Проблема сельской школы в условиях реструктуризация системы образования.
Белоусова В.П.
Тема, которую я хочу затронуть в своей статье, быть может, покажется кому-то неактуальной в свете реализации национального проекта «Образование» и, в частности, при переходе на сетевую модель образования. Многие могут сказать, что я «выбиваюсь из колеи», пишу не о том, что нужно, ведь давно все решено и возврата назад уже нет. Но я и не пытаюсь что-то изменить или приостановить. Напротив, я поддерживаю идею модернизации школьного образования. Ведь ни для кого не секрет, и с этим согласны многие, что уже давно назрела необходимость реформирования системы образования. Я согласна с этим и полностью эту идею поддерживаю.
Вопрос в другом. Сможем ли мы, пытаясь улучшить образование, не навредить обществу, в котором живем. Я говорю о том обществе, в которое вхожу и я на сегодняшний день – это жители малых сел, которые итак остаются на обочине бьющей ключом современной жизни. Это общество живет по своим законам, считаться с которыми нам просто необходимо, если мы хотим сохранить жизнь этих сел. Школа для них не просто школа. Это место, которое является показателем стабильности или напротив упадка сельской жизни. Это не просто образовательный и культурный очаг, это то ядро, которое сплачивает жителей села. Все школьные проблемы, все радости и горести школы жители села переживают как свои. Разве родители учеников городской школы будут особо переживать по поводу реформирования их школы?! Думаю, не настолько сильно. У них есть выбор. А что будет с селом, если реформируют сельскую школу? Нет школы – нет села. В 70-е годы многие школы, и особенно начальные, были закрыты, по причине укрупнения сел. Малые села, потеряв школы, просто вымерли. И эта проблема на сегодняшний день с новой силой проявляет себя и грозит стать более актуальной.
Я не призываю к тому, что все должны думать только об этом и каждое решение должны примерять к этой проблеме. Нет, так не должно быть. Но и не считаться с этим, мы не имеем права.
Мы как-то привыкли к тому, что обсуждая новые идеи, предложения, не заостряем внимание на тех негативных явлениях, которые возникают в случае реализации тех или иных проектов или решений. А ведь не факт, что все сложиться так правильно и красиво, как было задумано, и как спланировано. Негативные моменты, невидимые сейчас или не принятые во внимание сейчас могут со временем вылиться в необратимые процессы и явления, которые способны перечеркнуть все то положительное, что несло с собой новшество. В нашей истории много таких примеров, когда решения во благо, в последующем превращались в последствия во вред. Поэтому нельзя отмахиваться от проблем сегодня, если мы хотим получить положительный эффект завтра. Проблемы нужно решать, а не прятаться от них, делая вид, что все хорошо или будет хорошо, стоит только подождать.
Реструктуризация школ, сетевое взаимодействие имеет своей конечной целью повышение качества образования, выход на новый уровень образования, выявления одаренных и талантливых детей, способных в будущем управлять страной, заботиться об ее экономическом, политическом и культурном благополучии. Я не берусь с этим спорить. Напротив, я целиком и полностью поддерживаю начатую реформу. Государство выделяет на сегодняшний момент огромные средства для оснащения и переоборудования школьных кабинетов. Министерство образования находится в постоянном поиске новых путей оптимизации качества образования. Этого нельзя не видеть и этого нельзя отрицать.
Вместе с тем, как я уже говорила выше, существует ряд отрицательных моментов, которые остаются незамеченными или ввиду их кажущейся малой значимости, или ввиду незначительности проблемы. Давайте вместе со мной попробуем рассмотреть эту проблему и оценить ее важность и значимость.
Программа реструктуризации школ предусматривает реформирование малокомплектных школ. Малокомплектными на сегодняшний день в нашей области являются школы с наполняемостью менее ста учащихся. А ведь почти половина сельских школ области по этим нормативам относятся к малокомплектным. И если учитывать демографическую ситуацию на перспективу, то такими школами в недалеком будущем могут стать практически все сельские. Где выход? Вполне оправдано решение реструктуризировать такие школы. Вроде бы все логично и последовательно. Но посмотрите на проблему с другой стороны.
