для миллионов учащихся средством познавания и оздоровления, но и существует для них средой воспитания эстетических чувств, этических норм поведения. Способность видеть прекрасное в жизни, делает богатым жизненный опыт школьников - туристов, развивает их эстетический вкус и эмоциональную среду.

В наше время появилась острая необходимость последующего совершенствования содержания и видов туристического воспитания учащихся.

Следует отметить, что при начальных этапах и непосредственно проведении учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая совокупность фундаментальных научных установок. В рамках этих совокупностей фундаментальных научных установок выполняются следующие принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристическом учреждении с отдыхающими детьми:

· личностно - деятельностный;

· диалогический или полусубъектный;

· индивидуально-творческий;

· культуросообразности;

· целесообразности;

· природосообразности;

· краеведческий;

· целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.

Если исходить из этих теоретических позиций, можно выделить те принципиальные воспитательные взгляды, на которых нужно основываться в практике планирования и проведения туристических детских мероприятий.

Главной целью педагога в центре является создать модель обучающей среды для воспитанников и дальнейшее формирование развивающей среды.

Инструктором туризма, то есть педагогом ставятся приемы, условия, формы деятельности направленные на построение внутренней мотивации воспитанника, путем познавательной деятельности во время экскурсий, походов, отсюда воспитанник получает навык подхода к новой информации творческим путем.

Исходя из этого главная задача решения, и поиска путей формирования мотивации, трансформации внешней необходимости открытия неизвестного, увиденного ребенком, во внутреннюю потребность.

Прекрасным средством самовоспитания, когда человек прилагает свои волевые усилия, является любительский туризм (самообслуживание, прохождение различных препятствий и жизненных барьеров, проверка знаний, умений, навыков и т.д.). Здесь соединены все полезные навыки, напряжение мышц, сосредоточение внимания, преодоление утомления, страха, неуверенности, следование определенному режиму путешествия.

Человек получая психическую и физическую разрядку, получает освежение и толчок к развитию его дальнейших физических и духовных сил, в этом и заключается один из механизмов туризма. Нужно так же учитывать факторы широкого назначения, а именно: полезная общественная работа во время похода, непринуждённость и свобода общения, раскованность в движениях. В таком отдыхе совмещается как удовлетворение потребностей людей, так и просветительно-воспитательные задачи. Главное то, что работа в походе достаточно разносторонняя.

Туристическо - краеведческая форма учебно-воспитательной работы является очень обширной и воодушевленно яркой стороной жизни детей. Такая форма работы содействует укреплению здоровья, всестороннему воспитанию, возникновению гражданственности и патриотизма растущего поколения. Смешанная работа ребят в походе должна увлекать, заинтересовывать, и только потом опираться на теоретически-практический характер для изучения основ туризма и укреплению здоровья. Сегодня для граждан, живущих в городах оздоровление проходит через небольшие нагрузки, знакомство в живую с видами находящимися на территории страны, и реальный контакт с природой являются особенно актуальными.

Преподавательские факторы туризма весьма разнообразны. Это обусловлено наличием огромного количества форм и разновидностей туризма.

Если сказать о педагогической адресности в организации жизненных функции, временного детского объединения, то, решая задачи социализации в совокупности с личным развитием каждого участника таких объединений, развитие умений, включая способность к самоопределению и саморазвитию, а также к самореабилитации, можно отметить следующие функции:

· функцию помощи и социальной защиты ребенка, направленную на индивидуализацию и решение проблем ребенка;

· функцию воспитания, направленную на социализацию личности;

· функцию получения здоровья и реабилитированние, дарующую, прежде всего, здоровье физическое, психическое, здоровый образ жизни;

· функцию дополнительного образования, разрешающую осуществлять процесс осознанного учения, идущий от самостоятельной идеи ребенка, направленной на усвоение обдуманных элементов личностного опыта.

Туристическое общение имеет цель – выработку участвующими в походе общих ценностей туризма, а так же и обмен ими. В туристической деятельности это проявляется в выборочных и не последовательных контактах, то есть в постоянных занятиях клубных комиссий и школ и в неоговоренных групповых занятиях. Главным пунктом работы в туризме есть творчество социальное, принадлежащее с одной стороны почти каждым туристическим занятиям, и весьма быстро прогрессирующими в группах туристов. Жизнь туриста сама подталкивает на развитие у человека бескорыстия, стремления и умения работать в коллективе, помогать своим товарищам.

Воспитательный процесс в лагере нужно понимать как совокупность логических этапов, которые связываются друг с другом и являются лестницей достижения поставленной им цели, и, вследствие результата работы. Смотря на процесс с точки зрения планирования выделяют 3 периода, логически соответствующих развитию детского объединения: организационный, основной, итоговый. Основной включает в себя учебный учебно-демонстрационный, демонстрационно-развивающий процесс. Говоря о составе деятельности, мы ставим отличные друг от друга ориентиры. Действия, которые грубо говоря, разрешается назвать организационными, общими для каждой смены, ведут к достижению цели для каждой смены, которую можно сформулировать как «обеспечение физического, психоэмоционального, интеллектуального, социального, морально-нравственного благополучия ребенка». Итак, именно эти процессы являются основой при построении любой содержательной программы, и именно на них нужно опираться, говоря об особенностях планирования педагогического процесса лагерной смены.

Свою особенность имеет воспитательный процесс в условиях санаторно-профилактического лечения детей.

Поскольку именно воспитательные мероприятия в первую очередь направлены на создание желаемого психического и эмоционального тонуса, то на воспитательную работу в санатории не получиться взглянуть иначе, как на весьма важный лечебный аспект. Педагогические меры помогут отвлечь ребенка от мыслей о своей болезни, заставят его забыть о своих недомоганиях. Опытный педагогический коллектив, несмотря на строгий санаторный режим, поможет создать детям содержательную и интересную жизнь, дать им новые знания, внести в их жизнь разнообразие. Нужно подчеркнуть серьезную роль педагогической работы с детьми, долгое время находящимся на постельном и полупостельном режиме.

Все запланированные педагогические мероприятия строятся в соответствии с расписанием дня в санатории, и чередуются, давая отдохнуть детям.

Большое значение имеют, и школьные занятия проводимы в санатории. Их задача заключается не только в том что бы ребенок не отстал от школьной программы но и не чувствовал себя неполноценным из-за своей болезни.

Основываясь на инструкциях для детского сада, педагоги проводят свою работу с ребятами дошкольного возраста, подстраивая инструкцию к медицинскому профилю состояния здоровья группы детей и профилю санатория.

Близкая связь в работе педагогов и медработников, есть важный пункт в педагогической деятельности. Педагоги и медицинские работники стремятся к созданию благоприятной обстановки для детей, и полного, ускоренного их восстановления работоспособности и самое главное здоровья. Глядя на сказанное, работа коллектива педагогов и сотрудников санатория просто не может быть разделена. Все педагогические меры в отношении их содержания и нагрузки – физической, умственной и эмоциональной – обговариваться с лечащим врачом, консультируются и контролируются им.[1]

Так, совмещая в себе лечение, учебно-воспитательную работу и отдых, санаторий приходиться той туристической организацией, которая максимально благоприятно действует на физическое и духовное состояние ребенка.

В заключение вышесказанному, можно сказать, что туризм во всех его проявлениях несет детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а, следовательно, и любить свой город и свою Родину, способности по управлению коллективом, пособничеству с другими людьми и многому другому. Сложно найти иной род занятий для детей, где можно было бы приобрести такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.

Наши рекомендации