Что необходимо иметь при регистрации?

· Заготовленные бланки для регистрации (желательно на каждый отряд завести свой бланк, где фиксируется необходимая информация о ребенке (ф.и.о., дата рождения, домашний адрес, ф.и.о. родителей и т.д.)

· Плотный конверт, чтобы складывать путевки и справки детей (а то и два конверта - для девочек и мальчиков).

· Конверт для денег (часто родители доплачивают деньги за проезд, фотографии и т. д.).

· Блокнот и авторучку для записей всякой информации.

· Визитки с номером (наименованием) отряда. У каждого отряда они своего цвета. Эти визитки крепятся на одежде у каждого ребенка.

· Анкету для родителей, которая обеспечивает сбор полезной информации.

· Визитную карточку лагеря, где даны полное на­звание лагеря, его адрес и месторасположение, транспорт, на котором можно доехать, фамилия, имя, от­чество отрядного вожатого, старшего вожатого, врача, начальника лагеря. Такая карточка вручается родителям, чтобы не тратить время на лишние объяс­нения.

Чтобы детям и взрослым было легче запомнить своего вожатого, необходимо иметь визитную карточку с именем и номером отряда.

Когда закончится регистрация, вы сможете определить своих детей по визитным карточкам на их груди, которые вы заранее приготовили и раздали им на регистрации.

После того как ребенок попал к вам в отряд, вы отвечаете за его жизнь и здоровье!!!

Как только ребенка зарегистрировали ему необходимо показать его комнату. Вожатому желательно заранее подготовить схему размещения (количество комнат, сколько кроватей в каждой из них, где будут жить мальчики, где – девочки).

Расселение.

1.Расселение по палатам. При этом, конечно же, надо учесть желания и симпа­тии, но в некоторых ситуациях от вас потребуется твердость. Убе­дитесь, что каждый выбрал себе кровать, покажите каждому его тумбочку и место в шкафу. Не заселять всех «старичков» вместе, чтобы не было противостояния палата на палату. Если интересы ребят по выбору кроватей пересекаются, то распределите по жребию.

2.Экскурсия по корпусу: где туалет, умывальники...

3.Объяснение оргвопросов:

- Где разместить вещи: что в тумбочке, что в чемодане, что в шкафу. Если чемоданы хранятся в камере хранения, то на чемодане наклеить ярлычки цвета своего отряда с фамилиями, особенно для маленьких детей.

- Сказать, что делать с привезенными продуктами: скоропортящиеся - съесть, сухомятку - хранить в пакете.

4.Операция "Уют" по благоустройству палаты (перестановка кроватей, тумбочек; размещение вещей; показать, как застилать постель; график дежурств; на дверях вывесить название палаты и список живущих в ней. Можно сделать коллаж о себе или обо всей палате. Можно провести конкурс интерьеров палат.)

Когда процесс размещения по палатам будет завершен, мож­но вновь собрать всех вместе, провести инструктаж, что и где хра­нить. Особое внимание обратите на продукты питания, которы­ми детей заботливо снабдили родители.

И не подумайте, что такая «заорганизованность» нужна толь­ко в отряде малышей. Чаще бывает как раз наоборот. И эти пер­вые шаги в знакомстве с лагерем и его законами никому не повредят.

Знакомство.

После того как все обустроились соберите ребят на отрядном месте. Это ваш первый отрядный сбор. Основная его задача – это познакомить ребят, помочь ребятам почувствовать себя более свободно и раскованно. Поможет вам в этом, конечно же, игра. Используйте игры на знакомство, раскрепощение, снятие эмоционального зажима («снежный ком», «здравствуйте», «творческий круг» и т.д). Даже если все ребята знакомы друг с другом, не следует пренебрегать этим правилом. Помните, чем больше упражнений на «прикосновение», эмоциональность, подвижность (динамичность), тем больше уверенности, раскрепощенности, желания работать и т.д.

Знакомство не стоит затягивать (всего 20-30 минут), иначе ребятам надоест играть и станет скучно. При подборе игр следует также учитывать количество, возраст ребят, знакомы они друг с другом или нет, в каком помещении вы работаете и т.д.

