Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:
Упражнение 1
Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:
Текст 1
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял мою комнату. Я встал и подошёл к окну. За стеклом все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.
(К. Паустовский)
Текст 2
Исследования последних десятилетий позволили нам в полной мере осознать, что наша русская «античность» была не менее величественна и драматична, нежели классическая. С принятием христианства на Русь проникает византийская философия, которая во многих отношениях была выше западноевропейской средневековой философии.
(Из учебного пособия профессора А.Ф. Замалеева «Лекции по истории русской философии»)
Текст 3
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А. Блок)
Текст 4
Сидоров Александр учится в средней школе № 21 г. Смоленска с первого класса. Зарекомендовал себя как прилежный ученик. Серьёзно относится к учебным занятиям и общественным поручениям. Учится только на «4» и «5». Особый интерес проявляет к химии и биологии. Неоднократно участвовал в городских и областных олимпиадах по этим предметам, занимал призовые места.
Александр несколько лет подряд является членом совета школы, принимал активное участие в смотрах художественной самодеятельности. Является членом городского шахматного клуба, участвовал в спортивных соревнованиях.
(Характеристика на учащегося)
Текст 5
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль…
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…
(С.Есенин)
Текст 6
Главному зоотехнику племсовхоза «Буртинский» Беляевского района Кубанису Давлетбаеву недавно присвоено звание «Заслуженный зоотехник Российской Федерации». За 27 лет работы в этом хозяйстве ему несколько раз областное руководство предлагало переехать в другие районы на более высокие и денежные должности. Но не может он покинуть эти ставшие родными для него места. (Из газеты «Южный Урал)
Текст 7
Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (т.е. грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. (Из энциклопедического словаря)
Упражнение 2
Сконструируйте предложения по предложенным схемам, добавляя их к имеющимся:
1) двухкомпонентные структурные схемы:
N1 — Vf: Ветер воет. Гром грохочет (М. Г.);
N1 — N1: Любовь и счастье у нас — синонимы (Ч.);
N1 — Adj: Тиха украинская ночь (П.);
Inf — N1: Говорить речи и поучения собственным детям — задача невероятно трудная (Мак.);
2) однокомпонентные схемы:
Уз8: Вот смерклосъ (Л.);
Inf: На булате ни написать, ни стереть (Посл.);
N1: Тишина. Полоска света (Тв.)
Некоторые структурные схемы обозначаются двояко.
Например:
N1 – N1 (Ок студент);
N1 - cop N1/5 (Он был студент/студентом)
Примечание: Структурные схемы записываются с помощью символов, которые представляют собой сокращения латинских названий частей речи или их отдельных словоформ.
Например:
N1 (существительное в форме именительного падежа), Adj (прилагательное), V (глагол), Vf (спрягаемый глагол), Inf (инфинитив), Adv (наречие) и др., а также Сор (связка).
Упражнение 3
В представленных текстах проведите актуальное членение предложений.
Текст 1
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Оренбургской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. (Информационная заметка в газете)
Текст 2
Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над нашим районным центром и прилегающей к нему сельской местности пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб сельскому хозяйству. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы, для восстановления которого понадобится капитальный ремонт. (Служебное донесение)
Упражнение 4
В представленных текстах определите каждое предложения по следующим типам:
- по цели высказывания;
- по структуре;
- по эмоциональной окраске.
До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро приближалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон…
Мне становится жутко в бричке, и я чувствую, как кровь быстрее и быстрее обращается в моих жилах… (Л. Толстой)
Словарь по теме
Предложение — главное средство выражения и сообщения мысли. Его основная функция в языке — коммуникативная, т. е. функция сообщения.
Предикативность — это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим.
Модальность — это оценка высказывания с точки зрения реальности/ирреальности.
Реальность — это соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами.
Ирреальность — это несоответствие действительности, представление высказываемого как желаемого, требуемого, устанавливаемого (предполагаемого) говорящим.
Время — это соотнесенность высказывания с моментом речи.
Лицо — это отнесенность высказывания к говорящему.
Интонация — сложное фонетическое явление.
Член предложения — это знаменательное слово, фразеологизм, или сочетание знаменательного слова со служебным, или неделимое словосочетание, находящееся в отношениях «определяемое — определяющее» с другим словом, и пр.
Второстепенные члены предложения - это поясняющие члены предложения, подчиненные главным.
Структурная схема — это «имеющий свою формальную организацию и свое языковое значение синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение».
Повествовательные предложения – в них выражается сообщение.
Побудительные предложения – в них выражается волеизъявление, побуждение к действию.
Вопросительные предложения служит для выражения вопроса, обращенного к собеседнику.
В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ.
Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается нечленимыми предложениями-словами Да и Нет.
Местоименные вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в себя вопросительные слова — местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, почему, зачем и др.
Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего — раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т. п.
Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается получить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совместно.
Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как и собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако эти предложения не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак.
Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает отрицания. Напротив, предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не, что не, кому не и др. выражают утверждение, окрашенное модальными значениями неизбежности, долженствования, уверенности и т. п.
Восклицательнымпредложением являются повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, которые могут иметь эмоциональную окраску, т. е. выражать отношение говорящего.