Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Дари себя детям! Из «Заповедей" Ш. А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспери­ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригиналь­ные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологи­ей его педагогической деятельности является технология "Школа жизни", из­ложенная в его "Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики".

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элемен­тами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориентированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с эле­ментами проблемности, творчества.

По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

Целевые ориентации

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благород­ного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

• Идеал воспитания — самовоспитание.

Концептуальные положения

• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4. 1).

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты -могущество и безграничность.

• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистичес­кое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление вы­соких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многооб­разие и др. ); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятель­ности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Серд­це, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др. ); постижение красоты всего окружаю­щего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др. ).

Особенности методики

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального со­держания методик и методических приемов, среди которых:

— гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

— индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

— мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество -вопрос, атмосфера романтики;

— резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

— учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы мате­риализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей.Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограниченно, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок.Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М. , 1984.

2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М. , 1988.

3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М. , 1988.

4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М. , 1988.

5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М. : Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М. , 1996.

8. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М. , 1982.

9. Амонашвили Ш. А. Школа жизни // Учительская газета. - 1996. - № 15 - 23.

10. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М. , 1987.

11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. - 1987. - №7.

4. 3. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

Е. Н. Ильин

Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику со­стояться Человеком.

Классификационные параметры системы Е. Н. Ильина

По уровню применения: частнопредметная. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии. По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН). По характеру содержания: обучающая + воспитательная г светская, гуманис­тическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп. По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с

элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогичес­ких отношений.

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

Целевые ориентации

• Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

• Преподавание литературы как искусства.

Наши рекомендации