Отгадай загадки, выучи и загадай их друзьям

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке. Рис. (удочка)

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

(Удочка)

Ходит с края да на край, Рис. (нож)

Режет черный каравай.

(Нож)

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков. Рис. (перчатки)

Разошлись все мальчики

В темные чуланчики.

Каждый мальчик —

В свой чуланчик.

(Перчатки)

Золотое решето

Черных домиков полно. Рис. (подсолнух)

(Подсолнух)

_____________

Упражняемся в произношении звука «щ».

· Выучи и отчётливо произнеси.

Дождик

Дождик, дождик, пуще —

Будет зелень гуще. Рис. (дождь за окном)

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.

· Составь предложения. Ответь на вопросы. Кого поймал мальчик? (Леща, щуку). Из чего варят щи? (Из овощей). Чем девочка чистит плащ? (Щеткой).

Рис. (лещ, щука, овощи, щетка)

· Правильно произноси звук «щ» в словах. Какое слово самое короткое? В каких словах спряталось короткое слово «щи»?

ЩИ

ЩИТ

ЩУКА
ЩЕГОЛ
ЩАВЕЛЬ

ИЩИ
ТАЩИ
ПИЩИ
ЩИПЦЫ

* Добивайтесь правильного произношения ребенком звука «щ» в словах, словосочетаниях и предложениях. В момент произношения «щ» губы слегка выдвинуты вперёд и округлены, зубы сближены до одного миллиметра. Широкий кончик языка поднят к бугоркам у верхних резцов и образует с ними щель. Боковые края языка более плотно, чем при произнесении звука «ш», прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух выходит по середине языка в образующуюся узкую щель.

Учите ребёнка выделять звук «щ» из слов на слух. Совершенствуйте произношение в чистоговорках и скороговорках.

Показатели освоения звукопроизношения и фонематических процессов

1. Дети овладевают нормативным произношением всех звуков родного языка. У некоторых детей возможна недостаточная автоматизация звуков, проявляющаяся в неустойчивости произношения некоторых шипящих и сонорных звуков.

2. У детей формируется критичность к собственной речи и речи окружающих, что свидетельствует об осознанном отношении к собственным произносительным умениям.

3. Дети способны правильно произносить слова сложной слоговой структуры (аквариум, мотоциклет, телевизор).

4. Развитый фонематический слух позволяет устанавливать сходство и различие в звуковом составе слов (мак – лак, мышка – мишка). Дети способны к простым видам фонематического анализа слов: определения звука на фоне слова, выделение звука из начала слова. В речи используются разнообразные интонации.

Обучение пересказу и составлению рассказов

У каждого есть свой дом, своя квартира, место, где он живет. Представь, что это твоя квартира. Подумай, как можно расставить мебель в квартире, чтобы комната стала уютной. Не забудь о собаке и кошке, найди и для них место. Расскажи, как бы ты расставил мебель.

Рис. (комната)

_______

· Вечером вся семья в сборе. Рассмотри рисунок. Все, чего здесь не хватает, ты найдешь на картинках. Бабушка с дедушкой сели поближе к лампе. Чем они заняты? Мама накрывает на стол. Помоги ей! Папа с сыном кормят рыбок в аквариуме. Дочь-малышка играет пирамидкой. Расскажи, кто, чем занят.

Найди отгадку на рисунке.

На окошке – пруд,

В нем рыбешки живут,

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

Рис. (дедушка читает газету, бабушкой вяжет в креслах у торшера, мама у стола, папа с мальчиком у аквариума, который на окне, дочка – малышка с пирамидкой

_________

Труд дома

· Задай вопросы по картинкам. Кто что делает?

Рис. (мама моет окно с дочерью, дедушка вытирает пыль со стула, папа с сыном вешают картину, бабушка поливает цветы на подставке)

____________

· Послушай сказку.

Рис. (Девочка в избе с кошкой, Наша-то хозяюшка

мышкой, курочкой, собачкой) Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала.

