Обобщение и интерпретация результатов педагогической диагностики в начальной школе
Подведение итогов диагностического исследования. Анализ результатов. Составление обобщающих таблиц, диаграмм, матриц. Интерпретация результатов экспертного оценивания. Составление экспертного заключения.
6. Принятие управленческих решений по результатам педагогической диагностикиДиагностические основы управления начальной школой. Организация проведения диагностики в образовательном учреждении. Зарубежный опыт педагогической диагностики в начальной школе. Управление методической работой в начальной школе на основе полученных в результате диагностирования данных. Система работы начальной школы в междиагностический период.
4. Темы лекций, практических и лабораторных занятий.
№ | Название модуля | Тема лекции / количество часов | Тема практического занятия / количество часов |
1. | Теоретические основы измерения качества образования | Методологические основания теории оценивания. Понятие квалиметрии (2 часа) | Эффективность образования и подходы к ее определению (4 часа) |
2. | Понятие педагогической диагностики | Сущность педагогической диагностики (2 часа) | Цели, принципы и основные функции педагогической диагностики (4 часа) |
3. | Конструирование педагогических диагностических методик для начальной школы | Подходы к конструированию педагогических диагностических методик в начальном образовании (2 часа) | Разработка прикладного инструментария для диагностирования (4 часа) |
4. | Методы и средства педагогической диагностики в начальной школе | Характеристика методов и средств педагогической диагностики (2 часа) | Экспертные методы в образовании (4 часа) Информационные технологии в обеспечении диагностики качества начального образования (2 часа) |
5. | Обобщение и интерпретация результатов педагогической диагностики в начальной школе | – | Систематизация данных по итогам педагогического диагностирования (4 часа) |
6. | Принятие управленческих решений по результатам педагогической диагностики | – | Диагностические основы управления начальной школой (4 часа) |
5. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы
Темы | Вопросы | Литература | Форма отчетности |
Модуль «Теоретические основы измерения качества образования»: – Система индикативных показателей, ожидаемых результатов в соответствии с актуальными документами в сфере образования (4 часа)– Значение общественной экспертизы для определения эффективности образования (4 часа) – Компетентность экспертов как фактор достижения объективного результата диагностирования (4 часа) – Многообразие видов и объектов диагностической деятельности (4 часа) | 1. Что такое квалиметрия? 2. Назовите виды квалиметрии. 3. Каковы этапы измерения? 4. В чем заключается, на Ваш взгляд, особая острота проблем измерения и оценки качества современного начального образования? Приведите примеры. 5. Каковы типы шкал, особенно распространенные в образовании? | 1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для вузов. – М. : Академия, 2006. – 285 с. 2. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М. : Смысл, 1999. – 137 с. 3. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров : учеб. для вузов. – М. : Дашков и К, 2007. – 251 с. 4. Джексон П. Введение в экспертные системы. – М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2001. – 623 с. 5. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. – М. : Педагогика, 1991. – 240 с. 6. Коробейникова Е.В. Педагогическая квалиметрия: учеб.-метод. пособие. – Челябинск : изд-во ЧГПУ, 2006. – 101 с. 7. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 272 с. 8. Технологии гуманитарной экспертизы и социального аудита: учеб.-метод. комплекс для вузов / авт. А.Н. Тихомиров, А.К. Прокди, П.В. Колосков. – СПб. : изд-во РГПУ, 2008. 9. Экспертная деятельность в процессе аттестации школы: учеб. пособие / сост. А.В. Верховцев. – М. : Пед. общество России, 2006. – 111 с. | 1. Выступление на коллоквиуме. 2. Экспертный лист для оценивания интересующей магистранта проблемы указанием шкалы. 3. Эссе на тему «Современные системы оценивания младших школьников. Что лучше: традиции или инновации?». |