Среднюю общеобразовательную школу, которая довольно успешно давала знания учащимся и которая из последних сил старалась стать на один уровень с большими городскими школами, но в силу определенных обстоятельств не сможет обеспечить сама себя материальной и технической базой, превращают одним росчерком пера в основную. При этом не спрашивают ни мнения учеников, ни их родителей. «Так надо. Так будет лучше вам и вашим детям» - вот аргументы, которые на сегодняшний день приводят все.
Да, я согласна, что одаренные дети должны получать более качественное образование, а сельская школа, которую практически все забросили, вскоре не сможет конкурировать по качеству образования с городскими школами. Часто можно слышать, что уже доказанным является тот факт, что качество образования в городских школах выше. Я смею возразить: не всегда это так.
К примеру, в нашей сельской школе, которая является малокомплектной, в прошедшем учебном году качество знаний было достаточно высоким. Показателем этому могут служить экзамены в выпускных классах. Качество знаний в 9 классе по русскому языку - 75%, по математике - 62%. По результатам ЕГЭ в 11 классе средний бал по школе – по русскому языку - 57,5, по математике - 35,6, по истории - 61. Показатели выше, чем в среднем по району (54,1; 35,8; 52,9) и по области (55,9; 37,5; 49,9). Что касается выбранного экзамена по истории, то показатели даже выше, чем у школ с углубленным изучением предмета. Еще одним показателем качества обучения в нашей школе является выпуск двух медалистов (из 8 учащихся), которые подтвердили свои знания на ЕГЭ. К слову сказать, в предыдущем учебном году наша школа также выпустила 2 золотых медалистов из 10 учащихся, на год раньше 1 медалиста. Ко всему прочему, можно добавить, что наша малокомплектная школа, участвуя в районных мероприятиях, постоянно занимает призовые места, как на олимпиадах, так и в творческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ. Учащиеся нашей школы являются участниками всероссийских конкурсов и добиваются заслуженных успехов. В 2005 году школа по основным показателям заняла первое место в районе и стала «Школой года» на муниципальном уровне. Много можно приводить примеров, но не эту цель я ставлю перед собой. Просто мне хочется сказать, что и в такой школе есть потенциал, есть талантливые дети и педагоги, которые могут и хотят работать, совершенствовать свои знания и умения. Что будет с ними, если школу превратят в основную, а затем (в плане необходимости) в начальную?
Из опыта сетевого взаимодействия, мы видим, что базовые школы не особо хотят забирать в свой штат педагогов из других школ, какими бы талантливыми они ни были. И останутся невостребованными многие педагоги. Низкая зарплата и сокращение многих оставят «за бортом». И не факт, что это будут самые неспособные и неквалифицированные педагоги.
А что предстоит пройти детям, которых будут возить в школу, находящуюся от них на расстоянии 20км? Кто будет учитывать здоровьесберегающий фактор, о котором мы постоянно говорим, но который будет грубо нарушен в этом случае? О каком качестве образования «приезжих детей» может идти речь, если они вынуждены будут недосыпать, так как рано нужно будет выезжать. Мало времени будет отводиться и на подготовку домашнего задания, так как поздно будут приезжать. Они не смогут продуктивно работать, так как усталость во время переездов скажется на их общем состоянии. Если к этому добавить еще постоянный риск, сопровождающий их во время каждодневных поездок, нервозность родителей по этому поводу, тяжелую адаптацию в новой образовательной среде, то все собранное вместе и может явиться тем, негативным фактором, который перевесит все положительные моменты реформы.
Это реальная опасность и не считаться с ней, недооценивать ее, значить, не заботиться о будущем реформы. Где выход? Где тот оптимальный вариант, который сможет безболезненно решить все существующие проблемы? Честно скажу: не знаю. Но он должен быть, иначе вместо пользы мы нанесем только вред, как это уже не раз случалось в нашей истории. Думая о благе, нельзя забывать и возможности нанесения вреда. Нельзя не считаться с «мелочами» на первый взгляд, которые способны разрушить все, если вовремя их не заметить и не принять их во внимание. Нужно учитывать каждый момент, нужно прислушиваться к голосу каждого – только так возможно найти оптимальное решение и только тогда можно без боязни заглядывать в будущее.