Б) профессиональными компетенциями (ПК)
Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);
- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСПП-1);
- готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);
- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);
- способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
- способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
3. Программа государственного экзамена:
Содержание программы по разделам и темам
Общепрофессиональные дисциплины
Базовая часть
Общая психология
Темперамент и способности как индивидуальные особенности личности.
Задатки как врождённые анатомо-физиологические особенности организма. Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности. Свойства темперамента. Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову. Типы темперамента и их характеристики. Психологические особенности, характеризующие тип темперамента. Понятие характера. Характеристика типов акцентуаций: гиперактивный, возбудимый, тревожный.
Способности как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. Характеристика способностей. Виды способностей по их направленности или специализации. Деятельность как основное средство развитие способностей.
Восприятие как форма целостного психического отражения предметов или явлений. Виды восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.
Внимание как психический процесс. Качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость. Виды внимания.
Память как психический процесс. Классификация видов памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Мышление как форма психического отражения. Психологические теории мышления. Виды мышления. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Воображение как психический процесс. Роль воображения в жизни человека. Виды воображения. Операции воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение (акцентирование), антропоморфизация.
Эмоции как особые психические состояния. Чувства как отражение в сознании человека его отношений к действительности. Классификация высших чувств в зависимости от направленности.
Социальная психология
Социальная психология как наука. Методы социально-психологического исследования (общепсихологические: наблюдение, опрос, эксперимент; социометрия; активные методы: деловая и ролевая игра, социально-психологический тренинг).
Объект, предмет задачи и принципы социальной психологии. Понятие социально-психологических явлений.
История становления и развития социальной психологии.
Социальная психология общения (понятие, сущность и типология общения в социальной психологии). Понятие общественных и межличностных отношений. Взаимосвязь общественных и межличностных отношений. Связь общения с личностью и деятельностью.Понятие общения. Соотношение общения и активности.
Классификация общения. Виды общения: непосредственное и опосредованное, межличностное – массовое, межперсональное – межролевое, доверительное – конфликтное, личное – деловое, прямое – опосредованное. Формы общения: императивное, манипулятивное, монологическое, диологическое. Психологические трудности общения: мотивационные, стратегические: понятие дистанции общения, перцептивные.
Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Общая характеристика взаимодействия: объективность, эксплицированность (доступность), ситуативность, рефлексивная многозначность. Динамика и виды взаимодействия.
Перцептивная сторона общения: понятие социальной перцепции; механизмы взаимопонимания: эмпатия, идентификация и рефлексия; содержание межличностного восприятия.
Общая характеристика конфликта как социально – психологического явления.
Социально-психологические характеристики групп:композиция, структура группы, типы коммуникативных сетей в группе.
Классификация групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, устойчивые и стихийные, большие и малые, становящиеся и развитые.
Малая группа, ее основные параметры и социометрическая структура. Классификация малых групп. Методы социально-психологического исследования личности и малых групп.
Понятие личности и ее социально-психологических особенностей.
Социальный интеллект. Социальная компетентность.
Психология развития
Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты, закономерности, свойства, пути и сферы развития человека.
Возраст и его структура. Проблема периодизации психического развития.
Созревание и развитие. Социокультурный фон развития.
Психическое развитие в разные возрастные периоды (новорожденность, младенчество, дошкольное детство, младший школьник, подросток, юноша, период зрелости, старость): биологические основы развития, социальная ситуация развития, основные психические новообразования, кризисы развития, развитие общения, развитие познавательной сферы, развитие личности, ведущий вид деятельности, развитие Я-концепции.
Дефектология
Дефектология как интегративная психолого-педагогическая наука.
Предмет и разделы специальной психологии и коррекционной педагогики.
Отклоняющееся развитие как основная категория специальной психологии.
Содержание категорий коррекционной педагогики: «коррекция», «компенсация», «адаптация», «интеграция».
Классификация и характеристика видов дизонтогенеза. Понятие дизонтогенеза. Патопсихологические параметры дизонтогенеза. Основные типы дизонтогенеза: общее стойкое недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное и дисгармоничное развитие.
Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации: общее стойкое недоразвитие и задержанное развитие. Олигофрения, степени умственной отсталости. Формы задержки психического развития (ЗПР). Сходства и различия умственной отсталости и ЗПР.
Инклюзивное и коррекционное (специальное) образование. Сущность инклюзивного образования. Виды коррекционного (специального) образования в РФ. Плюсы и минусы инклюзивного и коррекционного (специального) образования.
Социальная педагогика
Социализация как одна из основных категорий социальной педагогики.
Понятие социализации. Возрастные периоды социализации. Характерные особенности социализации детства, юности, зрелости, старости. Управляемость и стихийность процесса социализации. Фазы социализации. Социализация с позиций социальной психологии, философии. В чём сущность педагогического аспекта социализации. Факторы и принципы социализации.
Методика и технология взаимодействия социального педагога с инвалидами и их семьями. Варианты воспитания детей–инвалидов в семье. Сопровождение ребёнка и социально-педагогическое сопровождение. Условия, необходимые при осуществлении социально-педагогического сопровождения. Характеристика наиболее распространённой модели воспитания и обучения инвалидов: модель – раздельное воспитание и обучение инвалидов от их здоровых сверстников в условиях специализированных учреждений. Модели интеграции: интернальная (интеграция внутри системы специального обучения и воспитания) и экстернальная (взаимодействие специального и массового обучения и воспитания).
Технология социально-педагогической защиты прав ребёнка.
Защита прав ребёнка как самостоятельное направление социального педагога. Основные этапы оформления опеки, попечительства; усыновления. Возможности социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетних.
Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми группы риска. Группы факторов, под воздействием которых дети оказываются в группе риска. Категории детей, относящихся к группе риска. Сущность социально-педагогического подхода в работе с детьми группы риска, общая характеристика технологий работы социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми группы риска. Содержание основных составляющих организационной социально-педагогической технологии. Основные направления деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения в рамках технологии индивидуально-групповой антинаркотической профилактической работы среди детей группы риска.
Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности.
Характерные отличия деятельности социального педагога от деятельности учителя. Система ценностей социального педагога. Специальные способности социального педагога и его личностные качества. Должностные обязанности социального педагога, содержащиеся в квалификационной характеристике. Профессиональные знания и умения социального педагога. Основные сферы профессиональной деятельности социального педагога.
Клиническая психология
Клиническая психология: предмет, объект изучения, связь со смежными дисциплинами. Морфологические и физиологические основы, проблема локализации высших психических функций.
Основные нейропсихологические симптомы и синдромы. Основные патопсихологические и психопатологические синдромы. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом.
Психосоматические болезни, соматопсихические расстройства. Пограничные состояния.
Стресс и обусловленные им нарушения психических функций. Психогении, неврозы. Посттравматическое стрессовое расстройство.
Психология здоровья, психология больного человека. Синдром эмоционального выгорания, хронической усталости.