Модуль «Понятие педагогической диагностики»: – Отличие педагогической диагностики от мониторинга, проверки, контроля, аттестации (4 часа)– Структура, этапы педагогического диагностирования (4 часа) – Понятия объективности, валидности и надежности в педагогической диагностике (6 часов) | 1. Что такое диагностика? 2. Докажите, что диагностика – особый вид познания. 3. Дайте определение педагогической диагностике? В чем ее отличие от смежных понятий? 4. Почему необходимо продумывать структуру педагогического диагностирования? 5. Каковы основные принципы педагогической диагностики? 6. Перечислите основные функции педагогической диагностики | 1. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с. 2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для вузов / Н.М. Борытко ; ред. В.А. Сластенин, И.А. Колесникова. – М. : Академия, 2006. – 285 с. 3. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. – М. : Педагогика, 1991. – 240 с. 4. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. – М. : Мир : Академ. проект, 2006. – 317 с. 5. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, С.Д. Забрамная и др. ; ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М. : Академия, 2007. – 319 с. 6. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников/ Г.А. Ускова. – М. : Академ. Проект, 2004. – 143 с | 1. Выступление на коллоквиуме. 2. Самодиагностика способности к саморазвитию на основе анкеты. 3. Эссе на тему «Современные системы оценивания младших школьников. Что лучше: традиции или инновации?». |
Модуль «Конструирование педагогических диагностических методик для начальной школы»: – Диагностика и мониторинг процесса обучения в начальной школе (4 часа) – Диагностика и мониторинг процесса воспитания в начальной школе (4 часа) – Диагностика и мониторинг процесса развития в начальной школе (4 часа) – Диагностика и мониторинг процесса здоровьесбережения в начальной школе (4 часа) | 1. Что такое диагностическая методика? 2. Каковы требования к качеству педагогических измерений? 3. Какие сложности испытывает педагог при разработке диагностических методик каждого процесса (обучения, воспитания, развития, здоровьесбережения)? | 1.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л Ф. Бурлачук. – СПб. и др. : Питер, 2008. – 379 с. 2.Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие для вузов / М.А. Гончаров. – М. : КноРус, 2006. – 476 с. 3.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 443 с. 4.Коробейникова Е.В. Педагогическая квалиметрия : учеб.-метод. пособие / Е.В. Коробейникова. – Челябинск : изд-во ЧГПУ, 2006. – 101 с. 5.Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы / авт.-сост. Т.А. Кобзарева, С.Б. Шатохина, И.Г. Судак. – Волгоград : Учитель, 2009. – 206 с. 6.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2007. – 446 с. 7.Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с. 8.Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для вузов / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, С.Д. Забрамная и др. ; ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М. : Академия, 2007. – 319 с. 9.Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М. : Академ. Проект, 2004. – 143 с. | 1.Выступление на коллоквиуме. 2.Проведение диагностики на основе предложенных моделей диагностирования (анализ занятия, оценка деятельности образовательного учреждения и т.д.). 3.Разработка Положения о внутришкольном мониторинге. |
Модуль «Методы и средства педагогической диагностики в начальной школе»: – Наблюдение (4 часа)– Беседа (2 часа)– Анкетирование (4 часа)– Анализ портфолио (педагогов / детей) (4 часа)– Социометрический метод (при оценке коллектива) (4 часа) – Тестирование (4 часа) | 1.Какова классификация методов педагогической диагностики?2.Какие виды КИМов Вы можете назвать?3.Охарактеризуйте экспертные методы в образовании. В чем преимущества и недостатки этих методов?4.Как, на ваш взгляд, следует учитывать специфику информационных технологий в процессе осуществления образовательного мониторинга? | 1.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для вузов / Н.М. Борытко ; ред. В. А. Сластенин, И.А. Колесникова. – М. : Академия, 2006. – 285 с. 2.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М. : Академия, 2002. – 272 с. 3.Психодиагностика личности от А до Я / авт.-сост. Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 314 с. 4.Сорокина, В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе : диагностика и пути преодоления / В. В. Сорокина. – М. : Генезис, 2007. – 191 с. 5.Тулькибаева Н.Н. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации / Н.Н. Тулькибаева. – Челябинск : изд-во ЧГПУ, 1998. – 161 с. 6.Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В.С. Черепанов. – М. : Педагогика, 1989. – 150 с. 7.Шамардин В.Н. Школа: от конечного результата – к творческому поиску: кн. для учителя / В.Н. Шамардин. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. 8.Шефер О.Р. Педагогическая диагностика процесса воспитания в школе / О.Р. Шефер ; науч. ред. А.В. Усова. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2002. – 39 с. 9.Яковлев Е.В. Управление качеством образования: учеб.-практ. пособие / Е.В. Яковлев. – Челябинск : ЧГПУ, 2000. – 147 с | 1.Выступление на коллоквиуме. 2.Разработка технологической карты наблюдения за деятельностью педагога или ученика. 3.Составление плана беседы. 4.Разработка анкеты для опроса педагогов, участвующих в конкурсе педагогического мастерства. 5.Проведение анализа портфолио (составление собственного портфолио). 6.Применение и обработка социометрического метода. 7.Разработка теста. 8.Разработка схемы анализа проекта в сфере образования (на примере анализа программы развития общеобразовательного учреждения, активно внедряющего инновационную образовательную программу) |