Не стоит думать, что сразу все всех запомнят по именам. С целью повторения имен играть на знакомство, проводить КТД на узнавание друг друга нужно в течение всего оргпериода

Как говорит Д.Карнеги, для любого человека самый приятный звук - звук его имени. Обращение по имени - это первый шаг к взаимопониманию и дружбе. Вожатому необходимо постараться в первый же день запомнить имена детей, чтобы не испытывать постоянного чувства неловкости в тот момент, когда нужно обратиться к кому-то из ребят. Да это и не дело, когда в середине смены вожатый говорит: “Эй, мальчик, подойди сюда, ты из моего отряда?”

Существуют приемы быстрого запоминания. Первый из них - “визитки”, которые вы прикрепили на грудь детям еще при первой вашей встрече. Они значительно облегчают общение в первые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка глупыми фразами: “Э, так как тебя...”. Эти “шпаргалки” недолговечны, уже к вечеру второго дня визитки сохранятся лишь у шести-семи человек. Поэтому подстрахуйте себя. Например, составьте схемы детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. Точно такую же схему можно составить по столовой. Выполните эти схемы на плотной бумаге или картоне, чтобы можно было положить их в карман и постоянно носить с собой, время от времени доставая и сверяясь.

Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно откровенно поговорить с ним минут пять. Манера отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз - все эти детали, если, конечно, обращать на них внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.

А еще детям часто нравится писать у себя на щеке краской или карандашом первую букву своего имени: это и своеобразный вариант «визитки», и отличительный знак отряда.

Знакомство с лагерем.

Первый день – день освоения нового места. Как только ребенок попадает в новое место, в нем просыпа­ется первооткрыватель и жажда новых впечатлений. Хочется сразу все попробовать: футбольное поле, новые качели, танцевальную веранду. Предоставьте детям такую возможность. Ни и этот бур­ный процесс требует вашей организации и внимания.

Целю этого этапа является знакомство ребят с территорией лагеря, людьми, которые там работают, режимом работы всех служб. Придумайте интересный способ знакомства с лагерем. Например, вот так:

· Проведите экскурсию. Это один из самых распространенных вариантов знакомства с лагерем. Экскурсия с легендами и историями обо всех особенных местах лагеря, а в вашем лагере каждое дерево особенное, и вы о каждом знаете удивительную легенду (да, уж тут вам придется проявить чудеса фантазии и сообразительности). Знакомя детей с чудесными местами, не забывайте о людях, которые там живут и работают. Твердо определите «можно» и «нельзя».

А еще, дойдя до самого дальнего места, разделите отряд на группы и дайте задание: кто быстрее найдет дорогу и придет к своему домику. На старт, внимание, марш!

· Школа разведчиков. Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют «Центр разведки.» Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой, полный адрес и телефон лагеря (номер и цвет), основные приметы медпункта, сколько урн на территории лагеря, как зовут директора лагеря и его особые приметы, кто такой Вася Васюков, где и когда его найти т.д. Если задания у групп одинаковые, то оценивается скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации. Можно творчески представить полученную информацию. Необходимо предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.

Игра по станциям «Звездный марш-поход». Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если это будут работники служб), которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист. Баллы можно шифровать (буквами, фигурами, разным цветом и т.д.). Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом (взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.).

· Вы также можете отправиться в путешествие и создать карту, вашего нового государства или стать следопытами, которым надо найти волшебный ключ. Они получают записку, где указано, куда им следует двигаться, с кем встретиться, где найти вторую записку. ( В этом случае также надо заранее разработать маршрут, спря­тать записки, предупредить работников лагеря.

Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята могут обозначить себя в том месте, которое им больше всего нравится в лагере.

Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков - корпус малышей. Необходимы таблички на местах.

Но может так получиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас. Не все, конечно. Кое-кто в лагере впервые. Но уж 2-3 старожила, приехавшие на свою пятую или шестую сме­ну, обязательно найдутся. Не теряйтесь, задействуйте их. Собе­рите совет старожил и подготовьте игры вместе с ними, пусть они будут главными: координаторами игры-путешествия, главноко­мандующими, экскурсоводами.

Сбор «Рождение отряда»

Цель такого сбора - структурное оформление отряда, планирование деятельности на смену.

