Лекция 2. Научное мировоззрение как основа интеллектуального развития личности школьника
Вопросы:
1. Основные направления по проблеме личности.
2. Движущие силы развития личности
3. Условия развития личности
4. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии личности
5. Развитие и воспитание
6. Особенности развития
7.Деятельность и развитие личности
8. Социализация личности
1. Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории практики является проблема личности и ее развитияв специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками. Педагогии изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления:
•личность является сугубо природным существом;
• все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов;
• человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом подавлять естественные потребности;
• неудовлетворение естественных потребностей он замещает каким-либо видом деятельности.
Представители социологического направления:
• человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизни он постепенно социализируется;
• чем ниже по уровню развития личность, тем ярче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты.
Представители биосоциального направления:
•психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу,
• направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.
2. Движущая сила развития— борьба противоречий. К таким противоречиям относятся:
• противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
• противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
• противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. Различают противоречия:
•внутренние и внешние;
• общие и индивидуальные.
3. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность:развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.
К внутренним условиямотносятся физиологические и психические свойства организма.
Внешние условия— это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.
Использованные источники:
4. Наследственность— это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах.
Наследственная программа включает постоянную и переменную части:
•постоянная частьобеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода;
•переменная часть— это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы и т.д.
Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет сделать следующий вывод: наследуются не способности, а только задатки.
Унаследованные человеком задатки могут затем развиваться или же, при неблагоприятном стечении обстоятельств, остаться нереализованными. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, и определяется обстоятельствами: условиями жизни, воспитанием, потребностями человека и общества. Все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию.
Следует отличать врожденное наследование от генетического.Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика.Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу.
Развитие человека происходит не только под влиянием наследственности, но также под влиянием среды и воспитания.Понятие "среда" может рассматриваться в широком и узком смысле:
• среда в широком смысле— это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации;
• в узком смысле среда— это непосредственное предметное окружение. С момента рождения ребенка его окружает множество предметов, которые помогают ему познавать социальный мир и развиваться. Предметная среда существенно влияет на уровень всестороннего развития детей.
В современной педагогике существует понятие "развивающая среда" (В.А. Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Среда может оказывать как негативное, так и позитивное влияние, то есть может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.
Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание,которое представляет собой:
•в социальном, широком смысле— функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой;
• в более узком, педагогическом смысле —специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности, а также передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
5. Особенности воспитания:
• корректирует влияние наследственности и среды;
• главная сила, способная "подправить" недостатки природы и отрицательное действие среды;
• сила в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве развитием;
• слабость в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия;
• полностью изменить человека не может;
• обеспечивает развитие определенных качеств, опираясь на заложенные природой задатки;
• воздействуя на развитие человека, само зависит от развития;
• постоянно опирается на достигнутый уровень развития;
•эффективность определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия;
• сила воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.
По Л.С. Выготскому, цели и методы воспитаниядолжны соответствовать:
• "зоне актуального развития";