Рис. (Деревенский стол, собака с

высунутым языком, место Чашечку собачка моет языком.

для чашки-наклейки)

Рис. (Стол в избе, место Мышка собирает крошки под столом.

для мышки-наклейки)

Рис. (Кот у стола) По столу котище лапою скребет.

Рис. (Половик, курочка с

веником – Половичку курочка веничком метет.

наклейкой)

Расскажи, кто помогает девочке и как.

__________________________________________________________

Будущие хозяйки

· Какая из девочек похожа на будущую хозяйку? Обрати внимание на внешний вид и то, чем заняты девочки.

Рис. (девочка опрятная в фартуке помогает маме на кухне)

Рис. (девочка растрепанная, чумазая среди разбросанных игрушек)

· Составь рассказ о девочке – будущей хозяйке.

__________________________________________________________________

Настоящий мужчина

· Посмотри на рисунки и скажи, кто из мальчиков поступает, как настоящий мужчина

Рис. (мальчик уступает место пожилой женщине)

Рис. (мальчик отобрал игрушку у малыша)

Рис. (мальчик помогает перейти дорогу пожилому человеку)

Рис. (мальчик подает девочке руку при выходе из автобуса)

Рис. (мальчик стреляет из рогатки)

· Вспомни моменты, когда мальчики поступали, как настоящие мужчины. Расскажи об этом.

·

_______

Наш двор

· Рассмотри рисунок. Ты, конечно, заметил, что некоторых предметов нет на рисунке. Чего не хватает малышам для игры в песочнице? Где же мячик у мальчика с девочкой? Найди подходящие предметы на рисунках. Расскажи, чем заняты дети во дворе.

Рис. (двор у многоэтажного дома, детская площадка, малыши (3 человека) играют в песочнице, девочка скачет через скакалку, мальчик и девочка играют в мяч, дети качаются на качелях)

· Послушай сказку Льва Толстого «Три медведя».

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла.

В домике жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, - они ушли гулять по лесу…

· Это дружная семья медведей. Назови главу семейства. Отец – Михаил Иванович. Имя папы – Миша, а отчество – Иванович. Иваном звали отца большого медведя. Как зовут маму Мишутки? Имя ее Настасья, девочкой медведицу звали Настей. Взрослых обычно зовут по имени и отчеству, поэтому медведицу звали Настасьей Петровной. А как ласково звали сыночка Михаила Ивановича и Настасьи Петровны? А как будут звать Мишутку, когда он повзрослеет?

· Расскажи о своей семье, назови всех по именам, а взрослых – по имени и отчеству.

_____________

Режим дня

· Расскажи, как обычно проходит твой день. Что ты делаешь утром, днем и вечером? В какие дни ты не ходишь в детский сад? Как ты проводишь выходные дни? Расскажи о своих любимых занятиях. С какого дня начинается рабочая неделя? Назови дни недели по порядку.

Рис. (мальчик спит, делает зарядку, завтракает, идет в школу…)

* В своих рассказах ребёнок отражает знания о членах семьи и их профессиях, родственных отношениях. Ребёнок может назвать дни недели, части суток, времена года.

__________

· Послушай разговор Сороки и Мыши.

Сорока и мышь

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рева?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же ты тогда боишься?

- Да тихого шороха...

Н. Сладков

· О чем спрашивает Сорока Мышь? Как отвечает Мышь? Почему она боится тихого шороха?

* Прочитайте с ребёнком разговор Сороки и мыши по ролям. Учите ребёнка выразительности речи.

_________

· Послушай начало рассказа.

Кузнечик-музыкант

На опушке леса, в густой травке, среди клевера, колокольчиков и ромашек, жил кузнечик-музыкант. Он целыми днями играл на скрипочке, а разные букашки пели и танцевали под его музыку.

Рис. (кузнечик-музыкант)

· Придумай конец рассказа про Кузнечика тебе помогут рисунки.

_________

· Послушай и приготовься ответить на вопросы по рассказу.

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

— «Конечно, меня — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».

— «Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. Я всю его семью молоком кормлю».