Определение перспектив – это первое чем занимается этот сбор. Если разгорятся споры, пойдут дискуссии – очень хорошо, их главным результатом станет общее чувство – «здесь будет интересная жизнь и мы сделаем ее сами».

Еще один очень важный элемент этого сбора – принятие норм и правил, которые будут регулировать поведение и поступки ребят. Вожатый акцентирует внимание детей на трех «нельзя»: нельзя нарушать режим дня, нельзя самовольно уходить из лагеря, нельзя никого обижать. Законы, принятые на общем сборе могут быть, например, такие: «закон 0-0», «закон дружбы», «закон территории», «закон природы», «законы орлятского круга».

Для обсуждения вопросов отряд разбивается на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем выступают представители от всех групп. Принимается общее решение коллектива.

Этапы сбора:

1. Как организовать жизнь в отряде?

· Выявление лидеров (вожатый проводит игры на выявление лидеров, социометрия).

· Выбор актива отряда и уточнение их функций (командир отряда, пресс-центр, культмассовый сектор, информатор, узнающий информацию из сбора информаторов, комендант, следящий за чистотой и порядком, член совета лагеря).

· Формирование микрогрупп по симпатиям с командирами.

2. Планирование деятельности отряда. Какие дела мы будем проводить в смену? Работа идёт по постоянным микрогруппам.

3. «Лицо» отряда (название, песня, девиз, кричалка, эмблема).

4. Оформление отрядного уголка.

«Лицо» отряда.С чем в первую очередь сталкивается вожатый в первые дни смены? Конечно же, придумать вместе с детьми оригинальное название отряда, девиз, речевку, песню. Это необходимый обязательный минимум для любого отряда в детском оздоровительном лагере.

Как придумать название отряду? Этому вопросу при подготовке к сбору не всегда уделяют достаточное внимание, а он, тем не менее, важен. Помните, капитан Врунгель говаривал: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» Вот и к названию отряда можно предъявить некоторые требования:

- название отряда должно укладываться в общую тематику лагеря (если такая имеется) (экипаж "Черная каракатица", племя Оленей, НИИ игр и забав и т.д.);

- название отряда должно отражать характер отряда ("Спартанец", "Лидер");

- название отряда должно быть принято всеми членами отряда.

Кроме того, необходимо придумать девиз вашего отряда. Это краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности. Девиз не должен быть громоздким. Девизы обычно произносят на линейках, на перекличках отрядов, на общих сборах.

При выборе названия и девиза целесообразно использовать метод «Мозгового штурма», позволяющий из множества вариантов выбрать один понравившийся.

У каждого отряда должна быть своя отрядная песня, а также и просто свои любимые песни: походные костровые, шуточные, спортивные. Отрядная песня должна быть такой, чтобы быстро запоминалась, была любима ребятами. Она должна подходить для исполнения в разных местах и различных ситуациях: в походе, в строю, на сборе у костра. Берегите ту песню от частого исполнения, она может надоесть всем. Помните! Хорошая песня – это хорошее настроение отряда.

Необходимо также создать эмблему отряда. Это символический рисунок, отображающий сущность имени, девиза, профиля отряда. Эмблему придумывают сообща.

Наряду с названием, девизом и эмблемой в качестве отличительных черт отряда можно использовать разного рода «кричалки» и «ходилки» (способы перемещения по территории лагеря).

«Кричалкой» может служить девиз отряда, общеизвестные стишки типа «Мишка очень любит мед» из м/ф про Винни-Пуха, специально придуманная ребятами речевка. Это повышает эмоциональный настрой.

«Ходилки» могут зависеть от названия отряда: можно маршировать или перемещаться часть пути задом наперед, прыжками и т.п. «Ходилки» могут быть постоянными или меняться каждый день, отражая при этом выбранный отрядом на этот день имидж; могут быть стихийными - сюрпризная группа придумала что-то новенькое.

Отличительные знаки отряда вводятся для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность детского коллектива и принадлежность к нему входящих в состав отряда ребят. Они могут представлять собой эмблемы, значки, нашивки, выполненные в любой доступной для условий сбора форме и манере. Кроме того, в качестве отличительных знаков могут быть использованы детали одежды (общие или одинаковые для всех членов отряда: галстуки, шарфы, головные уборы и др.).

Планирование деятельности отряда.

