Идеал женской красоты в Древнем Египте

Пушенкова Е.Е.,

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

г.Комсомольск-на-Амуре, Россия

The concept of the ideal. The ideal of female beauty in ancient Egypt, its influence on modern fashion.

Идеал – высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал). Понятие идеала применяется одинаково и к отвлечённым и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской красоты, идеал мужской красоты, идеал государства, идеал гражданина и т.д.

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, интерьер-дизайнера дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Дизайн это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Для дизайнера особенно интересна область интерьера. Проходя курс обучения в высшем учебном заведении, работая над проектами, презентациями, подбирая материалы по изучению разных эпох по своему профилю мы погружаемся в удивительный мир истории искусства.

Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы - величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникшим на рубеже XVIII—XIX веков, привел к созданию науки - египтологии.

Идеала женской красоты в Древнем Египте – вопрос, требующий пристального внимания человечества вообще и дизайнеров в частности. Рассматривая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок – тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы, обычно, вообще выступали «топлесс». Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Идеальной формой глаз считалась миндалевидная – ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Зеленый цвет был популярен в Древнем Египте. Зеленой краской (из растертого малахита) красили также ногти и ступни ног. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица».

Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу, один парик нередко надевали на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди, правда, их парики должны были быть «поскромнее».

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос, кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок. Кстати, у мужчин ценился другой цвет кожи: красно-коричневый.

Одежды египтянок, как правило, были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась. Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде.

В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Исходя из этого, предполагают, что именно на Крите был впервые использован корсет. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.

Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили «Парижанкой»).

Сохранившееся искусство древнего Крита поражает полным отсутствием мрачных мотивов. Оно красочно, весело, даже безмятежно – кажется, что жизнь критяне воспринимали как нескончаемый праздник. Вряд ли, конечно, люди на Крите не знали горя, но оно никак не отобразилось в их удивительном радостном искусстве.

Идеалы постоянно меняются. Так и получилось с идеалом женской красоты в Древнем Египте. Отголоски прошлого мы наблюдаем и в наши дни. Примером тому - причёски, макияж, стройность фигуры египтянок. Жизнь изменилась. Сейчас больше всего ценятся ум, энергия и умение зарабатывать деньги, а главным достоянием женщины считается свобода. Впрочем, историки моды сходятся на том, что в будущем можно будет определить XX - ХХI века как эпоху коротких женских причесок и культа дистрофии. Поэтому, опираясь на идеал женской красоты Древнего Египта, дизайнеры сегодня во многих коллекция своей одежды используют элементы египетского костюма, египетские черты нашли своё отражение и в дизайне интерьеров. Новое это хорошо забытое старое.

Наши рекомендации