Задачи по формированию игры детей младшего и среднего возраста
С 3-х лет дети понимают условные предметные действия, становится способ. овладеть ролью: от прост. ролевого до включения роли в разнообр. связи и отношения. если не учить, то ост. на уровне подражания.
Ролевое поведение имеет 2 аспекта: 1) ролевые действия; 2) ролевая речь.
Пед. условия организ. игры: 1) отвед. достат. времени для игр и оборудование; 2) проектирование пед. влияния по развитию игры; 3) организ. предм. -игровой среды; 4) использ. разнообр. потенциала разв. игрушек.
Методы разв. творческой. игры: 1) упр-е по развит. воображения; 2) телеф. разговоры, игры-придумывания, игры-фантаз.; 3) психогимнастика; 4) показ сценок, загадок; 5) слов-дидактич. игры; 6) выполн. темат. программ; 7) сост. детьми рассказов на опр. темы связаны с наблюдением; 8) вып. практич. опытов, поручений.
Способы разв. игр. замыслов и сюжетов: а) использ. различн. приемов, внисение образ. игрушек; б) включ. детей в актив деят-ть по организ. жизни игрушек в быту; в) взаимосвязь внесен. игрушек с образов. процессом.
Методы разв. ролев. поведения и сотрудничество со сверстниками:
1. показ спос. принятия образов другого;
2. раскрытие образа ч/з внешний вид;
3. исп. рассказов-мотиваций;
4. поощ-е детей взявш. на себя рол. повед.;
5. организ. взаимод: обмен дейтсв., созд. проблем. ситуаций, раздел. действий.
Совместное сюжетосложение как более сложный построения игры в старшем дошкольном возрасте.
Под совместным сюжетосложением понимаются следующие умения детей:
1. Выстраивать новую последовательность событий.
2. Использовать разное тематическое содержание.
3. Быть ориентированным на партнера-сверстника.
4. Умение комбинировать предложенные события в общем сюжете игры.
Эффективным средством формирования этих умений является игра-придумывание И-П. В ст.возрасте И-П доступна как совместная деятельность со взрослым. Совместную игру надо начинать не с придумывания новых сюжетов, а с «расшатывания» знакомых сказок. Наиболее удобными для расшатывания являются волшебные сказки. В них есть сюжетная схема, которую мы и расшатываем.
В этой игре стимулируются воображение ребенка. Он начинает понимать, что замыслы партнеров могут отличаться от его собственного замысла. Перед ребенком возникает необходимость изменить свой замысел в зависимости от реплик партнера. Воспитатель должен обращать внимание детей, если появляется смысловое несоответствие в игре. И-П должна занимать не более 15 мин. Число участников 4-5 чел, большое кол-во не целесообразно.
Привлекательность этой игры для детей зависит:
— от эмоционального поведения взрослого;
— от увлеченности сюжетом;
— от способности к импровизации;
— от гибкого реагирования на предложения детей.
Особенности использования разноконтекстных игровых ролей.
По мере овладения умениями комбинировать разнообразные события воспитатель может стимулировать детей к соединению построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью используются разноконтекстные роли (наприм: Буратино и в-ль; принцесса и милиционер; баба-яга и продавец)
Чтобы не закрывать предметными действиями творческую работу, лучше использовать телефонные разговоры этих персонажей. Подбирая роли в-ль опирается на детские интересы и стимулирует к использованию знаний, полученных из разных источников. Здесь важен подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень игровых умений у детей примерно одинаковый.
Особенности перспективного и календарного планирования развития детской игры.
Анализ планов восп-лей дают возм-ть выявить наиболее типичные ошибки:
1. Тематика игр не согласуется с работой по ознакомлению с окружающим.
2. Планирование восп-ли понимают как планирование развития сюж.линии, что приводит к стандартизации игры, превращает его в спектакль.
3. В планах воспитателей почти не прослеживается перспектива формирования с-р игры.
4. Часто усложнение сюжета понимается как увеличение игровых действий на заданную тематику.
5. В планах не указывается развитие умений детей, творчески комбинировать игровые эпизоды и переносить личные впечатления в игру.
6. Нет указаний как подводить детей к использованию воображаемых предметов и предметов-заместителей.
Развитие игры под таким планом приводит детей к выполнению шаблонных действий. Развитие сюжетной игры должно быть перспективно. Оно дает в-лю возможность:
— обеспечить развитие содержательной стороны игры
— преобразовать личный опыт ребенка в его ролевое поведение
— усложнить игровые умения детей, строить ролевые диалоги и комбинировать игровые эпизоды.
— обеспечить место и время для игры
— научить детей самостоятельно создавать игровые уголки, трансформировать предметную среду
— обеспечить усвоение детьми правил взаимодействия со сверстниками.
Перспективное планирование создает преемственность в работе вос-лей одной группы. План разрабатывается с учетом условий конкретной группы, интересов детей.
Перспективный план состоит из 4-х граф:
1. «Ознакомление с окружающим в активной деятельности». Пишется тематика занятий, экскурсий, бесед, художественная литература.
2. «Обогащение игрового опыта». В ней записываются усложняющиеся умения.
3. «Изменение предметно-игровой среды». Тематика игрушек, атрибутов.
4. «Активизирующее общение взрослого с детьми»
Вполне возможно разрабатывать одну тему в течение месяца.
В перспективном плане обязательно должны быть отражены следующие моменты:
1. Приемы, способствующие возникновению игры, пробуждению интереса.
2. Методы и приемы обогащения содержания.
3. Способы организации взаимодействия со сверстниками.
4. Способы подбора игрушек и атрибутов.
Перспективный план по развитию игры составляется на квартал, его нужно разбить на недели.