— «Нет, меня, — ворчит собака, — я его дом стерегу».

Послушал хозяин этот спор и говорит:

— «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

К. Ушинский.

Рис. (лошадь, корова, собака)

Какие незнакомые слова тебе встретились в этом рассказе?

Какую пользу приносят человеку домашние животные? Расскажи, каких домашних животных ты знаешь. Приходилось ли тебе ухаживать за ними?

_________

· Какими игрушками ты любишь играть? Жители твоего игрового уголка могли бы рассказать немало интересных историй. Возможно, им бывает весело и грустно, интересно и скучно.

Рис. (детские игрушки)

· Сочини истории, героями которых будут твои игрушки.

Плюшевый Мишка начал свой рассказ так: «Я обрадовался, когда меня подарил Дед Мороз одному мальчику…».

_________

· Ты любишь слушать сказки? Ты знаешь много сказок. А сейчас представь себя героем своей собственной сказки. Сочини сказку про себя. А поможет тебе стихотворение Саши Черного «Когда никого нет дома».

Когда никого нет дома

В стекла смотрит

месяц красный,

Все ушли — и я один.

И отлично! И прекрасно!

Очень ясно:

Я храбрее всех мужчин.

С кошкой Мур, на месяц глядя,

Мы взобрались на кровать:

Месяц — брат наш,

ветер — дядя,

Вот так дядя!

Звезды — сестры,

небо — мать...

Буду петь я громко-громко!

Буду громко-громко петь,

Чтоб из печки сквозь потемки

На тесемке

Не спустился к нам медведь...

Не боюсь ни крыс; ни Буки,

Кочергою в нос его!

Ни хромого черта Клуки,

Ни гадюки —

Никого и ничего!

В небе тучка, как ягненок,

В завитушках, в завитках.

Я — не мальчик, я слоненок,

Я — тигренок,

Задремавший в камышах...

Жду и жду я, жду напрасно —

Колокольчик онемел...

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты побледнел?

Рис. (мальчик и девочка мечтают у окна)

· Развивайте фантазию и воображение ребенка. Вместе с ним сочиняйте сказки, рассказы, рифмуйте слова, таким образом, формируйте речевые творческие способности.

Показатели сформированности связной речи

1. Совершенствуется диалогическая речь, дети способны участвовать в беседе, доступной их возрасту, проявлять навыки культуры общения, адекватно коммуникативной ситуации использовать интонационные средства выразительной речи.

2. В процессе собственной деятельности (Например, в сюжетно – ролевой игре) используют объяснительную речь, отражают планирующую функцию речи, степень сформированности общения со взрослыми и сверстниками.

3. Более зрелыми становятся рассказы с опорой на процесс восприятия, память, жизненный опыт. Дети способны к составлению описательных, повествовательных (сюжетных) рассказов с правильным использованием разнообразных грамматических форм и синтаксических структур.

4. Дети осваивают монологическую речь, составляют творческие рассказы с опорой на воображение, сочиняют сказки, небылицы, невероятные истории и приключения. Активно участвуют в праздниках, концертах, спектаклях, проявляют некоторые навыки выступления на публике, умение правильно держаться, двигаться, говорить.

Раздел IV. Развитие речи ребёнка от 5 до 6 лет

4.1. Характеристика речевого развития старшего дошкольника

Ребёнок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребёнка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, правильно общаться, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Основное и любимое занятие ребёнка – это игра, в ходе которой постепенно формируются элементы учебной деятельности. Игра сопровождается речью, основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребёнка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, по количеству и пространственному расположению деталей, по материалу, из которого изготовлены предметы, их значению, - требует достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребёнок употребляет слова с противоположным значением (длинный – короткий, твёрдый – мягкий, тяжелый – легкий, пушистый – гладкий), слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребёнок может изложить историю создания предмета (гусиное перо – перьевая ручка – шариковая ручка).

Кроме предметного окружения ребёнок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Что знает и использует в речи ребёнок 5-6 лет? Ребёнок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.

