Различные подходы к классификации методов воспитания

Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:

1) методы формирования сознания личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение);

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

3) методы мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В практической деят-ти используется большое количество методов воспитания. Чтобы лучше ориентироваться в них, выбирать наиболее эффективные, методы классифицируются, т.е. разделяются на группы по определенному основанию.

Классификация по Б.Т. Лихачеву.

1) Методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экспериментальных ситуациях.

a) Уважение

b) Педагогическое требование

c) Осуждение

d) Понимание

e) Доверие

f) Предостережение

g) Сочувствие

h) Метод конфликтных ситуаций

2) Методы детской самодеятельности.

a) Методы самоорганизации духа: самоанализ, самокритика, самопознание, самоотношение.

b) Методы самоорганизации чувства и разума: самовоспитание, самообучение, самообладание.

c) Методы самоорганизации воли и поведения: самоограничение, самоконтроль, самостимулирование.

3) Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деят-ти, обращение к личности в жизненных ситуациях.

a) Методы обращения к сознанию: пример, разъяснение ожидаемой радости, актуализация мечты, снятие напряжения.

b) Методы обращения к чувству (совести, достоинству, стыду).

c) Методы обращения к воле и поступку: требование, внимание, упражнение, поощрение, наказание.

4) Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива.

a) Коллективная перспектива.

b) Коллективная игра.

c) Коллективное соревнование.

d) Коллективное требование.

e) Коллективное самообслуживание.

f) Коллективное самоуправление.

14. Понятие «детский коллектив», его особенности и воспитательные функции. Этапы развития коллектива.

Коллектив(от лат. collectivus – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа) – это объединение людей, которое характеризуется следующими признаками: 1) общей социально значимой целью; 2) совместной деятельностью, направленной на ее достижение, общей организацией этой деятельности; 3) отношениями ответственной зависимости (один за всех, все за одного); 4) наличием выборных руководящих органов.

В числе главных характеристик коллектива выделяют:

• внутриколлективную атмосферу, т. е. психологический климат, отношения между членами коллектива;

• сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;

• взаимопомощь и взаимоответственность, т. е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление детьми позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях: а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу); в) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом); в) руководства (ученик является членом актива и периодически выполняет руководящие функции).

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.

Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие детей в школьном самоуправлении и общественной жизни.

коллектив можно рассматривать в качестве системы, которая выступает как:

• органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского коллектив педагогов-воспитателей;

• относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

• скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, и неофициальной, возникающей в процессе межличностного общения;

• субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей, поставленных перед всеми его членами;

• носитель общего интегративного свойства (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как единое целое и проявляющегося в его общественном мнении, эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

• субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов коллектива

В ученическом коллективе можно выделить две структуры: формальную, представляющую собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами, и неформальную.

Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:

– по времени существования – постоянные или временные;

– по характеру деятельности – организованные на основе разнообразной деятельности, в том числе учебной (классы, отряды и т. п.); на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства;

– по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.

Педагогическое требование как фактор формирования коллектива:

• помогает быстро навести порядок и наладить дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников;

• выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т. е. как метод педагогической деятельности;

• возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся;

• способствует укреплению духовных взаимоотношений и придает им общественную направленность.

Общественное мнение в коллективе – это совокупность тех общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни.

Наши рекомендации