Привлечение ребят к планированию - не уступка их возрасту, а обязательное условие общей педагогики и коммунарской методики.

Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми. И поэтому их обязательно надо привлечь к планирова­нию смены. Согласитесь, решать все за детей, не узнав, а хотят ли они того, - это совсем несправедливо. Чтобы привлечь ребят к составлению плана отряда, можно использовать различные формы коллективного планирования.

Малышей можно привлечь, например, так: Разбейте ребят на группы. Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. У всех групп названия могут быть разными, а могут повторяться. Задача ребят - из пяти дел выбрать в план смены только два. Ребятамогут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не на­вязывайте слишком откровенно свое мнение. На общем сборe дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны - пусть ребята учатся аргу­ментировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кру­жок командиров и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе.

Можно провести анкету типа "Хочу, чтоб было так", "Думаю, мечтаю, предлагаю". Можно предложить всем ребятам в отряде пись­менно ответить на такие, например, вопросы:

1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и лагерном) были интересными и полезными?

2. В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?

3. Назови свои любимые занятия.

4. Что конкретно предлагаешь отряду на эту лагерную смену?

5. Что не любишь делать в лагере? Почему?

Другой способ совместного планирования называется «Раз­ведка интересных дел». Каждый ребенок становится «разведчиком», разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командира­ми. Командиры получают задание «обнаружить» интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатые отрядов. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.

Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на интересность и утверждение плана.

Конкурс на лучшее предложение для отрядного плана. На лучший отрядный план, на самую оригинальную идею. Различают:

а) конкурс между первичными коллективами (звеньями в отряде, отрядами в дружине) на лучшее предложение;

б) открытый конкурс предложений с обоснованием и доказательством (заслушивается на общем собрании);

в) закрытый конкурс (каждый автор или группа авторов подает свое предложение в пакете или под девизом, имя огла­шается после рассмотрения и оценки всех предложений).

Тематическое задание по планированию. Его необходимо дать отдельно спортсменам, отдельно - затейникам, от­дельно - коллекционерам. Результатом будет куча невероятных идей.

Час вопросов и ответов. Организационно это дело нехитрое. Надо предложить ребятам задавать вопросы на определенную тему или любую интересующую их. Вопросы детей - отличная информация об их интересах, стремлениях, со­мнениях. Интересный вопрос может стать темой вечера, диспута, часа любознательных и т.п.

А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы: «Мозговой штурм»; «Ящик предложений»; «Рейтинг популярности»; «Каталог идей»; «Аукцион идей».

И в любом случае, какую бы форму привлечения детей к пла­нированию вы не использовали, на заключительном этапе при «верстке» плана не забывайте:

· существует общелагерный план, и не нужно этим планам «конфликтовать» между собой;

· в банный день не нужно играть в футбол, а в родительский - уходить в поход;

· праздники, которые идут один за другим, могут утомить также, как и скучные будни, и вообще, - лучший отдых - это смена деятельности;

· может измениться погода, и тогда вместо «запланирован­ного» придется проводить «резервное».

В ходе первых дел, знакомств, экскурсий, прогулок и т.п. вожатый настраивает ребят на мысль о том, что вся будущая жизнь в лагере зависит от их предложений, от того, как они смогут выбрать интересные дела.

Молодые вожатые не любят планировать свою работу и не учат тому детей. Но жить без плана – плыть по течению и потом, планирование – это интересный творческий процесс. А для вожатого это возможность присмотреться к своему отряду, кто более активный, кто только говорит и ничего не делает, у кого развито творческое мышление, а кто может быть организатором дела.

Отрядный уголок.Так как основным местом жизнедеятельности вашего отряда будет отрядное место, оно должно быть уютным и удобным. Это может быть отдельная беседка, укромный уголок, любое помеще­ние со стенами. Еще до того, как приехали дети, вам придется позаботиться и о нем, приготовив, так называемый, «встречный уголок». В нем должно присутствовать:

1.слова приветствия;

2.телефон, полный адрес центра;

3.законы, традиции; .

4.режим дня и место для меняющегося плана

5.добрые и веселые советы;

6.возможно, пожелания предыдущей смены;

7.номер отряда;

8.экран настроения. Оформить его можно по-разному. Можно на одном или нескольких листах ватмана, можно, рас­пределив по всему отрядному месту.

