Причины непопулярности среди сверстников
Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют и уровень развития навыков общения, и привлекательный (непривлекательный) внешний вид, степень развития игровых навыков, обладание заманчивыми игрушками, предметами. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как: мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. В основе этих качеств — особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.
Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во взаимодействии с ребенком красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане — положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличностных отношений.
Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях; далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них). Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.
Катюша — единственный ребенок в семье, которому уделяют много внимания. Она часто болеет и детский сад посещает периодически. Катя никогда не выступает инициатором общения со сверстниками, редко участвует в совместных играх. Она пассивна на занятиях, отвечает только когда ее спрашивают (хотя уровень познавательного развития у девочки высокий). Яркие проявления эмоций и ^Желание участвовать в групповой деятельности, для Каши нехарактерны. Индивидуальное общение со взрослым (воспитателем) она явно предпочитает общению с детьми, \в такие моменты она оживляется, проявляет интерес, увлеченно делится впечатлениями и желаниями.
Некоторые личностные особенности, например, заниженная или завышенная самооценка, также могут бытьпричиной непопулярности ребенка, непринятия его детской группой.
В практике автора имел место случай: во время проведения социометрии я задала ребенку традиционный вопрос: «Как ты думаешь, кто из детей сегодня может подарить открытку тебе?». Малыш обреченно вздохнул: «Никто. Я никому не нравлюсь». Сережа был вполне коммуникабелен, отзывчив и дружелюбен, однако существовало одно «но» — в семье у мальчика не все благополучно, ребенку уделялось крайне мало внимания, мальчика порою неделями не купали. И для сверстников его запущенный внешний вид, неопрятная одежда послужили причиной отвержения. Самое грустное, что Сережа вполне адекватно оценивал отношение к себе (открытку ему действительно никто не подарил) и переживал в связи с этим неприятные эмоции.
В данном случае консультирование родителей ребенка было неэффективным из-за отсутствия у них мотивации. В силах воспитателя оставалось периодически купать мальчика в группе, кроме того, акцентировать внимание сверстников на его положительных нравственных качествах и успехах.
У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления, от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.
Выявить непопулярных детей в группе — половина дела. Это может быть плановая диагностика педагога-психолога или же экстренная, вызванная запросом педагогов или родителей — тех людей, которые первыми замечают проявления неблагополучия в жизни ребенка. Следующий шаг — определение причин сложившейся ситуации и выбор оптимальных средств, направленных на устранение негативных факторов. В зависимости от причин непопулярности ребенка, в детской группе выстраивается стратегия психолого-педагогической помощи.