Тема 6. Воспитательная работа в вузе
Данная тема предполагает достаточно высокий уровень
владения магистрантами знаниями в области общей теории воспитания и методики
воспитательной работы. В случае, если магистрантом является выпускник не
педагогического вуза, ему необходимо изучить и усвоить ведущие положения теории
воспитания с помощью учебных пособий по педагогике.
Необходимо следовать системному подходу в анализе
воспитательной работы в вузе, т.е. четко следовать логике «цель – задачи –
содержание - формы, методы, технологии воспитания – результаты вопитательной
работы со студентами».
При усвоении знаний о принципах воспитания студентов в
вузе следует обратиться к учебному пособию «Педагогика профессионального
образования» под редакцией В.А.Сластенина (М., 2004), изучить Главу 3, параграф
2. Необходимо не только глубоко закрепить перечень данных принципов, но и осознать
пути их реализации в конкретных условиях вузовской среды.
При изучении вопроса о формах, методах и технологиях
воспитания студентов вуза можно использовать общепедагогические подходы к
классификации форм, методов воспитания и воспитательных технологий. При отсутствии
базовых профессионально-педагогических знаний магистрант может ознакомиться с
технологиями и методиками профессионального воспитания будущих специалистов в указанном
выше учебном пособии (те же глава и параграф).
Необходимо ознакомиться с такими нормативными
документами различных вузов, как Концепция воспитательной работы, которые
находятся в библиотеках данных вузов.
В ходе СРС студентам предстоит посетить ряд групповых
и факультетских воспитательных мероприятий, представить их анализ. Согласно
плану практических занятий предстоит ознакомиться с различными моделями воспитательной
работы в вузах России и Башкортостана.
Данная тема имеет практическую значимость для
магистрантов, которым предстоит пройти научно-педагогическую практику в
качестве преподавателя. В содержание программы практики обязательным разделом
входит разработка и проведение ряда воспитательных мероприятий со студентами, в
частности студентами младших курсов.
Тема 7. Профессиограмма преподавателя высшей школы
Дидактическая цель данной темы заключается в
формировании целостного представления о профессиональных требованиях к личности
преподавателя высшей школы на когнитивном и деятельностном уровнях.
Студентам следует ознакомиться с профессиографическим
подходом в науке; осознать практическую значимость проблемы разработки профессиограммы
преподавателя высшей школы; усвоить разделы профессиограммы и выработать
готовность следовать ее требованиям.
Данная тема носит теоретический характер и требует от студентов тщательной проработки
содержания профессиограммы. Особое внимание студентам следует уделить
дифференциации профессиональных знаний и умений на специальные и
психолого-педагогические. Следует добиться полного усвоения перечня педагогических умений в их
конкретизации.
Значительное место в данной теме занимает вопрос
о нормах профессионально-педагогической
этики преподавателя. С данным вопросом связано формирование такой компетенции,
указанной в ФГОС, как способность во всех областях своей учебной,
воспитательной и научной деятельности
соответствовать общим и специфическим нормам преподавательской этики.
Критерием оценки уровня усвоения темы может являться
глубина и осознанность теоретических знаний содержания профессиограммы преподавателя.