Модуль «Обобщение и интерпретация результатов педагогической диагностики в начальной школе»: – Анализ результатов педагогической диагностики (4 часа)– Интерпретация результатов экспертного оценивания (5 часов)– Составление экспертного заключения (4 часа)– Расчет трудозатрат оценивания проекта в сфере начального образования (2 часа)– Оценка результатов проведенного исследования с точки зрения их соответствия поставленным целям (4 часа) – Анализ собственной деятельности по оценке проектов в сфере начального образования (4 часа) | 1. В чем заключается аналитическая работа при оценке результатов диагностики?2. Дайте определение понятия «интерпретация данных».3. Укажите варианты систематизации данных. Какой из них кажется Вам наиболее важным?4. Каковы возможные трудности при составлении экспертного заключения? Как их преодолеть? | 1.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для вузов / Н.М. Борытко ; ред. В.А. Сластенин, И.А. Колесникова. – М. : Академия, 2006. – 285 с. 2.Крулехт,М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для пед. вузов / М.В. Крулехт. – М. : Академия, 2002. – 112 с. 3.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М. : Академия, 2002. – 272 с. 4.Попова А.А. Математические методы в педагогике: учеб. пособие / А.А. Попова. – Челябинск : изд-во ЧГПУ ; ООО «Изд-во РЕКПОЛ», 2010. – 117 с. 5.Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, С.Д. Забрамная и др. ; ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М. : Академия, 2007. – 319 с. 6.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2001. – 350 с. 7.Суховиенко Е.А. Информационные технологии педагогической диагностики: курс лекций / Е.А. Суховиенко. – Челябинск : ЧГПУ, 2005. – 89 с. 8.Экспертная деятельность в процессе аттестации школы: учеб. пособие / сост. А.В. Верховцев. – М. : Пед. общество России, 2006. – 111 с. | 1. Выступление на коллоквиуме.2. Разработка критериев оценивания пакета документов претендентов, участвующих в педагогическом конкурсе.3. Составление экспертного заключения по оценке какого-либо проекта в сфере начального образования. |
Модуль «Принятие управленческих решений по результатам педагогической диагностики»: – Зарубежный опыт педагогической диагностики в начальной школе (4 часа)– Система работы начальной школы в междиагностический период (4 часа) – Руководитель начальной школы как эксперт по оценке проектов в сфере начального образования (разработка анкеты с целью опроса завучей по начальному образованию) (4 часа) | 1. Каким образом планируется управленческая деятельность по оценке и контролю за деятельностью учреждения?2. Распределите поручения между членами администрации школы по оценке и контролю за деятельностью учреждения, а потом соберите результаты и примите соответствующее решение. 3. Какой опыт осуществления педагогической диагностики в начальной школе Вы знаете? Применим ли он у нас в стране? 4. Каким образом построить работу начальной школы в междиагностический период? | 1. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учеб. пособие для вузов / М.А. Гончаров. – М. : КноРус, 2006. – 476 с. 2. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М. Коротков. – М. : Мир : Академ. проект, 2006. – 317 с. 3. Максимов,В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М. : Академия, 2002. – 272 с. 4. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос. – М. : Пед. общество России, 1999. – 96 с. 5. Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы / авт.-сост. Т. А. Кобзарева, С. Б. Шатохина, И. Г. Судак. – Волгоград : Учитель, 2009. – 206 с. 6. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М. : Академ. Проект, 2004. – 143 с. 7. Шамардин В.Н. Школа: от конечного результата – к творческому поиску: кн. для учителя / В.Н. Шамардин. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. 8. Экспертная деятельность в процессе аттестации школы: учеб. пособие / сост. А.В. Верховцев. – М. : Пед. общество России, 2006. – 111 с. 9. Яковлев Е.В. Управление качеством образования: учеб.-практ. пособие / Е.В. Яковлев. – Челябинск : ЧГПУ, 2000. – 147 с | 1. Деловая игра «Я управленец». 2. Разработка плана мероприятий с целью диагностирования … (выберите объект диагностирования сами). 3. Разбор ситуаций (кейсов) – выбор решений с целью управления методической работой в начальной школе с учетом полученных в результате диагностирования данных. |
6. Оценочные средства по всем формируемым компетенциям.
готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2) | |
ЗНАТЬ: современные ориентиры развития образования, методологические основы теории оценивания, формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов УМЕТЬ: адаптировать современные достижения науки и технологий к образовательному процессу; исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента; проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов; проектировать образовательный процесс с учетом данных педагогической диагностики ВЛАДЕТЬ: инновационными технологиями менеджмента в управлении начальной школой, современными технологиями диагностики и оценивания качества образовательного процесса в начальной школе | Текущий контроль: 1.Выступление на семинарском занятии. 2. Коллоквиум по теме «Качество образования». 3. Самодиагностика способности к саморазвитию. 4. Разработка Положения о внутришкольном мониторинге Рубежная аттестация: Экзамен |
готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11) | |
ЗНАТЬ: современные ориентиры развития образования, закономерности развития управляемой системы, методологические основы теории оценивания, формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов; УМЕТЬ: исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента; проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов; проектировать образовательный процесс с учетом данных педагогической диагностики ВЛАДЕТЬ: инновационными технологиями менеджмента в управлении начальной школой, современными технологиями диагностики и оценивания качества образовательного процесса в начальной школе, способами осмысления и критического анализа информации | Текущий контроль: 1. Выступление на семинарском занятии. 2. Использование прикладного инструментария для диагностирования. 3. Контрольная работа 4. Участие в деловой игре «Работа экспертной группы». 5. Коллоквиум «Систематизация данных по итогам педагогического диагностирования» Рубежная аттестация: Экзамен |
способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15) | |
ЗНАТЬ: принципы использования современных технологий в профессиональной деятельности, методологические основы теории оценивания, формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов УМЕТЬ: осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие, исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента; проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов; проектировать образовательный процесс с учетом данных педагогической диагностики ВЛАДЕТЬ: технологиями участия в инновационных процессах, инновационными технологиями менеджмента в управлении начальной школой, современными технологиями диагностики и оценивания качества образовательного процесса в начальной школе | Текущий контроль: 1. Выступление на семинарском занятии. 2. Экспертный лист для оценивания аспекта магистерской диссертации с разработанной шкалой. 3. Эссе по теме «Современные системы оценивания младших школьников. Что лучше: традиции или инновации?» 4.Конструирование прикладного инструментария для диагностирования Рубежная аттестация: Экзамен |
7. Вопросы экзамена:
1. Измерение и оценка качества начального образования.
2. Педагогическая квалиметрия как теория оценивания.
3. Понятие, сущность и значение педагогической диагностики.
4. Диагностические основы управления начальной школой.
5. Цели, принципы и основные функции педагогической диагностики в начальном образовании.
6. Структура, этапы педагогического диагностирования.
7. Подходы к конструированию педагогических диагностических методик в начальном образовании.
8. Конструирование программы педагогической диагностики в начальном образовании.
9. Диагностика и мониторинг процессов обучения, воспитания, развития, здоровьесбережения в начальной школе.
10. Классификация методов педагогической диагностики.
11. Наблюдение, беседа, анкетирование как методы педагогической диагностики.
12. Анализ портфолио, социометрический метод, тестирование как методы педагогической диагностики.
13. Виды контрольно-измерительных материалов в начальной школе.
14. Понятие экспертных методов. Возможности применения экспертных методов в начальном образовании.
15. Особенности проведения экспертного опроса.
16. Интерпретация результатов экспертного оценивания. Составление экспертного заключения.
17. Информационные технологии в обеспечении диагностики качества начального образования.
18. Подведение итогов диагностического исследования. Анализ результатов.
19. Организация проведения диагностики в образовательном учреждении.
20. Зарубежный опыт педагогической диагностики в начальной школе.
21. Управление методической работой в начальной школе на основе полученных в результате диагностирования данных.
22. Система работы начальной школы в междиагностический период.