Современный взгляд на роль родителей в воспитании детей
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений;
2) взаимная поддержка.
Мы стремимся сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. В нашем детском саду мы готовы создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации, главная задача на сегодняшний день. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Тезисы выступления
«Образовательная деятельность с детьми в детском саду».
Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении направлена на обеспечение развития личности ребенка, его способностей и мотивации к освоению новых знаний, умений в различных видах деятельности.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, определены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Для обеспечения целенаправленной работы по освоению данных образовательных областей, в детском саду с детьми организуются разные формы работы: игры, эксперименты, экскурсии, беседы, досуги и т.д.
Каждая образовательная область реализуется в следующих видах деятельности:
▪Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, (включая, конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал); изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
▪Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями).
Работа в подгруппах
Мы предлагаем сегодня совместно с вами в форме активного диалога найти оптимальные пути нашего плодотворного взаимодействия. Для этого Вам необходимо выбрать виды детской деятельности, в которых Вы хотели бы принять личное участие. По выбранным видам предлагаем Вам объединиться в группы. Педагоги нашего детского сада в каждом виде деятельности обсудят с Вами формы работы. Ваша задача – выбрать наиболее интересную для Вас и Вашего ребенка.
(На основе обсуждения определяется конкретное участие родителей в мероприятиях группы, сада. Педагог каждой подгруппы озвучивает выбор родителей).
Вывод.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка.
Приложение 4
Круглый стол «Взаимодействие с семьей. ФГОС – путь к реальному сотрудничеству».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы считаете, эффективно ли в настоящий момент сотрудничество детского сада и семьи? Докажите свою точку зрения.
(Если нет, то как вы думаете, в чем причина такого положения?)
2. Как конкретно каждый из вас хотел бы видеть сотрудничество детского сада и семьи?
3. Можете ли вы сказать, что педагоги полноценно используют ваш, родительский, потенциал в образовательном процессе детского сада?
4. Хотели бы вы реально участвовать в педагогическом процессе: чаще, в меру своих возможностей, бывать в детском саду, организовывать различные мероприятия для детей, вносить какие-то изменения в интерьере детского сада, участвовать в свободном общении с детьми и т.д.?
5. В какое время вам удобнее приходить в детский сад?
6. Что еще могли бы вы порекомендовать нам для организации реального взаимодействия на благо наших детей? (можно анонимно в форме «Почтовый ящик»).
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ//сост.: А. А. Кельцева, О. О. Маловицина, Н. А. Наххас. – М.:
ЭКСМО, 2013. – 716 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
5. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
6. Андреева Т.В. Психология семьи: учебное пособие. – СПб: Речь, 2010.
7. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2005. – 193 с.
8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2001.
9. Гайдадина И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5-6 лет на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности: дисс. канд. пед. наук. – Краснодар, 2010. – 270 с.
10. Глушкова Г.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет в условиях групп кратковременного пребывания: дисс. канд. пед. наук. – М., 2003. –185 с. – С. 105.
11. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. – М.: АРКИ, 2004. – 80 с.
12. Давыдова О.И., Работа с родителями в детском саду (этнопедагогический подход): учебное пособие. – Барнаул: Издательство БГПУ, 2003. – 160 с.
13. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
14. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М.: ИОО МО РФ, 2003. – 26 с.
15. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 60–68.
16. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 118–122.
17. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – 81 с.
18. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
19. Королева Н.Н., Савинова О.Н., Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ// Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2007. – № 9.
20. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности //Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Линка-пресс, 2005.
21. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М., 2002.
22. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
23. Коломиец Т.В. Формирование познавательной самостоятельности младших
дошкольников на основе идей личностно ориентированного подхода: автореф. канд. дис. – Владимир. 2009. – 25с.
24. Красношлык З.П. Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей: дисс. канд. пед. наук. – Владикавказ, 2006, 2001. – с.106.
25. Маханева М.Д. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка: материалы всероссийского совещания. – М.:ГНОМ и Д, 2001. – С. 122–127.
26. Меличева М.В. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей: дисс. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 265 с.
27. Микляева Н.В.Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
28. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 5.
29. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007.