Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей в природе
Устойчивость (устойчив ли интерес ребенка к природе?) | Старшая, подготовительная к школе группы Зафиксировать, сколько раз в течение дня ребенок общался с природой (по собственной инициативе или по инициативе воспитателя) |
Эксперименты
Цель: выявить сформированность экологических представлений у детей о свойствах веществ (снег, вода, песок, глина и т.д.)
Внести глину и песок. Где песок? Предложить вылепить морковку зайке. Из чего лучше это сделать? А можно сделать из песка? Когда?
дидактические игровые задания,
Методика «Экологический светофор»
(старшая группа)
Цели: выявить представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой, допустимых и недопустимых действиях человека в природе, природоохранной деятельности; выявить умения детей оценивать результаты взаимодействия с природой (приносит вред, безобидно, полезно); расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование: набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) на каждого участника. Наборы карточек с изображением различных случаев взаимодействия человека и природы.
Все участники получают наборы кружков. Объясняется их значение: красный кружок — запрещает действия, наносящие вред окружающей среде и природе. Желтый кружок — предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе. Зеленая карточка — разрешает и поощряет действия, помогающие растениям и животным.
Можно показать карточку, на которой изображен поступок человека по отношению к природе. Ребенок должен оценить этот поступок и поднять соответствующий кружок.
Можно играть, предложив ребенку разложить около кружков карточки с изображением поступков человека по отношению к природе. По ходу выполнения задания воспитатель выясняет, почему ребенок именно так положил карточки, или как-то по-иному выразил свое отношение.
проблемные ситуации и пр.
Методика «Письмо зеленому другу»
(старшая группа)
Цели: определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней; развивать чувство сострадания, сопереживания с представителями животного и растительного мира
Ребенку предлагают представить, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Его поливает дождик, покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц, они поют, суетятся, дерутся и улетают. Это деревце рассказало, что ему очень хочется иметь друга, но сначала оно хотело бы послушать от него письмо...
Детям предлагается придумать письмо деревцу. Возможно, кто-то из вас окажется тем другом, которого оно ждет. Придумайте, что бы хотело прочитать деревце в письме. Что бы вы могли предложить деревцу, чтобы оно согласилось дружить с вами.
Дети придумывают содержание, воспитатель записывает текст письма.
Работу можно проводить непосредственно на участке, выбрать конкретное деревце, которому дети будут сочинять письмо.
Результаты изучения детей фиксируются в протоколах и впоследствии анализируются.
Педагогическая оценка уровня сформированности экологической культуры дошкольников должна быть систематической и планомерной. Начинать изучать результативность работы с детьми необходимо уже в младшем дошкольном возрасте. При составлении диагностических заданий детям, а также определении критериев оценки, необходимо опираться на требования реализуемой программы.Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей.
Например, программа «Истоки» на всех возрастных уровнях и в каждом разделе имеет одни и те же рубрики, в частности «Задачи развития», «Показатели развития». Именно эти рубрики должны вывести авторов или пользователей программы на разработку диагностических заданий. Старшие дошкольники к 7 годам в соответствии с ней должны проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к объектам и явлениям природы, стремиться к их исследованию, привлекать к ним внимание детей и взрослых, задавать вопросы о незнакомом и непонятном — это их показатели развития. Значит, если в группу в конце учебного года принести новый живой объект (например, черепаху), оставить его без пояснений и наблюдать за реакцией детей, их различными проявлениями — это и будет диагностика вышеназванных показателей детского развития. Ориентируясь на задачи развития, можно также разработать разные диагностические задания, при этом следует выбирать такие позиции, которые соответствуют возрастным возможностям детей — не занижают и не завышают их. Например, задача «знакомить детей с разными состояниями вещества», если имеются в виду агрегатные состояния воды, для старшего дошкольника легкая, ее подвергать диагностике не стоит. А если проверять это знание на примере воска или парафина, то можно выяснить понимание детьми зависимости изменения состояния вещества от температуры окружающей среды.
Серебряковой Т.А. в ее учебном пособии «Экологическое образование в дошкольном возрасте» даны примерные диагностические задания и подходы к обработке полученных данных для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Например:
Старший дошкольный возраст
Задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы
Задание 1. Назови, что это?
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Игровая задача: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе относится, назови отличительные признаки данной группы.
Оценка результатов:
2 балла — высокий уровень — ребенок самостоятельно называет наибольшее количество из числа предложенных представителей растительного мира, точно определяет их группу, определяет отличительные особенности данной группы.
1 балл — средний уровень — ребенок самостоятельно называет представителей растительного мира; их принадлежность к определенной группе и отличительные особенности группы находит с помощью взрослого.
О баллов — низкий уровень — ребенок затрудняется в определении принадлежности растений к определенной группе и нахождении отличительных особенностей данной группы (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Задания, направленные на определение уровнясформированности умений и навыковпо уходу за объектами природы
Задание 1. Определи, к какому растению подходит эта модель
Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.
Материал: модели ухода за растениями, растения, инвентарь.
Задача: на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по способу ухода соответствует его карточке, произвести уход.
Оценка результатов:
2 балла — высокий уровень — ребенок самостоятельно устанавливает зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения; точно и последовательно выполняет трудовые операции; проявляет устойчивый интерес к деятельности.
1 балл — средний уровень — ребенок при помощи взрослого
устанавливает зависимость способа ухода за комнатными растениями от его внешнего вида, строения; под руководством взрослого выполняет трудовые операции; интерес к деятельности неустойчив.
0 баллов — низкий уровень — ребенок затрудняется в установлении зависимости способа ухода за растениями от внешнего вида и строения; не проявляет желания участвовать в трудовой деятельности по уходу за растениями.
Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы
Ситуация 1
Материал: карточки:
- котенок (сытый, довольный, толстый);
- котенок (худой, взъерошенный, грустный);
- силуэт ребенка без лица (дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление).
Игровая задача: детям предлагается рассмотреть карточки и ответить на вопросы: какое настроение у тебя будет при встрече с котенком? Почему? Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котенка, но только одного. Какого бы ты выбрал? Почему?
Ситуация 2
Материал: картинка — лесная поляна, на ней много больших красивых мухоморов, ребенок с пустой корзиной.
Игровая задача: детям предлагается рассмотреть картинку, выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание.
Однажды Петя отправился в лес. Он шел по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это — мухоморы....
Вопрос: «Как ты думаешь, что произошло дальше?»
Ситуация 3
Материал: картинка — красивый цветущий луг с бабочками; карточки:
1) ребенок с лупой;
2) ребенок с сачком;
3) ребенок с коробкой (банкой);
4) ребенок с кисточкой и красками.
Игровая задача: детям предлагается рассмотреть карточки и ответить на вопросы: с кем тебе будет интересно гулять по лугу? Почему? Чем вы будете заниматься? (Мальчикам предлагаются карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)
Оценка результатов:
Высокий уровень — ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах. Проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы.
Средний уровень — ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; не всегда адекватно оценивает ситуацию на картинке, не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы по наводящим вопросам взрослого.
Низкий уровень — ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.