По окончании организационного периода у вашего отряда появится «рабочий уголок». В него войдут все произведения ис­кусства отряда. Здесь можно разместить следующие рубрики:

1. Название отряда.

2. Девиз, эмблема, отрядная песня.

3. План-сетка с результатами планирования. Нарисуйте календарь на весь месяц с указанием дня недели и числа. Под каждым числом впишите соответствующие мероприятия, предусмотренные администрацией лагеря, и мероп­риятия, запланированные вами. Постоянное ожидание чего-то нового сти­мулирует в ребенке мотивацию к деятельности, поддерживает его активность и положительную эмоциональную динамику отряда.

4. Список отряда.Удобнее составлять список по палатам. По­старайтесь его обыграть, дав веселые характеристики в рисунках каждой группе. Списки на дверях палат предложите оформить са­мим ребятам.

5. «Сегодня в отряде!..»Расписание на предстоящий день и шуточные советы к предстоящему мероприятию (походу в лес, на речку, спортивному конкурсу), веселые рекомендации по поводу того, как проводить время в плохую погоду.

6. «Пальма лагеря».Поместите в ней правила и законы лагеря. Повесьте пальму в отрядном месте, чтобы она всегда была перед глазами ребят. Правила можно юмористически обыграть: так они будут легче и менее конфликтно усвоены ребятами.

7. Рубрика «Эти песни мы поем». Часто вожатый сталкивается с тем, что ребята по много раз просят написать слова и аккорды понравившихся песен. Отве­дите в отрядном уголке место, где тексты наиболее популяр­ных у ребят песен будут находиться постоянно и любой из же­лающих сможет подойти и переписать их в любое время.

Дополнительно в отрядный уголок вы можете поместить:

«Веревка доверия». Это отличный способ наладить наиболее доверительное обще­ние между вожатыми и отрядом. В углу отрядного холла натяните веревку с прищепками (скрепками). Каждый ребенок может при­крепить к веревке листок бумаги и на одной стороне написать волнующий его вопрос, а на другой стороне - вожатый пишет ответ

«Тайная почта». Это один из наиболее простых путей по созданию положитель­ного взаимодействия детей друг с другом. В первые дни смены напишите на маленьких бумажках имя каждого ребенка (може­те включить и себя). Смешайте их и предложите каждому вытя­нуть бумажку с именем (если вытащил свое, то тянет еще раз), ребенок запоминает имя, но никому не говорит. Таким обра­зом, у каждого оказывается «тайный друг по переписке». В тече­ние всей смены ребята каждый день пишут «своему другу» ка­кие-нибудь приятные слова, делают маленькие поделки, сюр­призы. В конце смены они должны угадать, кто же все это вре­мя оказывал им знаки внимания.

«Градусник настроения». При помощи этого градусника ребенок в любой момент может выразить свои эмоции, изменив показатель градусника в соот­ветствии со своим настроением. Изготовить градусник можно из куска картона и двух связанных в кольцо разноцветных тесе­мок (различные настроения вы можете отобразить как слова­ми, так и рожицами).

«Ромашка».Посередине листа ватмана нарисуйте окружность - серединку цветка. Сделайте вокруг надрезы и вставьте туда ярко раскра­шенные вырезанные из другого ватмана (или из цветной бу­маги) лепестки. При помощи этих лепестков можно распреде­лять методом жеребьевки задания по уборке, дежурству в сто­ловой и т.д.

«Забор гласности». Это может быть один или несколько листов ватмана, оформ­ленных в виде забора и прикрепленных к стене. В течение смены каждый может подойти к «забору» и написать на нем все, что вздумается. Это поможет вожатым отслеживать настроение ребят, держать руку на пульсе всего происходящего в отряде, а администрации лагеря – сохранить стены и забор в чистоте.

Постепенно ваше отрядное место будет «обрастать» всевоз­можными новыми и интересными идеями, вы можете пополнять его работами и ребят из других смен.

В конце смены ваш уголок превратится в «прощальный».

Не забывайте, что вожатые самостоятельно готовят лишь встречный уголок, вся остальная работа выполняется руками ре­бят, правда, под вашим чутким руководством.

Наши рекомендации