Экзистенциальные ценности как смыслообразующее основание образования
Н. Н. НИЯЗБАЕВА. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Монография
Экзистенциальные ценности как смыслообразующее основание образования
С точки зрения личностного выбора экзистенциальные ценности образования – особый вид субъективной информации, выражающий внутреннюю позицию человека, включенность в образование, осмысленность значимости своего образования. Именно экзистенциальные ценности, являясь доминантой сознания и внутренней позицией личности, направлены на достижение совершенного бытия, влияющие на внутреннее развитие личности через наполнение своей жизни значимостью, смыслом и переживанием. Рефлексивный выбор ценностей образования разными категориями субъектов образования лежит в области понимания образования как инструмента получения знаний, технологии, материального достатка и социальных гарантий. В выборах педагогической общественности четко прослеживается ориентир на передачу объективных фактов и закономерностей внешнего мира, что подчеркивает доминантность знаний и технократической парадигм современного образования. Но известно, что человеческое бытие не исчерпывается познавательным отношением к миру. Переживания человеком свободы, ответственности, совести, любви, общения как событийности, творчества и уникальности в образовательной бытийности становятся воплощением экзистенциальной наполненности образования. Исследование ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности представляет сегодня особый интерес. Но феномен ценностей в психологии является наиболее противоречивым и неоднозначным для изучения, так как существует множество трактовок и объяснений понятия ценность, подходов к проблеме, концепций. Хотя сам вопрос о ценностях был поставлен еще в древнегреческой философии, большее звучание он всегда получал в нестабильные периоды развития общества, в периоды стыков «старой» и «новой» культур, обесценивания прежних традиций, моральных и этических норм и зарождения новых традиций и норм. В современную постмодернистскую эпоху также очевиден глобальный кризис основополагающих бытийных и ценностных параметров человеческого существования. Современный век науки и техники, блестящих достижений в области искусства переживается нами и как век насилия, мировых войн, обесценивания человеческой жизни. Политические потрясения, социально- экономическая нестабильность становятся источниками растерянности современного человека в мире. Современное общество, по мнению философа Л. Баевой, имеет своим качественным отличием от предыдущих эпох хроническое состояние кризиса. Действительно, сегодня «пограничная» ситуация стала обыденным, естественным условием развития современного человека. Кризис современный человек уже воспринимает как хроническое состояние, почти «естественное» для его жизни. Современное поколение 35-40 летних людей, к которым относится и автор данного исследования, понимают, проживают и переживают это состояние (хронического кризиса и, соответственно, стресса) на протяжении практически всей своей жизни. Бесспорно, кризис ценностей очевидно коснулся и образования как социального института. Напрямую эта проблема затрагивает ценностное содержание образовательной бытийности, ее смысловую значимость для субъекта, находящуюся во взаимозависимости с самоосуществлением, воплощением в свою жизнь всех своих возможностей и внутренних потенций. Но развитие процессов урбанизации, стандартизация и унификация всех сторон жизни привели к возрастанию роли «потребительского», количественного начала над качественным. Неуверенность и в то же время амбициозность становятся новыми настроениями современной эпохи перемен. Неуверенность порождается состоянием кризиса, а амбиции – качественно новым уровнем знаний современного человека, осуществившего выход в космос, расшифровавшего генокод, создавшего виртуальный мир. Однако рост количества знаний из достоинства цивилизации превращается и в ее проблему. Боязнь «не успеть, отстать, упустить, не понять» как со стороны учителя, так со стороны его ученика ограничивают образовательный процесс. Экзистенциальной встречи двух сторон для конструктивного взаимодействия, обоюдной поддержки, обретения профессиональной силы все чаще не происходит. Очевиден дефицит экзистенциальной составляющей современного образования: поиск молодым человеком смыслов, обретение ценностей, понимание себя, развитость чувств и переживаний. Образование – это всегда возможность, выбор которой всегда есть, и это глубинный экзистенциальный акт. В образовании человек получает возможность как осуществить себя, наполнить свою жизнь смыслом и порядком, так и обречь себя на растерянность и бессмысленность бытия. Когда образование является возможным для человека, а не вынужденным, тогда и сам человек будет обладать «всевозможностностью», причем с самого раннего возраста. А главной экзистенциальной возможностью является свободное осуществление себя посредством осознания ценностей бытийности. Таким образом, экзистенциальная проблема видится в кризисе образования как опыта своей жизни, который нужно уберечь от бессмысленности, пустоты, наполнить значимостью для полного осуществленного себя в бытии. Преодолением кризиса становится глубокое знание о самом себе, экзистенциальное понимание своих возможностей, осмысление ценностей для самоосуществления. Модус своего бытия в образовании каждый выбирает сам. По нашей оценке, именно образование как экзистенциальный феномен жизни человека, является базовой возможностью для осуществления себя, для бытия свободным, неповторимым, открытым миру. Что, в свою очередь, непременно связано с ключевыми экзистенциальными категориями: смысл, ценность, выбор, преодоление. Экзистенциальный аспект образования заключается в анализе этого феномена с позиции выбора субъектом ценностей, ценностного содержания создания будущего «образа». Понимая и выбирая ценности, обретая смысл, становясь свободным, творящим, непохожим, открытым, достигая определенную завершенность в создании своего «образа», человек осуществляет себя в своем образовании. Он понимает, что необходимо для обучения сейчас, какие возможности открыты в перспективном образовании, насколько необходим выбор этих возможностей, для чего продолжать свое образование, реализовал ли то, к чему стремился. Этими внутренними ресурсами поиска, выбора, понимания, принятия, постижения ценностей определяется экзистенциальный потенциал самоосуществления человека в образовании. Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека. В направлении вектора об общественного к индивидуальному в современной психологии «работает» представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественные идеалы – выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни; 2) предметное воплощение этих идеалов в деяния конкретных людей; и 3) мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Ценности, в которых отражается опыт жизнедеятельности социальной общности, интериоризируются и включаются в структуру личности в форме личностных ценностей, которые Д.А. Леонтьев определяет «как идеальную модель должного», указывая человеку направление желаемого преобразования действительности. Они выступают как источник жизненных смыслов, которые объекты и явления действительности приобретают в контексте должного. Так, ценностное основание образовательной деятельности отдельного человека становится потенциальным фактором, позволяющим исследовать не только сферу индивидуальной образовательной бытийности, но и направленность хода образовательного процесса в целом. С культурологической точки зрения ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. С философской точки зрения поддерживаем определение ценности как того, что чувства людей диктуют признать стоя- щим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Но данная трактовка расходится с идеей субъективности ценностей, которую выразил Т. Гоббс. Принято считать, что Т. Гоббс впервые поставил вопрос об относительном понимании ценностей тем или иным человеком. Он считал, то, что один человек называет мудростью, другой называет страхом; один называет жестокостью, а другой – справедливостью. По его представлению, ценностные суждения обусловлены человеческими интересами и склонностями и поэтому не могут быть истинными в научном смысле. «Хорошее» и «плохое», по его словам, называется таковым, когда является объектом, соответственно, желания либо отвращения. При этом остается неясным, что же, в свою очередь, определяет это желание. Экзистенциальная трактовка ценностей фундаментально опирается на этику, которая исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этическому человеку присуще понимание ценности, он – мудрец, с тонким восприятием ценностей жизни. Всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы. Например, самоотверженность. Требуемая сила при самоотверженности свидетельствует о том, что данная ценность для человека имеет наибольшее значение в сравнении с иными ценностями. Ценности – ключевая тема экзистенциальной психологии в исследовании внутреннего мира человека, его переживаний, жизненной силы и наполненности. Ценность – это то, что «мы используем для выделения и возвышения того, что человек глубоко лично воспринимает как имеющее особое качество – как «благо». Ценности нерациональны, никакие рациональные объяснения не имеют силы над ними. Ценности не связаны с нормами и моралью, они лежат глубже всякого рационального понимания, глубже всякого мышления, глубже всякой логики. Экзистенциальное значение ценностей заключается в том, что они воздействуют на наше бытие, и оно становится другим. Ценности являются сущностным наполнением и необходимым условием полноценного образовательного процесса. Ценности – это конструкты образовательного пространства, фундамент, на который настраивается вся работа педагогов и их воспитанников. Ценностями определяется характер деятельности, способ жизни и смыслы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Когда совпадают ценности взаимодействующих субъектов, образуется единое ценностно-смысловое пространство, в котором личность имеет возможность осуществить свои проекты и цели, создать перспективы своего развития. Таким образом, в экзистенциализме, как изначально философском направлении, позже – психологическом, актуализируются идеи о человеке существующем, значит, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи позитивного экзистенциализма как продолжения гуманистических традиций в философии и психологии становятся ключевыми опорами в обосновании ценностных и смыслопорождающих ориентиров образовательной деятельности личности, процесса самоосуществления личности. Значимость экзистенциализма – в расширении «горизонта понимания» человеком смыслов и значимости своего образования, подведение личности к раскрытию новых способов бытия, направлении делать выбор в пользу истинных человеческих ценностей. На основе анализа феноменов и данностей человеческого существования, описываемых экзистенциалистами, мы определили семь фундаментальных экзистенциальных ценностей образования: свобода и ответственность, совесть, любовь, общение, уникальность и творчество. Каждая из ценностей несет глубокий смысл, усиливает образование в его сущностном содержании. Экзистенциальное рассмотрение каждой из ценности, представленное в следующей главе монографии, поднимает проблему актуализации и трансляции фундаментальных ценностей образования в непосредственном реальном образовательном процессе, как для педагогов, так и учащихся.