Учебная деятельность - как ведущая деятельность

(опорный материал)

В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей.

Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

- мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

- учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

- учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

- действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

- действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Организация познавательных процессов на уроке

Задание 9. Познакомьтесь с приемами организации познавательных процессов на уроке. Отметьте «галочкой» позицию по использованию приема или вопросов вами на своем уроке. Оцените степень эффективности организации познавательных процессов.

Таблица 5

Процесс Приемы активизации психической функции: Использую Редко Не использую
Восприятие 1)важным механизмом является-установка на восприятие: сформировать сенсорные эталонные точки;      
2) техническое оснащение 15 – 20 минут;      
3) групповые формы работы (по 4 человека).      
Внимание 4) нейтральная фраза;      
5) прием «завлечения»;      
6) установка зрительного контакта;      
г) «навязывание ритма» (говорить то тише, то быстрее);      
7) акцентирование («обратите внимание»);      
…..……………………………..(продолжите).      
Память 8) дозировка материала на уроке;      
9) распределение заучивания во времени;      
10) 1/7 на заучивание и 6/7 на повторение;      
11) установка на запоминание;      
12) использование ассоциативных мнемотехник;      
13) чем больше ощущений «мы» запоминаем, тем лучше запоминается материал (какого цвета, вкуса, какой звук у этого явления?)      
14) логическая группировка материала (план, заголовок и др.);      
15) языковое оформление (необходим более четкий контроль, т.к. неверное оформление в слове, затем тяжело поддается замене);      
16) эмоциональное оформление.      
Мышление   Ключевые вопросы:   * формулировки вопросов могут иметь приемлемую для возраста вербальную форму   Знание подразумевает запоминание и воспроизведение материала любого уровня сложности.
17) Назовите ….?      
18) Охарактеризуйте …?      
19) Перечислите …?      
Понимание означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации.
20) Закончите фразу …      
21) Что вы узнали …?      
22) Почему …?      
23) Объясните взаимосвязь …      
24) Расскажите своими словами …      
Применение - рассматривается как умение применять правила теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях.
25) Объясните цель применения…      
26) Решите задачу разными способами…      
27) Какая теория (положение) позволит объяснить данные явления?      
28) Проверьте предположение…      
29) Сформулируйте выводы …      
Анализрассматривается, как умение выделить отдельные элементы структуры материала, определить взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи.
30) Какова структура …?      
31) Склассифицируйте … ?      
32) Что является следствием …?      
33) Сравните …      
34) Проанализируйте причины …      
Синтезпредполагает объединить элементы в единое целое.
35) Найдите решение …      
36) Предположите алгоритм…      
37) Найдите альтернативу …      
38) Составьте из элементов …      
39) Каковы возможные объяснения …      
40) Систематизируйте …      
Оценка– умение оценивать качества и знания материала на основе критерия.
41) Опишите достоинства …      
42) Оцените логику …      
43) Выделите критерии …      
44) Что вы думаете о …?      
45) Насколько верны выводы о …?      
Запишите сумму баллов в каждом столбце. Итого:      
Рассчитайте «Организацию познавательных процессов» на своих уроках в процентах. Сосчитай ответы «использую» это будет - У: Если, 45 это 100%, то Х= у*100 45 «Эффективно» - 100 – 86% «умеренно» - 85 – 71 % «малая эффективность» 70 – 61%

2.4. Основы личностно ориентированного обучения в начальной школе.

Задание 10. Используя материал по теме «Основы личностно ориентированного обучения в начальной школе» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение» (требования к выполнению см. Приложение 3).

Таблица 6

     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 11. Составьте интеллект – карту, используя материал по Теме 2.4. «Основы личностно ориентированного обучения в начальной школе».

Наши рекомендации