Что особенного в речи старших дошкольников от 5 до 7 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребёнок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребёнок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, таки и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению в предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов, широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся употреблять в речи слова с противоположным значением – антонимы (друг – враг, высокий – низкий, хорошо – плохо, говорить – молчать); слова, близкие по смыслу, - синонимы (ходить – идти, шагать; грустный – печальный, безрадостный).

Несмотря на значительно расширение лексики, ребенок ещё далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребёнок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к пяти-шести годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: ц, ч, ш, щ, ж, л, р. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

В возрасте 5-6 лет ребёнок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляются интерес к звукам речи и буквам.

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, совершенствовать дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

4.2. Формирование лексико-грамматического строя речи

· Назови свою фамилию. Фамилия – это наследственное имя семьи. Многие не знают, откуда взялась и что означает их фамилия. Когда научитесь читать, познакомитесь с книгой Владимира Андреевича Никонова «Словарь русских фамилий».

У С. Михалкова есть стихотворение «Смешная фамилия». Оно подскажет вам происхождение некоторых фамилий.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков, Рис. (лица мужчин)

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин!

· Давай поиграем. Сочините сам смешные фамилии. А поможет тебе шуточное стихотворение А. Кушнера «Игра».

Антон Антонович Антонов!

Фонтан Фонтанович Фонтанов!

Вагон Вагонович Вагонов!

Диван Диванович Диванов!

Федот Федотович Федотов!

Борис Борисович Борисов! Рис. (смешные мужчины)

Компот Компотович Компотов!

Редис Редисович Редисов!

Захар Захарович Захаров!

Матвей Матвеевич Матвеев!

Кошмар Кошмарович Кошмаров!

Злодей Злодеевич Злодеев!

Сысой Сысоевич Сысоев!

Болтай Болтаевич Болтаев!

Постой Постоевич Постоев!

Устал-я-больше-не-желаев...

_____________

· Подруги собираются в путешествие: одна – в теплую южную страну, другая – на север в холодную страну. Помоги им собрать нужные вещи.

Рис. (две девочки)

Рис. (панама, шапочка, очки, купальник, джемпер, перчатки, босоножки, ботинки, шарф)

· Назови одним словом.

Торжественный день в честь дня рождения (праздник)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье)

Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой (бутерброд)

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает кому, куда и кто

посылает письмо (адрес)

· Отгадай загадку.

Комковато, Рис. (много хлебных изделий)

ноздревато,

и губато,

и горбато,

кисло,

и пресно,

и вкусно,

и всем людям мило. (Хлеб)

· Послушай, как на твой стол хлеб пришел.

Рис. (пашня, уборка хлеба, элеватор, пекарня, погрузка в машину, магазин)

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто тужится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

«В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб!»

И. Токмакова

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Прогулка по городу

Рис. (движение на дороге, красный свет светофора)

Почему люди не переходят улицу? Какого цвета сигнал светофора они видят? Какого цвета сигнал светофора видят водители?

Запомни! Улицу переходи только со взрослыми.

Дорожные знаки

Расскажи, что обозначают эти дорожные знаки.

Помоги ребятам перейти через дорогу. О чем ты их предупредишь?

С какой стороны дети должны обойти трамвай?

Рис. (движение машин, автобуса, трамвая)

· Дети вышли из автобуса. С какой стороны они должны обойти автобус и перейти через дорогу?

· Внимание, дорога!

Посмотри на рисунок, назови известные вам знаки. Определи, где дети неправильно ведут себя на дороге.

Рис. (дорога с дорожными знаками, дети с мячом перебегают дорогу)

_________

· Рассмотри рисунки, назови наземный (авто­мобильный, железнодорожный), подземный, водный, воздушный транспорт.

Рис. (различные виды городского транспорта)

Назови пассажирский транспорт. Почему он так называется? Для перевозки грузов нужен грузовой транспорт. Рассмотри эти картинки.

Рис. (баржи, товарный поезд, грузовик…)

Наши рекомендации